Образовательная программа Обучение катанию на коньках


Программа обучения катанию на коньках на уроках физкультуры в МКОУ Краснооктябрьская СОШ Среднеахтубинского района Волгоградской области.
Пояснительная записка
В последние десятилетия в российском обществе упал интерес к занятиям физической культурой. В то же время, каждый четвертый родившийся ребенок имеет врожденную патологию, каждый третий страдает от хронических болезней, каждый второй имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья. Эти дети часто не могут в полном объеме посещать школьные уроки физкультуры, и получается замкнутый круг: отсутствие интереса к спорту способствует слабому здоровью, болезненные дети становятся неспортивными.
Не секрет, что школьные программы физической культуры устарели, что принудительный характер уроков деформирует мотивационную основу их двигательной активности, что вместо формирования полезного члена общества, готового к труду и обороне, пора посмотреть на школьника как на личность.
В этой связи становится актуально использование каждым учителем всевозможных способов, методов, технологий, оказывающих профилактическое и оздоравливающее воздействие на организм детей.
Данная программа составлена, опираясь на программно - нормативные документы, касающиеся физической культуры в начальной школе и на личном опыте проведения поурочных и секционных занятий на коньках. Программа допускает многообразие и вариативность подходов к построению учебного процесса, в тоже время она вписывается в объем учебного материала по предмету «физическая культура», который должен быть освоен учащимися, не зависимо от их типа, характера, используемых учебных программ.
Целью программы является: обучение технике катания на коньках, формирование двигательных умений и навыков, укрепление здоровья.
Требования к уровню подготовки предусматривают усвоение учебного материала по предмету «физическая культура».
Катание на коньках стимулирует двигательную активность школьников, улучшает состояние их здоровья и общую физическую подготовку. Систематически выполняемые движения на воздухе приводят к благоприятным изменениям в развитии органов дыхания и двигательной мускулатуры, развитию и укреплению всей опорно-двигательной системы. Повышается устойчивость вестибулярного аппарата, повышается чувство равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение. При передвижении на коньках многократно повторяются одни и те же движения, происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свода стопы.
Сложность движений на коньках обуславливается взаимосвязью и общим ритмом двигательного акта при скольжении по льду на ограниченной площади опоры. Учить ребят этому виду спортивных упражнений можно начинать с 3-5 лет, для чего необходимо вести систематическую разъяснительную работу с родителями: проводить беседы, консультации о физическом воспитании детей.
Желание обучающихся овладеть катанием, воспитывают у них волю, терпение, смелость, настойчивость и другие положительные качества. Совместная работа учителей физического воспитания и семьи поможет осуществить правильное физическое развитие и воспитание характера и личности. Этому способствует катание на коньках.
Программа позволяет последовательно решать такие основные задачи:
-укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся;
-формирование двигательных умений и навыков;
-воспитание у школьников потребности в систематических и самостоятельных занятиях на свежем воздухе;
-воспитание волевых качеств характера;
приобретение необходимых навыков самоконтроля и самостраховки;
проведение культурного семейного досуга.
При проведении занятий строго соблюдаются правила техники безопасности, установленные для уроков физической культуры в общеобразовательной школе. Занятия с учащимися проводятся с учетом их состояния здоровья.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373) данная программа для 1-4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умениями организовать здоровьсберегающую жизнедеятельность, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и др.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья, показателями развития основных физических качеств.
Программа имеет четыре раздела:
-основы знаний при занятиях на коньках;
-подготовительный период обучения (занятия на твердом покрытии и на снежной утрамбованной площадке);
основной период обучения (занятия на льду);
заключительный период.
В подготовительном периоде решаются следующие задачи:
вызвать у ребят интерес и желание кататься на коньках; обеспечить общую физическую подготовку;
формировать чувство равновесия; формировать первоначальные представления о технике катания на коньках;
выработать навыки быстрого самообслуживания, необходимые для подготовки к занятию и после его окончания;
-научить способам самостраховки при падении.
В основной период обучения, который охватывает 10 занятий, ставятся следующие задачи:
-обучать основам техники катания на коньках и закреплять движения, уже имеющиеся после подготовительного периода обучения;
-обучать технике отталкивания на одном, поочередно на двух коньках в катании по- прямой;
обучать технике катания по кругу;
обучить сочетанию отталкивание со скольжением на одном, на другом коньке, на двух вместе, соблюдая при этом правильную посадку, постановку коньков;
-обучить технике поворотов и торможению.
Таким образом, в основной период обучения включаются упражнения на льду (46% времени), произвольное катание (20%) и игры (34%).
Почасовой план рассчитан на 20 часов в учебный год.
Для реализации программы используются беседы, практикум, урок-тренировка.
Из опыта работы видно, что мотивация к занятиям физической культурой на коньках высокая. Уменьшилось количество учащихся, болеющих простудными заболеваниями. Школьники приобрели свои коньки и стали посещать каток в свободное время.
Тематическое планирование
Тема урока Количество часов
1 Основы знаний 2
2 Подготовительный период 6
3 Основной период 10
4 Заключительный период 2
При освоении программы учащиеся должны знать:
Как вести себя на льду.
При каком температурном режиме можно заниматься.
Как правильно падать.
Как оказать помощь при травме.
При освоении программы учащиеся должны уметь:
Правильно подбирать коньки.
Кататься по прямой.
Скользить на одном коньке.
Делать повороты.
Кататься по кругу.
Кататься спиной вперед.
Тормозить двумя способами.
Уметь группироваться при падении.
На практических и теоретических занятиях ученики приобретают знания, умения, навыки, необходимые для владения техники и бега на коньках. Ученики приучаются к соблюдению режима дня и необходимых гигиенических правил. Проведение правил при любой погоде, преодоление трудностей укрепляют волю и закаливают организм.
Формы контроля:
Каждая обязательная фигура оценивается отметками. При выставлении отметки прежде всего принимается во внимание правильность рисунка на льду; во - вторых положение тела и правильность движений; в -третьих- величина фигуры и в- четвертых - покрытие следа при троекратном повторении фигуры. Эти четыре требования по возможности располагаются в указанном порядке.
Для реализации программы необходимо:
1. Наличие катка, раздевалок, коньков.
Использовать следующие формы деятельности:
Беседы:
Техника безопасности при занятиях на коньках;
Правила поведения на льду;
Приемы и техника падения.
Практикум:
Подбор коньков;
Занятия на твердом покрытии;
Занятия на снежной утрамбованной площадке.
Урок-тренировка:
Занятия на льду.
Инструкция по предупреждению травматизма при катании на коньках .Одежда для занятий должна быть легкой, теплой, не стесняющей движения.
Уроки проходят в тихую погоду или при слабом и ветре, при температуре не ниже 20 0 С.
Перед каждым уроком проверять коньки / они должны быть прочными, надежными, обувь удобной.При сильном морозе необходимо поручать занимающимся следить друг за другом и сообщать учителю о первых признаках обморожения.При утомлении или ухудшении самочувствия учащихся должен быть отправлен в медпункт.
Перед занятиями, проводимыми на катке и после них, следует уделять внимание упражнениям без коньков, выполняемые в раздевалке.
При обучении на льду новичков следует применять страховку, используя для этой цели барьеры, поручни и т.д.
Запрещается кататься на катках одновременно на обычных коньках и хоккеистам.
Запрещается находиться на льду во время занятий без коньков .Запрещается резко останавливаться, а также отдыхать на беговой дорожке.
Во избежание столкновений кататься только против часовой стрелки.
Во всех тяжелых случаях травматизма необходимо вызвать врача
После урока поменять белье, носки.
Содержание программы (20 часов).
Примерное распределение материала по урокам
1 класс
1-й урок. Техника безопасности.
2-й урок. Техника падений.
3-й урок. Подбор коньков.
Занятия на твердом покрытии
4-й урок. Обучение позе конькобежца.
5-й урок. Торможение «плугом».
6-й урок. Закрепление техники торможения. Отталкивание в катании по прямой.
7-й урок. Закрепление навыка отталкивания в катании по прямой. Поворот направо и налево «дугой».
8-й урок. Упражнения в равновесии (скольжение в позе конькобежца). Скольжение на двух, на одном коньке . Игра «Салочки».
9-й урок. Игра. Обучение движениям рук при катании на коньках.
10-й урок. Катание по прямой с маховыми движениями рук. С махом правой, затем левой руки. Игра «Салки».
11-й урок. Обучение повороту приставными шагами (разучивание поворотов влево и вправо по окружности радиусом 6—8 м). Эстафета с поворотом приставным шагом влево и вправо.
12-й урок. Закрепление техники катания по повороту приставными шагами (увеличить радиус круга до 10—12 м). Игра «Второй лишний».
13-й урок. Обучение повороту кругом и скольжению на двух коньках спиной вперед. Катание по прямой с маховыми движениями правой, левой и обеих рук. Игра «Пустое место».
14-й урок. Обучение движению спиной вперед. Разучивание упражнения «фонарик». Эстафета с упражнением «фонарик».
15-й урок. Разучивание работы рук. Совершенствование техники катания по прямой. Эстафета.
16-й урок. Оценка техники катания по прямой и торможения. Игра «Салки» по кругу. Катание в медленном темпе.
17-й урок. Проверка умения выполнять повороты «дугой» и приставными шагами в левую и правую сторону. Игра «Рыбаки и рыбки».
18-й урок. Скольжение на одном коньке по разметке с различным положением рук. Соревнование в беге парами (без учета времени). Катание группами «в ногу». Упражнение «паровоз».
19-й урок. Катание парами, тройками. Эстафета с преодолением препятствий (комочков снега), объезд препятствий способом «фонарик». Бег на 30 м (с предварительными забегами, полуфиналом и финалом). Катание в медленном темпе.
20-й урок. Катание, взявшись за руки, шеренгами по несколько человек, в ногу. Игра-упражнение «Карусель».
Подведение итогов. Работа с отстающими детьми.
2 класс
1-й урок. Техника безопасности.
2-й урок. Техника падений.
3-й урок. Подбор коньков.
Занятия на твердом покрытии
4-й урок. Обучение позе конькобежца. Торможение «плугом».
5-й урок. Закрепление техники торможения. Отталкивание в катании по прямой.
6-й урок. Закрепление навыка отталкивания в катании по прямой. Поворот направо и налево «дугой».
7-й урок. Упражнения в равновесии (скольжение в позе конькобежца). Скольжение на двух, на одном коньке . Игра «Салочки».
8-й урок. Игра. Обучение движениям рук при катании на коньках.
9-й урок. Катание по прямой с маховыми движениями рук. С махом правой, затем левой руки. Игра «Салки».
10-й урок. Обучение повороту приставными шагами (разучивание поворотов влево и вправо по окружности радиусом 6—8 м). Эстафета с поворотом приставным шагом влево и вправо.
11-й урок. Закрепление техники катания по повороту приставными шагами (увеличить радиус круга до 10—12 м). Игра «Второй лишний».
12-й урок. Обучение повороту кругом и скольжению на двух коньках спиной вперед. Катание по прямой с маховыми движениями правой, левой и обеих рук. Игра «Пустое место».
13-й урок. Обучение движению спиной вперед. Разучивание упражнения «фонарик». Эстафета с упражнением «фонарик».
14-й урок. Разучивание работы рук. Совершенствование техники катания по прямой. Эстафета.
15-й урок. Оценка техники катания по прямой и торможения. Игра «Салки» по кругу. Катание в медленном темпе.
16-й урок. Проверка умения выполнять повороты «дугой» и приставными шагами в левую и правую сторону. Игра «Рыбаки и рыбки».
17-й урок. Скольжение на одном коньке по разметке с различным положением рук. Соревнование в беге на 30—60 м и парами (без учета времени). Катание группами «в ногу». Упражнение «паровоз».
18-й урок. Катание парами, тройками. Эстафета с преодолением препятствий (комочков снега), объезд препятствий способом «фонарик». Бег на 30 м (с предварительными забегами, полуфиналом и финалом). Катание в медленном темпе — до 1 км.
19-й урок. Катание, взявшись за руки, шеренгами по несколько человек, в ногу. Игра-упражнение «Карусель».
20-й урок. Подведение итогов. Работа с отстающими детьми.
3 класс.
1-й урок. Техника безопасности.
2-й урок. Техника падений.
3-й урок. Подбор коньков
Занятия на твердом покрытии
4-й урок. Восстановление навыков в катании на коньках по прямой и поворотам, торможения. Совершенствование позы конькобежца на месте и в движении — 3—4 раза. Упражнения в торможении — 4—5 раз. Катание по кругу малого радиуса — 8—10 м; вправо и влево — 6—8 раз по 30 м. Эстафета.
5-й урок. Восстановление навыков выполнения поворотов вправо, влево, кругом. Упражнения в поворотах «дугой» — 4—6 раз. Упражнение в поворотах приставными шагами по кругу малого радиуса — 3—6 м. Катание по 3—4 мин.
6-й урок. Совершенствование маховых движений рук на месте и в движении. Совершенствование отталкивания — упражнение «иолуфонарик» левой и правой ногой. Эстафета парами, взявшись за руки.
7-й урок. Совершенствование в катании по прямой с маховыми движениями рук. Обучение торможению переступанием. Игра «Тише едешь, дальше будешь» — 3—4 мин.
8-й урок. Катание по кругу с маховыми движениями рук. Совершенствование торможения всеми способами. Эстафета с торможением.
9-й урок. Проверка умения кататься по прямой с маховыми движениями рук. Катание по кругу в парах, тройках, со сменой мест .10-й урок. Совершенствование поворота приставными шагами по кругу малого радиуса — 6—8 м. Обучение катанию в ногу шеренгами по 5—6 человек влево и вправо. Катание на выносливость— до 1500 м.
11-й урок. Совершенствование поворота «дугой» в обратном направлении по дуге малого радиуса (до 5 м). Оценка выполнения поворота «дугой» в обратном направлении. Игра «Карусель».
12-й урок. Совершенствование в катании по прямой и повороту. Проверка торможения всеми способами. Эстафета — 2—3 раза по 50 м.
13-й урок. Совершенствование равновесия. С предварительного разбега 5 шагов до линии старта скользить на одной ноге с различным положением рук. Кто дальше проскользит по прямой на одном правом (левом) коньке? Оценка выполнения.
14-й урок. Обучение повороту кругом в движении. Поворот кругом на месте, с небольшого разгона 2—3 шага и с разгона в 5 шагов. Упражнение в поворотах кругом — 5—6 мин. Игра или эстафета. Катание на выносливость — до 1500 м.
15-й урок. Повторить материал 11-го урока.
16-й урок. Совершенствование ускорения в катании по прямой— 2 раза по 30 м. Катание на выносливость— 1000 м.
17-й урок. Проверка техники бега по прямой. Повторное катание с маховыми движениями рук по прямой — 50—60 м. Ускорение по прямой — 2 раза по 40—50 м. Рывок с тихого хода — 2 раза по 10—15 м. Бег шеренгами по 8—10 человек — 2 раза по 20—30 м. Катание группами по 5—6 человек — до 1500 м.
18-й урок. Катание по кругу с маховыми движениями двух рук, одной рукой — 2 раза по 3—4 мин. Ускоренное катание по прямой—2 раза 30 м. Бег с хода парами на 60 м (на время). Игра или эстафета.
19-й урок. Катание по кругу, вполсилы. Совершенствование маховых движений рук, отталкивания — 4—5 мин. Ускоренное катание с разбега с работой рук по прямой — 2 раза по 30—40 мин. Бег с ходу парами на дистанции 100 м на время. Итоговая оценка успеваемости.
Учебный норматив: девочки — 22—25—27 с, мальчики — 21 — 23—25 с.
20-й урок. Подведение итогов. Работа с отстающими детьми.
3 класс.
1-й урок. Техника безопасности.
2-й урок. Техника падений.
3-й урок. Подбор коньков
Занятия на твердом покрытии
4-й урок. Восстановление навыков в катании на коньках по прямой и поворотам, торможения. Совершенствование позы конькобежца на месте и в движении — 3—4 раза. Упражнения в торможении — 4—5 раз. Катание по кругу малого радиуса — 8—10 м; вправо и влево — 6—8 раз по 30 м. Эстафета.
5-й урок. Восстановление навыков выполнения поворотов вправо, влево, кругом. Упражнения в поворотах «дугой» — 4—6 раз. Упражнение в поворотах приставными шагами по кругу малого радиуса — 3—6 м. Катание по 3—4 мин.
6-й урок. Совершенствование маховых движений рук на месте и в движении. Совершенствование отталкивания — упражнение «иолуфонарик» левой и правой ногой. Эстафета парами, взявшись за руки.
7-й урок. Совершенствование в катании по прямой с маховыми движениями рук. Обучение торможению переступанием. Игра «Тише едешь, дальше будешь» — 3—4 мин.
8-й урок. Катание по кругу с маховыми движениями рук. Совершенствование торможения всеми способами. Эстафета с торможением.
9-й урок. Проверка умения кататься по прямой с маховыми движениями рук. Катание по кругу в парах, тройках, со сменой мест .10-й урок. Совершенствование поворота приставными шагами по кругу малого радиуса — 6—8 м. Обучение катанию в ногу шеренгами по 5—6 человек влево и вправо. Катание на выносливость— до 1500 м.
11-й урок. Совершенствование поворота «дугой» в обратном направлении по дуге малого радиуса (до 5 м). Оценка выполнения поворота «дугой» в обратном направлении. Игра «Карусель».
12-й урок. Совершенствование в катании по прямой и повороту. Проверка торможения всеми способами. Эстафета — 2—3 раза по 50 м.
13-й урок. Совершенствование равновесия. С предварительного разбега 5 шагов до линии старта скользить на одной ноге с различным положением рук. Кто дальше проскользит по прямой на одном правом (левом) коньке? Оценка выполнения.
14-й урок. Обучение повороту кругом в движении. Поворот кругом на месте, с небольшого разгона 2—3 шага и с разгона в 5 шагов. Упражнение в поворотах кругом — 5—6 мин. Игра или эстафета. Катание на выносливость — до 1000 м.
15-й урок. Повторить материал 11-го урока.
16-й урок. Совершенствование ускорения в катании по прямой— 2 раза по 30 м. Катание на выносливость— 1000 м.
17-й урок. Проверка техники бега по прямой. Повторное катание с маховыми движениями рук по прямой — 50—60 м. Ускорение по прямой — 2 раза по 40—50 м. Рывок с тихого хода — 2 раза по 10—15 м. Бег шеренгами по 8—10 человек — 2 раза по 20—30 м. Катание группами по 5—6 человек — до 1500 м.
18-й урок. Катание по кругу с маховыми движениями двух рук, одной рукой — 2 раза по 3—4 мин. Ускоренное катание по прямой—2 раза 30 м. Бег с хода парами на 60 м (на время). Игра или эстафета.
19-й урок. Катание по кругу, вполсилы. Совершенствование маховых движений рук, отталкивания — 4—5 мин. Ускоренное катание с разбега с работой рук по прямой — 2 раза по 30—40 мин. Бег с ходу парами на дистанции 100 м на время. Итоговая оценка успеваемости.
20-й урок. Подведение итогов. Работа с отстающими детьми.
4 класс
1-й урок. Техника безопасности.
2-й урок. Техника падений.
3-й урок. Подбор коньков.
Занятия на твердом покрытии
4-й урок. Теоретические сведения: требования учебной программы, правила безопасного катания на льду. Катание на координацию— свободное катание по прямой и повороту без маховых и с маховыми движениями одной и обеих рук. Развитие скоростной выносливости. 5-й урок. Катание на координацию. Развитие скоростной выносливости
6-й урок. Теоретические сведения: бег с маховыми движениями рук на прямой. Катание на координацию. Развитие быстроты. Развитие скоростной выносливости
7-й урок. Катание на координацию. Развитие быстроты со старта. Развитие скоростной выносливости
8-й урок. Теоретические сведения: бег с маховыми движениями рук на повороте. Катание на координацию. Бег по прямой и повороту. Развитие скоростной выносливости.
9-й урок. Теоретические сведения: бег с маховыми движениями рук на прямой и повороте с переходом для смены дорожки. Катание на координацию. Бег по прямой и повороту. Развитие скоростной выносливости.
10-й урок. Катание на координацию. Бег по прямой и поворот. Развитие скоростной выносливости. Домашнее задание.
11-й урок. Катание на координацию. Бег по прямой и повороту с согласованной работой рук. Развитие скоростной выносливости.
12-й урок. Катание на координацию . Бег по прямой и повороту с согласованной работой рук. Развитие быстроты и скоростной выносливости.
13-й урок. Катание на координацию. Бег по прямой и повороту с согласованной работой рук . Развитие скоростной выносливости
14-й урок. Катание на координацию. Бег по прямой и повороту с согласованной работой рук. Развитие скоростной выносливости.
15-й урок. Катание на координацию. Бег по прямой и повороту с согласованном работой рук. Развитие быстроты п скоростной выносливости.
16-й урок. Катание на координацию. Совершенствование техники бега по прямом и повороту. Развитие скоростной выносливости
17-й урок. Катание на координацию Совершенствование техники бега по при по повороту
18-й урок. Катание на координацию. Совершенствование техники бега по прямой и повороту. Учебные соревнования на дистанцию 300 м.
19-й урок. Катание на координацию. Совершенствование техники бега по прямой и повороту. Учебные соревнования на дистанцию 300 м.
20-й урок. Подведение итогов. Работа с отстающими детьми.
Рекомендации.
Катание на коньках помогает гармоничному развитию фигуры. Это хорошо и для лечения, и для профилактики сколиозов, нарушений осанки и других проблем с опорно-двигательной системой. Развиваются и такие физические качества как общая выносливость, ловкость, гибкость, а также тренирует и работу вестибулярного аппарата.
Психологи по достоинству оценивают влияние катания на коньках на эмоциональную сферу детей. Ведь катание на коньках – не тот вид физических нагрузок, когда нужно ставить рекорды, нервничать из-за неудач. Нет, при скольжении по льду помимо общего оздоровления организма, дети избавляются от тревоги, стрессов, у них улучшаются сон и аппетит.
Итак, поставив ребенка на лед, мы поможем ему избавиться от надоевших простуд, укрепить иммунную и нервную систему, улучшить работу сердца, легких, вестибулярного аппарата.
Список использованной литературы:
Абсалямова И. В., Богданова Е. В. Фигурное катание. Комментарии к судейству. М., ФиС, 1989.
Барышников Ю.А. Методические рекомендации . Начальная тренировка конькобежцев.- М. 1999.
Богданов Г.П. «Уроки физической культуры в школе».- М.: Просвещение,1999 г.
Глязер С. В. Азбука начинающего фигуриста. М., ФиС, 1996.
История фигурного катания - Электронный ресурс;
Мишин А. Н. Фигурное катание для всех. Лениздат, 1996.
Мишин А. Н. Прыжки в фигурном катании. М., ФиС, 1976.
Мишин А. Н. Школа в фигурном катании. М., ФиС, 1979.
Мишин А. Н. Биомеханика движений фигуриста. М., ФиС, 1981.
Москвина Т. Н. Короткая программа парного катания. М., ФиС, 1980.
Москвина Т. Н., Москвин И. Б. Произвольная программа парного катания. М., ФиС, 1984.
Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. Стандарты второго поколения. М. Просвещение. 2010.
Панин Н. А. Искусство фигуриста. М., ФиС, 2006.
Пахомова Л. А. Хореография и фигурное катание. М., ФиС, 1980.
Панов Г.М., Стенин Б.А. Направление 521900 «Физическая культура – учебная программа по специальности 022300». М., ФиС 1999 г.
Петров Н.И. Конькобежный спорт. (2 издание). М.,1978 г.
Пустынникова Л.Н. Коньки. М., Просвещение, 1999 г.
Рыжкин В. И. Ледовая сюита. М., ФиС, 1975.
Фигурное катание на коньках. Учебник для вузов под ред. А. Б. Гандельсмана. М., ФиС, 2003.
Фигурное катание наг коньках. Правила соревнований. М., ФиС, 1983.
Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ. Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с, ил
Фигурное катание: журнал, 2008, N5, с.31.
22. «Век российских скороходов» - Анатолий Юсин.
23. «Физическая культура и спорт» - Михаил Болотовский, Александр Любимов.
Конькобежный спорт М.Г. Исакова, Г.М. Панов. — М.: Физкультура и спорт, 1976
Конькобежный спорт (учебник для институтов физической культуры) Панов Г.М., Н.Н. Власова, Ю.К. Поликарпов.
Из книги «Русская школа фигурного катания», Л.Б. Тажирова, 1989 г.