Мастер-класс Использование вещественных источников на уроках и во внеурочное время»


Мастер класс «Использование вещественных источников на уроках и во внеурочное время»

– Добрый день, дорогие коллеги, уважаемое жюри! Прозвенел обычный школьный звонок, надеюсь он настроил моих помощников на активную творческую работу, а остальных на внимательность. Ведь у меня в руках не совсем обычный колокольчик, на нем есть надпись «Купи денег не жалей, со мной ездить веселей».
– По записи можно предположить, где использовался раньше этот колокольчик (на свадьбах, или других праздниках). Сегодня у нас тоже праздник.
– Я хочу начать нашу беседу с эпиграфа (читает учитель)
– Как вы понимаете смысл этого эпиграфа?
Особенность профессии учителя в том, что его деятельность в большинстве случаях построена на общении с детьми и доведении до них определенной информации, большую часть которого дети могут забыть. Но если им показать наглядно, вероятность запоминания возрастает.
– Считаете ли вы, что музейные экспонаты помогут лучше запомнить? Давайте все вместе попытаемся убедиться в этом.
Содержание. Эта копилка мой незаменимый спутник в работе. Здесь хранится краеведческий материал, который я использую на уроках и классных часах.

1. Копия приговора (прием чтение с остановками). Я познакомлю с содержанием первого вещественного источника копии приговора от 1943 года.
Вопрос: Какое решение вынес суд за данное преступление? Подвергнуть лишению свободы на 7 лет.
Вопрос: Какие дополнительные условия наказания мог вынести суд?
– С лишением избирательных прав после отбытия наказания сроком на 5 лет с конфискацией доли его имущества в доход государства.
Вывод: Таких примеров в истории много. Но когда вещественный источник касается конкретного знакомого человека или его родственников, это запоминается надолго.

2. Письма Лебедева Г.П.. До глубины души затрагивают фронтовые письма. У меня в руках три фронтовых письма Лебедева Г.П. Первое письмо он пишет с учебных курсов.
Вопрос: Давайте предположим, что он мог написать в этом письме? (прием прогнозирования)
– «Привези мне побольше табаку, и газету, и спичку коробок десять. Если есть у вас возможность печь табани, то его привези и побольше сухарей последний раз. Ещё пироги с картошкой и хлеба и масла немножко. Привези еще чемодан с замком, так как здесь есть люди, которые привыкли воровать. Эх, отец наверно вы дома всегда сыты, не как я».
– Следующие письма он пишет в сожженной немцами деревне и после отдыха.
«Коля брат я еду громить гитлеровцев. Ждите меня с хорошей победой с фронта. Остаюсь жив и здоров». Отрывки из третьего письма «Коля, ещё раз придется защищать мне родину от фашистских варваров, если понадобиться дам свою жизнь за родину, за товарища Сталина. Привет может и последний раз»
Вопрос: Какие чувства вызвали у вас эти письма? /Чувства радости, грусти, сострадания, гордости/.
Вывод: Я считаю, что это ценнейшие экспонаты нашего музея. В письмах мы видим: уверенность солдат в скорую победу, ненависть к врагам и любовь к Родине.

3. Записи Петрова Д.П. По преданию похоже, что наши предки расселились из Шумеськой горы по следующей причине: при восстании Емельяна
· Пугачева проезжали царские войска на усмирение Пугачева, войска как правило фуража собой не могли захватить на корм лошадям, поэтому брали овес у местных жителей не считаясь семенной овес или нет. Жители вынуждены были обливать овес молоком, чтоб лошади не ели овса. И вот в эти годы жители деревни решили переселиться.
Петров Дементий Петрович легендарная личность, в его жизни отражаются все события XX века.

Игра «Кот в мешке». Второй мой незаменимый спутник – это куль. Я попрошу вас достать любой предмет из этого куля и разгадать его тайну. Где и как использовались данные предметы?

4. Бумага из соломы. Материалом для изготовления бумаги служит в основном дерево.
Вопрос: Что в качестве материала могли использовать в колхозе в 30-е годы?
По словам старожилов, бумагу изготавливали в нашей деревне из соломы
Вывод: Многие необходимые в колхозе изделия изготавливались на местных мини предприятиях: бумага, деготь, скипидар, сосновая и пихтовая смола.

5. Чесалка. Это чесалка для вычесывания льноволокна. На одном из классных часов бабушки нам рассказали и показали все этапы обработки льна. Это оказывается очень трудоемкая работа.

6. Игла для зашивания кулей. А теперь внимательно посмотрите видеосюжет. Мочало было на вес золота, ведь это единственный источник получить живые деньги. Творческая работа Огурцова Андрея по изготовлению кулей получила высокую оценку на международной финно-угорской экспедиции в г. Сыктывкаре.

7. Швейка. А вот еще один интересный экспонат. На первый взгляд он похож на прялку, а на самом деле женщины приспособили ее для шитья. Положив основу на стул, они садились на нее, а на верхнюю часть прикрепляли иголкой ткань. И не нужна больше помощь детей, и шить удобно. Потом переставляли иголку и так дальше дошивали любые изделия. Здесь есть углубление для хранения ниток. Удивляешься, насколько умными и изобретательными были наши предки.

Вывод: Вот такие интересные экспонаты хранятся в музее и широко используются в деятельности учителей.
Вопрос: Какие выводы можно сделать, возвращаясь к эпиграфу?
– Я уверена, что использование местного материала позволяет наиболее наглядно и убедительно рассказать о многих фактах истории своего края. Таких интересных экспонатов в музее немало. А историко-краеведческие конференции, которую я провожу с учащимися старших классов, дают возможность овладеть элементами исследовательской деятельности. Проводим краеведческие конкурсы, где дети тоже раскрывают историю своих экспонатов.
– Размышления над миссией музейных работников и своими педагогическими задачами подтолкнули к созданию авторской программы «Сельский школьный музей как открытое образовательное пространство».
Авторские разработки мероприятий и музейных уроков были опубликованы в журналах ПАР, «Вордскем кыл» и в газете «Первое сентября».
– Почетным гостем нашего музея был А.А.Волков. Запись в Книге отзывов «С удовольствием познакомился с музеем и его экспонатами. Спасибо за работу по патриотическому воспитанию. Дальнейших вам успехов и удач в этом нужном благородном деле».













15