Методические рекомендации по выполнению практических работ по Основам безопасности жизнедеятельности.

Смоленское областное государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение «Сафоновский индустриально технологический техникум»




Методические рекомендации по выполнению практических работ по Основам безопасности жизнедеятельности.








Выполнила
преподаватель-организатор ОБЖ
СОГБПОУ «СИТТ»
Накорякова Н.О.










Содержание

1. Введение .

2.Пояснительная записка .

3. Перечень практических работ .

4. Указания по выполнению практических работ ..

5. Лист согласования..

Введение

Учебная дисциплина «Основы безопасность жизнедеятельности» (ОБЖ) изучается студентами на первом курсе. Юноши по окончанию курса проходят военно-полевые сборы (35 часов). Методические рекомендации по выполнению практических работ обеспечивают реализацию рабочей программы по Основам безопасности жизнедеятельности.
Реализация программы обеспечит компетентность будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности как неотъемлемой части их профессионализма в период вступления в самостоятельную жизнь.






Пояснительная записка

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений, необходимых в последующей учебной деятельности и жизни.
В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач, работа с измерительными приборами, средствами индивидуальной защиты, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками.
На практических занятиях студенты овладевают первоначальными умениями и навыками, которые будут использовать в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
В результате изучения учебной дисциплины в области жизнедеятельности студент должен
знать:
прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;
Уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности;
оказывать первую помощь пострадавшим
Данная дисциплина базируется на знаниях умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общетехнических дисциплин и в процессе изучения прослеживается теснейшая ее связь с этими дисциплинами.


































Перечень практических работ

№ п/п
Тема практической работы


Способы закаливания организма и влияние двигательной активности на здоровье человека.



Вредные привычки и их профилактика.


Репродуктивное здоровье населения. Современные средства контрацепции


Основные инфекционные болезни.


Первая медицинская помощь при травмах и ранениях.
Первая медицинская помощь при остановке сердца.


6,7
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


8.
Выявление роли и места СОГБОУ СПО «СИТТ» в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)


9.
Выполнение основных мероприятий по противодействию терроризму

10.
История Вооруженных Сил России

11-15.
Организационная структура Вооруженных Сил России.

16,17.
Воинская обязанность

18.
Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.


19.
Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступление против военной службы.


20.
Изучение примеров героизма и войскового товарищества российских воинов.






















Практическая работа №1

Тема. Способы закаливания организма и влияние двигательной активности на здоровье человека.
Цель. Закрепление теоретических знаний по данной теме. Приобретение умения использовать знания на практике.
Задачи. Изучить способы закаливания организма и влияние двигательной активности на здоровье человека.
Научится применять их на практике.
Время выполнения 2 часа.
Оборудование. Учебник ОБЖ А.Т.Смирнов, конспекты, тетрадь.
Задание. Изучить материалы в учебнике и конспекте.
Составить свой план здорового образа жизни в тетради.
Ответить на вопросы.
Контрольные вопросы.
Что такое ЗОЖ?
Что такое закаливание организма?
Каково значение закаливание организма для здоровья человека?
Как двигательная активность влияет на здоровье человека?
Назовите важные факторы ЗОЖ.
Литература. Учебник ОБЖ А.Т.Смирнов

Практическая работа №2

Тема. Вредные привычки и их профилактика.
Цель. Закрепление теоретических знаний по данной теме и приобретение практических навыков по преодолению вредных привычек.
Задачи. Изучить вредные привычки и их влияние на организм человека.
Научиться бороться с вредными привычками.
Время выполнения 2 часа.
Оборудование. Учебник ОБЖ А.Т.Смирнов, конспекты, тетрадь.
Задание. Изучить материалы в учебнике и конспекте.
Перечислить основные признаки наркомании и токсикомании.
Раскрыть каким образом табакокурение вредно воздействует на организм человека.
Контрольные вопросы.
1.Что такое алкоголизм?
2. Как алкоголь влияет на здоровье человека?
3. Что такое табакокурение?
4. Как табакокурение влияет на здоровье человека?
5. Охарактеризуйте заболевания: а) гонорея; б) сифилис; хламидиоз; в) СПИД.
Литература. Учебник ОБЖ, «Основы медицинских знаний» А.Т.Смирнов.



Практическая работа №3

Тема. Репродуктивное здоровье населения. Современные средства контрацепции.
Цель. Закрепление теоретических знаний по данной теме. Приобретение умения использовать знания на практике.
Задачи. Изучить репродуктивное здоровье населения, современные средства контрацепции и умение применять знания на практике.
Время выполнения 2 часа.
Оборудование. Учебник ОБЖ А.Т.Смирнов, конспекты, презентация, тетради.
Задание. Изучить материалы в учебнике и конспекте.
Дать определение - репродуктивное здоровье населения.
Определить значение современных средств контрацепции.
Контрольные вопросы.
1.Что такое репродуктивное здоровье населения?
2. Каково значение современных средств контрацепции?
3. Аборт и его последствие?
4. Здоровое поколение.
Литература. Учебник ОБЖ, «Основы медицинских знаний» А.Т.Смирнов.
Учебник ОБЖ Латчук В.Н.


Практическая работа №4

Тема. Основные инфекционные болезни.
Цель. Закрепление теоретических знаний, умение использовать их на практике.
Задачи. Изучить основные инфекционные болезни, группу инфекционных заболеваний и инфекции входящие в группу. Умение использовать полученные знания на практике.
Время выполнения 2 часа.
Оборудование. «Основы медицинских знаний» А.Т.Смирнов.
Задание. Изучить инфекционные болезни. Дополнить таблицу классификации инфекционных заболеваний.

п\п
Группа инфекционных
заболеваний
Инфекции, входящие в группу

1
Кишечные инфекции


2

Грипп, корь, дифтерия, скарлатина. натуральная оспа

3



4

Бешенство

5
Контактно-бытовые инфекции




Контрольные вопросы.
Дать определение инкубационного периода.
Перечислите виды инфекции.
Какие пути передачи инфекции вы знаете?

Литература. Учебник ОБЖ, «Основы медицинских знаний» А.Т.Смирнов.
Учебник ОБЖ Латчук В.Н.


Практическая работа №5

Тема. Первая медицинская помощь при травмах и ранениях.
Первая медицинская помощь при остановке сердца.
Цель. Закрепление теоретических знаний по теме: «Первая медицинская помощь».
Отработка умений: наложение жгута для остановки кровотечения; наложение различного рода повязок.
Отработка умений оказания помощи при остановке сердца.
Время выполнения 2 часа.
Оборудование. «Основы медицинских знаний» А.Т.Смирнов. тетради.
Задание. 1. Инструктаж по ТБ при работе со стерильным предметами (ножницы).
2. Теоретическое изучение материала.
3. Рабочий материал: бинт, марля, вата, перекись водорода, йод, пластрь, ножницы.
4. Разделить студентов на группы по 4 человека и раздать задания.
5. Составить таблицу: «Различные виды ран, их характеристика».
6. Первая помощь при ушибах , переломах. Составить схему:


Название
Признаки
Помощь











Описать порядок действий при искусственной вентиляции легких различными методами и выполнении наружного (непрямого) массажа сердца.
Отработать умение непрямого массажа сердца.
Литература. Учебник ОБЖ, «Основы медицинских знаний» А.Т.Смирнов.
Учебник ОБЖ Латчук В.Н.


Практическая работа №6,7

Тема. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Цель. Закрепление теоретических знаний о классификации ЧС и приобретение практических умений в составлении памяток поведение населения в ЧС.
Задачи. 1. Заполнить таблицу «Классификация ЧС»
2. Составить памятки поведения населения в ЧС
Время выполнения 4ч
Оборудование. Учебник ОБЖ стр.16-47, лист А4, карандаши, линейка, тетради для практических работ
Задание
1.Прочитайте текст
2. Заполните таблицу «Классификация ЧС»
3. Прочитайте текст
4. Составьте памятки поведения населения в ЧС
Контрольные вопросы.
Что означает ЧС?
Перечислите ЧС по природе возникновения.
Перечислите ЧС по масштабам распространения последствий.
Перечислите ЧС по причине возникновения.
Перечислите ЧС по скорости развития
Перечислите ЧС по ведомственной принадлежности.
Дайте характеристику ЧС природного происхождения.
Дайте характеристику ЧС техногенного характера.
9. Что такое взрыв?
10. Что такое пожар?
Литература.
Основы безопасности жизнедеятельности [Текст] : учебник для среднего профессионального образования / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко/ Изд. 9-е – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 173 с.

Практическая работа №8

Тема. Выявление роли и места СОГБОУ СПО «СИТТ» в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Цель. Закрепление теоретических знаний о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), решение ситуационных задач, отражающих роль и место СОГБОУ СПО «СИТТ» в РСЧС.
Задачи.
1. Закрепить знания о РСЧС
2. Определить роль и место СОГБОУ СПО «СИТТ» в РСЧС
Время выполнения 2ч
Оборудование. ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», ситуационные задачи, тетрадь.
Задание
1.Найти в ФЗ цели и задачи РСЧС
2. Решить ситуационные задачи.
3. Определить роль и место в СОГБОУ СПО «СИТТ» РСЧС.
Контрольные вопросы.
Назовите цель и задачи РСЧС.
Перечислите основные способы защиты населения в ЧС.
Какую роль выполняет СОГБОУ СПО «СИТТ» в РСЧС
VIII Литература
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»



Практическая работа №9

Тема. Выполнение основных мероприятий по противодействию терроризму.
Цель. Закрепление теоретических знаний о терроризме и приобретение практических навыков поведения при обнаружении взрывных устройств.
Задачи.
1. Закрепить теоретические знания о терроризме.
2. Составить алгоритм поведения при обнаружении взрывных устройств.
Время выполнения 2ч.
Оборудование. Памятка по действиям при террористических актах, ФЗ «О противодействии терроризму» учебный фильм «Действия населения при угрозе террористического акта»
Задание.
1.Просмотреть учебный фильм.
2.Изучить ФЗ «О противодействии терроризму».
Выписать основные понятия ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму».
3. Изучить памятку по действиям при террористических актах.
4. Составить алгоритм поведения при обнаружении взрывных устройств.
Контрольные вопросы
Что такое терроризм?
Что включает в себя террористическая деятельность?
Раскройте понятие террористического акта.
Что означает противодействие терроризму?
Контртеррористическая операция это?
Для чего применяются Вооруженные Силы Российской Федерации в борьбе с терроризмом?
Кто принимает решение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз?
Перечислите категории лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, подлежащих правовой и социальной защите.
Ответственность организаций за причастность к терроризму.
Вознаграждение за содействие борьбе с терроризмом

Литература
ФЗ «О противодействии терроризму»



Практическая работа №10

Тема. История Вооруженных Сил России.
Цель. Закрепление знаний основных этапов истории создания Вооруженных Сил России.
Совершенствование навыков самостоятельной работы с учебником, а также умений обобщать и систематизировать фактический материал, делать выводы.
Задачи. Закрепление истории Вооруженных Сил России. Умение объяснять целесообразность принципов комплектования Вооружённых Сил на том или ином историческом этапе.
Время выполнения 2ч.
Оборудование.
Учебник по ОБЖ.
Учебник История России с древних времён до конца XIX века.
Конспект урока.
Задание.
Организация ВС Российского государства с IX по XVI век Военная
реформа Ивана IV в середине XVI века.
Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, её особенности.
Военная реформа в России во второй половине XIX века, создание
массовой армии.
Изучить опорную схему и таблицу.
Контрольные вопросы
После заполнения таблицы проводится беседа по вопросам:
1. Какой из способов комплектования приведённых в таблице, на ваш взгляд, более прогрессивен и эффективен? В чём его преимущества?
2. Армия – важнейшая государственная структура, наряду с правоохранительными органами
Приложение


История создания Вооруженных Сил России.

Опорная схема урока
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Этапы развития ВС России.

Период
Способ комплектования
армии.
Призывной возраст.
Срок службы

С IX по XIV века
Княжеские дружины
Народное ополчение
Не ограничен
По мере необходимости

XV – XVI вв.
Дворянское ополчение
Постоянное стрелецкое войско
С 15 лет
Пожизненно

Начало XVIII -
Середина XIX вв.
Постоянная армия на основе
Рекрутского набора
С 15 до 32 лет
Солдаты пожизненно, дворяне – 25 лет

Вторая половина XIX -
начало XX века
Всеобщая воинская повинность
С 20 лет
Пехота – 6 лет и 9 лет в запасе, флот – 7 лет и 3 года в запасе.


Начало XXI
века











Литература
Учебник по ОБЖ.
Учебник История России с древних времён до конца XIX века.



Практическая работа №11-15

Тема. Организационная структура Вооруженных Сил России.
Цель. Закрепить теоретические знания о структуре ВС РФ и приобретении практических умений в решении ситуационных задач.
Задачи. Закрепить знания ФЗ «Об обороне».
Составить ситуационные задачи по изучаемой теме.
Запомнить структуру ВС РФ, состав, рода войск, подразделения.
Оборудование. ФЗ «Об обороне», тетрадь, учебник ОБЖ.
Задание.
Изучить материал учебника ОБЖ.
2. Выписать основные формулировки:
Что понимается под обороной?
С какой целью создаются ВС РФ?
Что включает в себя организация обороны?
Что составляет основу военной организации государства?
Дополнить схему- структура ВС РФ и заполнить таблицу.
3. Составление ситуационных задач
4. Решение ситуационных задач.
Контрольные вопросы.
Что понимается под обороной?
С какой целью создаются ВС РФ?
Что включает в себя организация обороны?
Что составляет основу военной организации государства?
Права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны.
6. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.

Виды Вооруженных Сил
Задачи
Структура
Вооружение

Сухопутные войска







Самолеты, гидросамолеты, вертолеты. Основа мощи – сверхзвуковые всепогодные самолеты



Подводные, надводные силы; морская авиация; береговые ракетно-артилерийские войска; морская пехота.



Литература. ФЗ «Об обороне». Учебник ОБЖ.






Практическая работа №16,17

Тема. Воинская обязанность.
Цель. Закрепить знания о воинской обязанности и военной службе и приобретение практических умений и навыков при работе с документами.
Задачи. Закрепить знания ФЗ «О воинской обязанности », «Об обороне».
Составить опорную схему и заполнить таблицу.
Проверить знания по изученной теме.
Оборудование. ФЗ «О воинской обязанности », «Об обороне».
Учебники ОБЖ В. Латчук, А.Т.Смирнов, тетрадь, ручка, линейка.
Задание.
Изучить материалы учебника, ФЗ «О воинской обязанности », «Об обороне».
Выписать основные формулировки
Что понимается под воинской обязанностью, военная служба, воинский учет, увольнение с военной службы.
Заполнить таблицу
Вид подготовки
Содержание подготовки

Обязательная подготовка граждан к военной службе
-
-участие в военно-патриотической работе и подготовка в военно-патриотических молодежных объединениях;
-.

Добровольная подготовка граждан к военной службе
- занятие военно-прикладными видами спорта;
-...



Приведите уважительные причины, по которым гражданин может на прибыть по повестке военного комиссариата.
Контрольные вопросы.
Военная служба по контракту, права и обязанности военнослужащих по контракту.
Что представляет собой альтернативная гражданская служба?
Дисциплинарная и уголовная ответственность военнослужащих(перечислить).
Литература.
ФЗ «О воинской обязанности », «Об обороне».
Учебник ОБЖ В. Латчук. Учебник ОБЖ А.Т.Смирнов


Практическая работа №18

Тема. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.
Цель. Закрепление теоретических знаний об основных видах вооружения, военной техники, специального снаряжения состоящих на вооружении ВС РФ, приобретение практических навыков разборки, сборки автомата Калашникова, стрельбы из пневматического оружия.
Задачи.
Познакомиться с основными видами вооружения.
Научиться разбирать, собирать автомат.
Научиться стрелять из пневматического оружия.
Время выполнения 2ч
Оборудование. Видеофильм, проектор, компьютер, тир, автомат, пневматическое оружие, тетради.
Задание.
1. Просмотреть видеофильм
2. Ответить на контрольные вопросы.
3. Разборка, сборка автомата.
4. Записать в тетрадях порядок разборки, сборки автомата.
5. Стрельба из пневматического оружия.
Контрольные вопросы.
Характеристика нового русского автомата.
Что планируется в рамках государственной программы вооружения на 2011-2020г?
Литература.



Практическая работа №19

Тема. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступление против военной службы.
Цель. Закрепление теоретических знаний о дисциплинарных взысканиях и уголовной ответственности военнослужащих и приобретении практических умений работы с учебником и нормативными документами.
Задачи. Познакомить с видами юридической ответственности, которые могут налагаться на военнослужащих. Дать основные юридические знания для определения вида ответственности за повершенное правонарушение. Воспитывать дисциплинированность, уважительное отношение к законодательным актам Российской Федерации.
Оборудование. Конституция РФ, ФЗ «О безопасности», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе », «О статусе военнослужащих»; общевоинские уставы; тетрадь.
Задание.
Перечислите виды наказаний и дайте характеристику каждого вида.
Дайте определение статуса военнослужащего.
Записать в тетрадь статьи об уголовной ответственности военнослужащих.
Контрольные вопросы.
Литература.
Конституция РФ, ФЗ «О безопасности», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе », «О статусе военнослужащих»; общевоинские уставы.
Учебник ОБЖ В. Латчук. Учебник ОБЖ А.Т.Смирнов


Практическая работа №20.

Тема: Изучение примеров героизма и войскового товарищества российских воинов.
Цель. Закрепление знаний о героизме, войсковом товариществе и приобретение практических умений при работе с учебником.
Задачи.
Изучить материал учебника.
Составить тезисный конспект
Ответить на контрольные вопросы.
Время выполнения 2ч.
Оборудование.
Задание.
1.Прочитать материал учебника ОБЖ стр. 103-105, 117-120
2. Составить тезисный конспект.
3. Ответить на вопросы.
Контрольные вопросы.
Назовите основные понятия и определения патриотизма российского гражданина и воина.
В чем выражается воинский долг военнослужащих ВС РФ?
Каково значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений?
Литература.
Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс [Текст] : учебник для учащихся 10 класса / А. Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В. А. Васнев. – М. : Просвещение, 2008. – 161 с.








































Лист согласования

Дополнения и изменения к методическим рекомендациям выполнения практических работ по дисциплине «ОБЖ» на учебный год
 
Дополнения и изменения к методическим рекомендациям выполнения практических работ на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________ 
В методические рекомендации выполнения практических работ внесены следующие изменения:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дополнения и изменения в методические рекомендации выполнения практических работ обсуждены на заседании ПЦК _______________________________________________________
«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ ). 
Председатель ПЦК ________________ /___________________/



Появление военных организаций у восточных славян.
Войско Киевской Руси

Войско Московского государства.
Военная реформа Ивана Грозного

Создание в России регулярной армии.
Реформы Петра I

Переход России к массовой армии.
Военные реформы
1860-1870гг. и
1905-1912гг.

Создание и
развитие советских Вооруженных Сил.
Вооруженные Силы суверенной России.



Заголовок 115