Система уроков по произведению И.С. Тургенева Муму
Методическая разработка системы уроков по изучению произведения
И.С. Тургенева «Муму» в 5 классе
Урок № 1
Автор: А.В. Гайворонская, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии № 6 г.Томска
Предмет: литература
Цель урока: знакомство с биографией И.С. Тургенева, историей создания повести «Муму».
Задачи урока:
Образовательный аспект:
актуализация знаний по предмету
Развивающий аспект:
развитие внимания, воображения, памяти, мышления, логики;
развитие коммуникативных компетенций;
Воспитательный аспект:
воспитание интереса к изученной теме;
воспитание самостоятельности и ответственности;
воспитание культуры общения в группах.
Планируемые результаты:
Предметные: развитие коммуникативных компетенций за счет объяснения собственной точки зрения, знакомство с новыми литературными терминами и понятиями.
Личностные: способность к оценке своей деятельности, деятельности одноклассников, повышение уровня мотивации к изучению предмета.
Метапредметные: умение сопоставлять явления и факты, выделять главную информацию, анализировать и систематизировать ее, умение делать выводы.
Форма организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Необходимое оборудование и материалы: доска, магниты, компьютер, интерактивная доска, фломастеры, конверты со смайликами.
Время реализации урока: 40 минут.
Учащиеся работают в группах. На столах лежат листы, фломастеры, магниты.
Знакомство с биографией И.С. Тургенева (приложение № 1). Рассказ учителя сопровождается фотографиями писателя, имения Тургеневых. Особый акцент делается на том, что маленький писатель видел все ужасы крепостного права и испытывал ненависть к любому проявлению жестокости и несправедливости. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы о том, что такое рабство, жестокость; имеет ли право один человек обижать другого? Ученики составляют синквейн (структура синквейна в приложении № 2). Затем один человек из группы выходит к доске и презентует текст синквейна.
После обсуждения позиций групп учитель сообщает детям о том, что у героя повести «Муму» Герасима был прототип (крепостной матери Тургенева), и сама барыня является прототипом матери писателя. Педагог объясняет значение литературного понятия «прототип», учащиеся фиксируют толкование в своих тетрадях.
Учитель предлагает каждой группе для обсуждения две фразы: «Жестокость это порождение злого ума и часто трусливого сердца» Л. Ариосто, «Из всех преступлений самое тяжкое это бессердечие» Конфуций. После совместного обсуждения учитель и ученики анализируют свою работу, используя для этого три вида смайликов, которые лежат в конвертах на столе каждой группы. Улыбающийся смайлик означает, что урок удался, ребенок доволен своей работой и работой своей группы. Нейтральный смайлик указывает на то, что ученик оценивает свою работу или работу своей группы как удовлетворительную. Грустный смайлик означает, что ученику не понравился урок, ему было неинтересно, он не смог включиться в работу группы.
Урок № 2
Автор: А.В. Гайворонская, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии № 6 г.Томска
Предмет: литература
Цель урока: знакомство с текстом произведения с помощью технологии кейс-стади.
Задачи урока:
Образовательный аспект:
актуализация знаний по предмету
Развивающий аспект:
развитие внимания, воображения, памяти, мышления, логики;
развитие коммуникативных компетенций;
Воспитательный аспект:
воспитание интереса к изученной теме;
воспитание самостоятельности и ответственности;
воспитание культуры общения в группах.
Планируемые результаты:
Предметные: развитие коммуникативных компетенций за счет объяснения собственной точки зрения, знакомство с новыми литературными терминами и понятиями.
Личностные: способность к оценке своей деятельности, деятельности одноклассников, повышение уровня мотивации к изучению предмета.
Метапредметные: умение сопоставлять явления и факты, выделять главную информацию, анализировать и систематизировать ее, умение делать выводы.
Форма организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Необходимое оборудование и материалы: доска, магниты, фломастеры, заготовки шляп из бумаги для рефлексии.
Время реализации урока: 40 минут.
Анализ текста произведения И.С. Тургенева проводится в несколько этапов. На каждом этапе работы учащимся, которые вновь объединены в группы, предлагается работать с определенной ситуацией (кейсом), анализировать ее, отвечать на вопросы, при этом подключать свой собственный жизненный опыт, высказывая свое мнение. В данном случае кейсом выступает фрагмент произведения, поскольку учащиеся только учатся анализировать художественный текст.
Кейс № 1
«Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником»
Вопросы: Каким представляется Герасим в этом фрагменте? Что можно сказать об этом человеке? Как, на ваш взгляд, связаны между собой внешность человека и его душа? Приведите примеры из своей жизни/истории/литературы и т.д.
Кейс № 2
«Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном».
Вопросы: Как данный фрагмент раскрывает характер Герасима? Одобряете ли вы его поведение? Меняется ли жизнь Герасима после появления Муму? Согласны ли вы с высказыванием А. Швейцера: «Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу»?
Кейс № 3
Спустя час после всей этой тревоги дверь каморки растворилась, и показался Герасим. На нем был праздничный кафтан; он вел Муму на веревочке. Ерошка посторонился и дал ему пройти. Герасим направился к воротам. Мальчишки и все бывшие на дворе проводили его глазами, молча. Он даже не обернулся: шапку надел только на улице. Гаврила послал вслед за ним того же Ерошку в качестве наблюдателя. Ерошка увидал издали, что он вошел в трактир вместе с собакой, и стал дожидаться его выхода.В трактире знали Герасима и понимали его знаки. Он спросил себе щей с мясом и сел, опершись руками на стол. Муму стояла подле его стула, спокойно поглядывая на него своими умными глазками. Шерсть на ней так и лоснилась: видно было, что ее недавно вычесали. Принесли Герасиму щей. Он накрошил туда хлеба, мелко изрубил мясо и поставил тарелку на пол. Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прикасаясь мордочкой – до кушанья. Герасим долго глядел на нее; две тяжелые слезы выкатились вдруг из его глаз: одна упала на крутой лобик собачки, другая – во щи. Он заслонил лицо свое рукой. ()А Герасим все греб да греб. Вот уже Москва осталась назади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Повеяло деревней. Он бросил весла, приник головой к Муму, которая сидела перед ним на сухой перекладинке – дно было залито водой, – и остался неподвижным, скрестив могучие руки у ней на спине, между тем как лодку волной помаленьку относило назад к городу. Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Муму, поднял ее над рекой, в последний раз посмотрел на нее Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки ()И живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырех по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. Но соседи заметили, что со времени своего возвращения из Москвы он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит. «Впрочем, – толкуют мужики, – его же счастье, что ему ненадобеть бабья; а собака – на что ему собака? к нему на двор вора селом не затащишь!» Такова ходит молва о богатырской силе немого.
Вопросы: Как вы думаете, почему Герасим надел праздничный кафтан? Как он ведет себя в такой непростой ситуации? Почему он все-таки топит Муму? Был ли у него выбор? Что подобным поступком хочет показать Герасим? Почему он уходит от хозяйки? Как бы вы поступили на месте Герасима? Как вы относитесь к его поступку?
На обсуждение каждого кейса ученикам дается 5-7 минут, после чего каждая группа дает ответы на вопросы.
В конце урока проводится рефлексия по методике Э. де Боно «Шесть шляп мышления» (приложение № 3)
Урок № 3
Автор: А.В. Гайворонская, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии № 6 г.Томска
Предмет: литература
Цель урока: написание творческих работ по произведению И.С. Тургенева «Муму»
Задачи урока:
Образовательный аспект:
актуализация знаний по предмету
Развивающий аспект:
развитие воображения, памяти, мышления, логики;
развитие коммуникативных компетенций;
Воспитательный аспект:
воспитание интереса к изученной теме;
воспитание самостоятельности и ответственности.
Планируемые результаты:
Предметные: развитие коммуникативных компетенций за счет написания сочинения по предложенным темам.
Личностные: способность выражать собственную точку зрения, доказывать ее, повышение уровня мотивации к изучению предмета.
Метапредметные: умение сопоставлять явления и факты, выделять главную информацию, анализировать и систематизировать ее, умение делать выводы.
Форма организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, Необходимое оборудование и материалы: доска, тетради и ручки.
Время реализации урока: 40 минут
Учитель предлагает детям написать сочинение по изучаемому произведению. Так как ученики 5 класса с сочинением работают недавно, учитель совместно с детьми составляет план сочинения. Предлагает учащимся направляющий текст (шаблоны), который поможет при написании творческой работы.
Тему сочинения ребенок выбирает сам. Вот примерные темы. 1. Трагическая судьба Герасима
2. «Каждый выбирает для себя» (по произведению «Муму»)
3. Свобода – самое дорогое, что есть у человека.
4. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по произведению «Муму»)
Во время написания работы учитель консультирует своих учеников, обсуждает с ними тему сочинения, если это необходимо, отвечает на вопросы, связанные с незнакомыми для учеников правилами орфографии и пунктуации.
Приложение № 1
Биография И.С. Тургенева
Иван Сергеевич Тургенев – русский писатель-реалист XIX века, поэт, переводчик и член-корреспондент Петербургской АН. Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орёл в дворянской семье. Отец писателя был отставным офицером, а мать – потомственной дворянкой. Мать Тургенева имела очень своенравный характер, была жестокой крепостницей и со своими сыновьями имела непростые отношения. Тургенев прозвал матушку «салтычихой». Её характер на самом деле нельзя было назвать простым. В нём сочетались противоположные качества скупость и щедрость, жестокость и чувствительность. Резкие вспышки гнева и решительные поступки барыни сменялись сентиментальностью и сомнениями.
Детство Тургенева прошло в родовом имении, где у него были личные учителя, гувернеры, крепостные няньки. В 1827 году семья Тургеневых переехала в Москву с целью дать детям достойное образование. Там он учился в пансионе, затем занимался с частными учителями. Писатель с детства владел несколькими иностранными языками, включая английский, французский и немецкий.
В 1833 году Иван поступил в Московский университет, а через год перевелся в Петербургский на словесное отделение. В 1838 году он уехал в Берлин на лекции классической филологии. Там он познакомился с Бакуниным и Станкевичем, встречи с которыми имели большое значение для писателя. За два года проведенных за границей, он успел побывать во Франции, Италии, Германии и Голландии. Возвращение на родину состоялось в 1841 году. В это же время он начинает активно посещать литературные кружки, где знакомится с Гоголем, Герценом, Аксаковым и т.д.
В 1843 году Тургенев поступил на службу в канцелярию министра внутренних дел. В этот же год он познакомился с Белинским, который оказал немалое влияние на становление литературных и общественных взглядов молодого писателя. В 1846 году Тургенев написал несколько произведений: «Брётер», «Три портрета», «Нахлебник», «Провинциалка» и т.д. В 1852 году появился один из лучших рассказов писателя – «Муму». Рассказ был написан во время отбывания ссылки в Спасском-Лутовинове. В 1852 году появляются «Записки охотника», а после смерти Николая I были опубликованы 4 крупнейших произведения Тургенева: «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо».
Тургенев тяготел к кругу литераторов-западников. В 1863 году вместе с семейством Виардо уехал в Баден-Баден, где активно участвовал в культурной жизни и завязывал знакомства с лучшими писателями Западной Европы В 1878 году он был назначен вице-президентом на международном конгрессе по литературе, проведенном в Париже. На следующий год Тургенева удостоили звания почетного доктора Оксфордского университета. Проживая за границей, он все также душой тянулся к родине, что отразилось в романе «Дым» (1867). Самым крупным по объему стал его роман «Новь» (1877). И. С. Тургенев скончался под Парижем 22 августа (3 сентября) 1883 года. Похоронили писателя согласно его воле в Петербурге.
Приложение № 2
Структура синквейна
1 существительное (Тема)
2 прилагательных (Какой? Какое?)
3 глагола (Что делает? Как влияет?)
Фраза из 4 слов (Как можно охарактеризовать?)
1 существительно (Вывод)
Приложение № 3
Методика Э. де Боно «Шесть шляп мышления»
Белая шляпа. Примеряя этот головной убор, мы сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, какой информации недостаёт, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.
Белая шляпа – это, фактически, ретроспективный метод познания, который используют, чтобы выявить причинно-следственные связи и закономерности в развитии явлений.
Красная шляпа. Одевая её, мы включаем интуицию и чувства. Что подсказывает вам внутренний голос? Интуитивные догадки и ощущения на этом этапе очень важны, поскольку позволяют судить об эмоциональном фоне и отношении к проблеме через призму человеческих чувств. Если обсуждение коллективное – важно постараться понять ответы других людей, движущие силы и подоплёку предложенных ими решений. Для этого каждому нужно быть правдивым и искренним, не скрывать своих настоящих чувств и переживаний.
Чёрная шляпа. В ней вы должны быть пессимистом, но со здоровой долей критицизма. Предложенные решения проблемы оцениваются на предмет возможных рисков в будущем, дальнейшего развития трудных и непредвиденных ситуаций. Старайтесь в каждой идее найти слабые места и обратить на них внимание. Чёрную шляпу нужно использовать в первую очередь тем, кто уже добился успеха и привык мыслить позитивно, ведь зачастую именно такие люди склонны недооценивать предполагаемые трудности.
Жёлтая шляпа. Она является противоположностью чёрной и подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными.
Зелёная шляпа отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. Никаких оценок предложенных ранее решений, только их дальнейшее развитие любыми доступными способами.
Синяя шляпа не связана непосредственно с выработкой решения. Её одевает руководитель – тот, кто ставит цели в начале и подводит итог работы в конце. Он управляет всем процессом – даёт слово каждому, следит за соблюдением тематики.
15