«Современность симфонии Д.Д. Шостаковича как символ мужества и героического подвига народа»
МБОУ «Салтыковская гимназия»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Музыки
Предмет -«Музыка». УМК, Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
Класс -7 Урок № 26
Учитель музыки:
Сагитова Т.В.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Тема урока – «Современность симфонии Д.Д. Шостаковича как символ мужества и героического подвига народа»
Цель: Знакомство с жанром симфония. Воспитание музыкальной культуры, как части общей духовной культуры учащихся.
Задачи урока:
образовательные :совершенствовать знания в области истории музыки,
литературы; сформировать понятие о современности музыки Шостаковича, как музыки соответствующей духу времени;
развивающие – развивать интерес к предмету, учить самостоятельно мыслить, рассуждать о музыке, характеризовать музыкальные образы и определять их развитие, находить параллели в образах музыки, развивать вокально-хоровые навыки. речи в процессе построения этического диалога, навыки эмоционально-осознанного восприятия симфонической музыки.
воспитательные – развивать способности к нравственному выбору в жизненных ситуациях, воспитывать любовь и эмоциональную отзывчивость на восприятие военной песни, интерес и уважение к музыкальному наследию композитора, стремление к творчеству и исполнительству, воспитывать патриотические чувства, нравственные качества личности на примере мужества и героизма советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
формирование художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, знать основные термины и понятия симфонии; уметь анализировать фрагмент музыкального произведения.
Познавательные - Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные
- Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Коммуникативные
- Развивать потребность в общении с учителем, одноклассниками
Умение слушать и вступать в диалог
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения
Формирование социальной роли учащегося
Формирование положительного
отношения
к учению
: развитие мотивов учебной деятельности и овладение навыками сотрудничества с учителями и сверстниками: умение выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений.
Словарь урока : симфония, вариация
Ресурсы урока: - тетради для учащихся,учебник «Музыка» 7 класс, автор Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская
- листы самооценки (на каждого ученика – цветные карточки) или для работы в парах, барабаны, карандаши цветные.
– мультимедийная техника: компьютер, проектор, баян
Музыкальный материал
Слушание : «Тема нашествия» фрагмент 1части 7 симфонии Д.Д. Шостакович
Пение: Попурри на тему песен военных лет : «Сын России» С. Туликов, «Последний бой» М. Ножкин, «Десятый наш десантный батальон» Б. Окуджава
Творческое задание: муз-ритмические движения.(хлопки, стук карандашом, игра на барабанах)
Зрительный ряд: .портрет Д. Д. Шостаковича
Презентация: биография и творчество композитора.
Видео : Тема нашествия (документальное видео)
1 этап. Орг. момент
Вход учащихся в класс под музыку Ученики входят в класс под музыку,
Музыкальное приветствие:
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте учитель!
2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)
3 этап. Актуализация знаний
Деятельность учителя
- Как звучала музыка, под которую вы вошли в класс? («Песня о встречном»)
- Знакома ли вам эта песня? Как вы думаете кто автор этой песни?
Я вам помогу. Композитор этой песни Д.Д. Шостакович. Знаком ли вам этот композитор?
Жил он в прошлом веке. А можно сказать, что музыка написана много веков или несколько десятилетий ,бессмертна?
Беседа по теме урока.
Музыка всех континентов, всех направлений и стилей живет в современной музыкальной культуре человечества. Она не только украшает нашу жизнь, но и сама становится участницей важнейших событий.
-Кто он наш современник?
-Какая музыка нужна молодому человеку?
-Мы живем в сложнейшую эпоху небывалого взлета человеческой мысли, угрозы ядерной и экологической катастрофы , воин и терроризма . И разве можно ли назвать современным человека , которого не волнуют проблемы человечества?
-Какое же искусство необходимо современному молодому человеку?
-Может ли музыка, написанное несколько веков или десятилетий, назад быть современной ?
-Как вы думаете, современна ли симфоническая музыка?
Так как на этот вопрос единого мнения нет, мы с вами вместе ответим на этот вопрос чуть позже.
- Какому из современных композиторов, писавший симфоническую музыку мы отмечали 110 лет, со дня рождения в 2016 году?
-Так какой будет тема нашего урока?
«Современность симфонии Д.Д. Шостаковича как символ мужества и героического подвига народа»
Кто подготовил презентацию о жизни и творчестве композитора
Д.Д. Шостаковича?
.
Деятельность учащихся
- ответы детей
- участвуют в обсуждении
(радостную, веселую)
- отвечают на проблемные вопросы
(и серьезная и легкая, которая помогает человеку быть добрее, духовнее)
(Может, т.к. каждое время имеет свои проблемы, своих героев, свои краски , поиск нового содержания)
Например :А.Невский, И.Сусанин.
Нет
Мода проходящее явление, А симфоническая музыка вечна.
Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу
(смотрят презентацию)
«Современность симфонии Д.Д. Шостаковича как символ мужества и героического подвига народа»
Слайд 1
Дмитрий Дмитриевич Шостакович- композитор гений 20 века, музыка которого нашла глубокий отклик в сердцах миллионов людей
Слайд 2
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Родился в 1906 году.
Первые уроки игры на фортепиано давала ему мать, и уже через нескольких месяцев занятий Шостакович смог начать обучение в частной музыкальной школе. Шостакович начал писать музыку с 9 лет.
Слайд 3
После посещения оперы Н.А. Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане» юный Шостакович заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой, и в 13 лет поступает в консерваторию
Слайд 4
В 18 лет Д. Шостакович окончил Ленинградскую консерваторию. В качестве дипломной работы была представлена Первая симфония
Слайд 5
Эта симфония сразу же определила место Шостаковича в советской симфонической музыке, снискав ему славу одного из лучших и зрелых композиторов.
Слайд 6
Окружающих, профессоров и студентов, поражала необыкновенно яркая и разносторонняя одаренность Дмитрия: блестящая музыкальная память, умение прекрасно читать с листа.
Он сочинил 15 симфоний, оперы, балеты, оратории и кантаты, а также музыку к кинофильмам
Слайд 7
В июне 1941 года фашистская Германия вторглась в Советский Союз и, вскоре Ленинград оказался в блокаде, которая длилась 18 месяцев и повлекла за собой бесчисленные лишения и смерти. Помимо погибших во время бомбежек, более чем 600 000 советских граждан умерли от голода. Многие замерзли или погибли из-за нехватки медицинской помощи – количество жертв блокады оценивается почти в миллион.
Город подвергался страшной, ежедневной бомбардировке с воздуха.
Слайд 8
На протяжении 900 дней и ночей город выдерживал осаду фашистских войск.
Слайд 9
Дорога Жизни .
Для подвоза продовольствия и боеприпасов в Ленинград оставалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру.
Слайд 10
Когда Шостаковичу бесповоротно отказали отправить его на фронт, он записался в народное ополчение, (его определили в пожарную команду) и дежурил на крыше во время вражеских налётов. В свободное время он сочинял песни, делал переложения для концертов на передовой. В это время он ощутил, что должен сделать что-то более серьёзное. Так он и начал сочинять свою знаменитую седьмую симфонию
Слайд11
Симфонию Шостакович начал писать задолго до начала Великой Отечественной. Седьмая симфония первоначально задумывалась композитором как симфония о Ленине, и только война помешала её написанию
Он полностью погрузился в работу. Даже во время воздушной тревоги, он, проводив в бомбоубежище жену и двоих детей, возвращался в квартиру и под разрывами бомб продолжал писать.
Вскоре оставаться в городе стало совсем опасно и Шостакович вместе с семьёй был эвакуирован в город Куйбышев (ныне Самара).
Слайд 12
Работа над симфонией шла очень быстро и уже в конце декабря 1941 года он закончил партитуру. На титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду».
Слайд 13
Первая премьера состоялась в марте 1942 года в городе Куйбышеве.
Премьеру транслировали по радио на всю страну. Вскоре состоялась вторая премьера в Москве.
Слайд14
Но всё же самое главное исполнение состоялось там, в осажденном Ленинграде, где репетиции часто проходили под грохот разрывов, где оркестранты изнемогали от голода, многие умерли или ушли на фронт. А для исполнения такого сложного произведения нужен большой симфонический оркестр.
Дирижер Карл Ильич Элиасберг приложил немалые усилия. Премьеру симфонии очень ждали. И вот в этом полуразрушенном, голодном городе настал день премьеры 9 августа 1942 года.
Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему:
«Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть»
Слайд 15
«Ленинградская симфония» оказала сильное воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему народу .
4 этап.
Целеполагание
и планирование
Прежде чем мы услышим фрагмент этой симфонии, давайте вспомним, что же такое симфония-?
-В какой форме она пишется?
-Из каких частей она состоит?
Сегодня мы услышим с вами эпизод, в нем 11 вариаций
-Что такое вариация?
Итак, пред вами стоит следующая задача:
1- группа рисует под музыку,
2 группа –записывает характер вариаций, какие вы услышите изменения
3 группа –слушает и запоминает ритм, что бы нам потом сыграть на инструментах, или отстучать ритм
Слушание (просмотр видео)
Симфония №7 «Ленинградская», ч1, эпизод нашествия
Анализ прослушанной музыки:
Расскажите о ваших впечатлениях.
-Как прозвучала музыка?
Какой характер?
Эта музыка изобразительная или выразительная?
Кого изображает эта музыка?
Какими средствами музыки достигается ощущение нашествия?
Эпизод нашествия написан в форме вариаций, их 11.В каждой вариации появляется что-то новое. На что обратили внимание вы?
Какой инструмент является ведущим?
- А. Толстой назвал эту музыку «пляской учёных крыс под дудку крысолова».
Какой все время инструмент мы слышим?
Меняется ли звучание оркестра?
-Как воздействовала на вас эта музыка?
-Какие музыкальными средствами достигает композитор звучание этой темы?
Ребята, что вы почувствовали, слушая эту музыку?
Что хотел показать и выразить в своей симфонии композитор?
Теперь ответим на вопрос, который я задала вам в начале урока: Может ли быть современной симфоническая музыка?
Симфония
произведение для оркестра, написанное в форме сонатного цикла
Состоит и 4 частей
1 часть – Экспозиция
2 часть – Разработка
3 часть – Реприза
4 часть- Кода
Это музыкальное произведение, в котором сначала звучит его главная тема, она повторяется несколько раз в измененном виде
- слушают музыку, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы
Вступление тихое,
постепенно усиливается звук, как бы приближаясь издалека. То образ врага.
Музыка изобразительная
Средства музыкальной выразительности, с помощью которых достигнут образ, – тупость, холодность, автоматизм создается однообразием мелодии, чеканного ритма, постоянного повторения одного и того же мотива; впечатление надвигающейся грозной силы создает усиливающаяся динамика, увеличения количества инструментов; военный образ создает жанра марша; основные средства развития образа – динамика и оркестровые вариации.
Характеристика образа – тупой, холодный, автоматичный, железный, бездушный, усиливающийся, разрастающийся и т.д.
Появляются новые музыкальные инструменты. Очень ярко звучит фагот.
Постоянными остаются барабан, мелодия, ритм. Причём мелодия напоминает песенку, часто наигрываемую на губной гармошке немецкими солдатами.
Издалека доноситься дробь военного барабана. На фоне этой дроби возникает странная, аккуратная, симметричная, отрывистая тема
- Казалось будто двигаются марионетки
- Эпизод нашествия построен в форме вариаций (их одиннадцать) на одну мелодически неизменную тему. Неизменной остаётся и барабанная дробь всё усиливающаяся к концу.
В восьмой вариации тема достигает устрашающей звучности, фортиссимо. В девятой вариации появляется мотив стона. В двух последних вариациях кажется, что железное чудовище с оглушительным грохотом тяжело движется прямо на слушателя. Но тут резко меняется тональность и начинает звучать драматический мотив, который называют мотивом сопротивления:
-( ответы детей )
Барабан, барабанную дробь
Динамика звука , тембр инструментов, четкий , статичный ритм, интонации
Слышится скрежет, вой , грохот
Музыка показала движение механического чудовища, растаптывающее всё живое на своём пути
Д. Д. Шостакович запечатлел в своей легендарной симфонии трагические и в тоже время героические события. Это история нашей великой страны.
Мужество и героизм народа
Да может. Ведь современная, это соответствующая духу времени
Да, современна, так как она не потеряла своей актуальности.
5 этап. «Открытие» нового знания
(продолжение изучения новой темы)
Вот уже более 70 лет, как наша страна живёт под мирным небом. А в памяти народа всё ещё живёт размеренная дробь барабана. Нельзя допустить возрождение фашизма на нашей земле. Но и сейчас мы с вами являемся свидетелями фашистских и террористических актов.
Эта симфония - напоминание миру, что ужас блокады и бомбежки Ленинграда не должен повториться". В. Гергиев
Не мало дорог пришлось пройти симфонии по всему миру, но дай бог, чтобы не было на земле войн.
Память наших дедов продолжают их внуки
И у нас в классе есть ребята, которые совсем недавно приняли клятву
Юнармейцев. Это молодежное движение новое, совсем недавно появилось в нашей стране. И мы надеемся, что вы ребята будете любить свою Родину, станете честными, смелыми защитниками нашей Отчизны.
Мы с вами совсем недавно принимали участие в концерте, поздравляли Защитников Отечества.
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
И сегодня мы с вами исполним песни о войне
Вокально-хоровая работа.
- Распевание
Ро-ди-на (t3по полутонам
Исполнение песен
Попурри на тему :песни военных лет («Сын России» С. Туликов, «Последний бой»М. Ножкин, «Десятый наш десантный батальон» Б. Окуджава
-Какие чувства вызывают эти песни?
- Какова главная мысль песен?
- пение, музыкально – ритмические движения под музыку песен, ВХР
Чувства скорби, печали, патриотизма
Уважение к тому поколению, уважение к истории своей страны, своего народа
7 этап. Рефлексия и оценивание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
С каким произведением вы познакомились на уроке?
А сейчас мы проведем викторину
Викторина
В каком городе родился Дмитрий Шостакович?Москва; Рязань; Петербург;
2)Во сколько лет окончил Ленинградскую консерваторию? 13 лет; 18 лет; 24 года;
3)Сколько симфоний сочинил? 7; 11; 15;
4 ) Первое исполнение Седьмой симфонии в 1942 г.; в 1941 г.; в 1943 г.;
5) Симфония имеет форму: Куплетную; сонатного цикла; вариации;
6 ) Сколько вариаций в «теме нашествия»? 9; 14; 11;
7.) Какой штрих музыкального исполнения использует Шостакович в первом проведении «темы нашествия»? Легато; нон легато; стаккато;
8) Когда началась блокада Ленинграда? В августе 1941 г.; в августе 1942 г.; в декабре 1942 г.;
9 ) Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? 500; 900; 700;
-С каким настроение вы уходите сегодня с урока?
- Что вам больше всего понравилось?
- Какие трудности у вас возникли
- Какое искусство мы называем современным?
Продолжите, мне понравилось на уроке.
Как вы понимаете высказывание Ромена Роллана: «Искусство всегда вовлечено в бой своей эпохи»?
Поднимите карточки , которые лежат у вас на столе
Красная –все понравилось на уроке
Зеленая – частично
Голубая –хотелось бы изменить , что то добавить
- С 7 симфонией Д. Шостаковича
Искусство отражает происходящие события. Помогает людям жить. Воспитывает человека. Без искусства невозможно представить жизнь
8 этап. Домашнее задание
Оценки за урок
Д\З –подготовиться к повторению тем четверти
Спасибо за урок!
Дети выходят из класса под музыку
13PAGE \* MERGEFORMAT141015
15