Особенности обучения по предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК: ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ)» по программе «Перспективная начальная школа»
СЛАЙД1Особенности обучения по предмету
«РУССКИЙ ЯЗЫК: ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
(ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ)»
по программе «Перспективная начальная школа»
СЛАЙД 2 учебники и методические пособия
СЛАЙД 3
Цель курса – обучение детей первоначальным навыкам чтения и письма на основе ознакомления с общими закономерностями устройства графической системы русского языка.
(В основе обучения лежит аналитико-синтетический принцип)
В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста.
Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение.
СЛАЙД 4
Специфические черты :Порядок изучения звуков и букв:
На первом этапе вводятся буквы гласных, обозначающих одну гласную фонему (а,о,э,и,ы,у)
Затем буквы согласных, обозначающие непарные по глухости-звонкости фонемы (м,л,н,р,й) – сонорные (термин не вводится).
парные по глухости-звонкости согласные;
Ь и Ъ знаки;
буквы е,ё,ю,я, способные иметь разное фонемное соответствие в разных позициях.
СЛАЙД 5
2. При изучении новых букв на уроке подобрано максимальное количество слов с изучаемой буквой. Специальные тексты для чтения, максимально насыщенные словами с изучаемыми на данном уроке звуками и буквами. Поэтому первоклассник в сравнительно короткий промежуток времени (при чтении лишь одной страницы текста) концентрированно упражняется в чтении слов, насыщенных буквой изученных звуков.
Задание – с.55 сосчитайте сколько раз буква З встречается в словах (неповторяющихся словах):
СЛАЙД 6
Развитие фонематического слуха и культуры произношения шестилетних детей на уроках грамоты достигается с помощью использования в «Азбуке» следующих приёмов: а) наращивания и б) реконструирования слов.
СЛАЙД 7
Суть наращивания заключается в постепенном увеличении количества звуков в слове, что приводит к изменению исходных слов и образованию новых. Например: пе – пей – репей – репейник. Это не только существенно обогащает лексический материал «Азбуки», но, главное, создает условия для развития наблюдательности и формирования у обучающегося техники осознанного чтения.
СЛАЙД 8
Вначале идёт чтение на слоговом уровне – нараспев:
фо-нарь, зе-рно.
Далее орфоэпическое чтение – чтение цельнооформленного слова с постановкой ударения: фона́рь.
В этом заключается технология овладения первоначальным навыком чтения.
СЛАЙД 9
Прием реконструирования слов позволяет первокласснику наблюдать за тем, как дополнение или изменение места одного лишь звука в слове приводит к полному изменению его значения. Например: ива – нива, батон – бутон.
СЛАЙД 10
Параллельно с обучением чтению в 1-м классе дети должны овладеть и письмом. Обучение письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой – как рукодвигательного действия.
Структура уроков чтения основного периода (знакомство с новым согласным звуком-буквой):
1. Определение темы урока детьми. (Первоначальные навыки работы с книгой – листание) Помогает смешной человечек в верхнем левом углу.
2. Далее работа с предметными картинками: произнесение слов, определение их лексического значения.
3. Работа со схемой: чтение схемы этих слов, с выделением голосом первых звуков (например с 53 зонт, зёрна). Определение различия по твёрдости-мягкости на фоне одинакового свойства (звонкости в данном случае). Составление схематической схемы звуков. (согласный звонкий, согласный звонкий, мягкий).
4. Правило соотношения звуков и буквы. Звуки (з), (з') на письме обозначаются буквой З. Знакомство с буквой: работа с конвертом – конструирование печатных букв З,з. Обратить внимание детей, что удобно обозначение звуков с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках.
5. Работа по двухуровневым схемам (при изучении согласных).
6. Чтение слогов трёх видов с целью подготовки к чтению слов: закрытый слог с твёрдым на конце, открытый слог с твёрдым вначале, открытый слог с мягким вначале. (аз, за, зя).
7. Упражнение в чтении столбиков слов подобранных на приёме наращивания в них звуков, преобразованных в другие слова или изменённых по форме. (с.54)
8. Упражнение в чтении упражнений и текстов, максимально насыщенных изучаемыми звуками.
9. Задания волшебной палочки несколько слов можно разобрать на уроке, остальное на урок – закрепление.