Статья на тему Организация работы с родителями первоклассников в адаптационный период


Организация работы с родителями первоклассников в адаптационный период
Учитель начальных классов Дурнева Т.В.
Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все особенности воспитания в семье и отношения с ребенком, в том числе: невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь [2, с.46]
Поэтому работа учителя (воспитателей) в этот период должна быть направлена на оказание помощи родителям в установлении отношения сотрудничества с детьми, чтобы процесс приспособления первоклассника к школе, к новым условиям существования, к новому виду деятельности и новым нагрузкам прошел безболезненно.
Самое главное – создать атмосферу взаимопонимания, доброго взаимоотношения, доверия. Это невозможно без хорошего знания родителями особенностей процесса адаптации, без их убежденности в том, что ребенку необходима их помощь и поддержка, без умения оказывать эту помощь и поддержку.
Работа учителя с родителями направлена на ознакомление их с особенностями и условиями адаптации детей к учителю, приемами и способами педагогической поддержки детей, мотивированием пап и мам на оказание помощи детям в адаптации, на сплочение детско-родительского коллектива.
Работа с родителями проводится в следующих формах[2, с.48]:
посещение родителей (изучить обстановку, атмосферу в семье, условия проживания ребенка);
родительские собрания (обсуждения важных вопросов, проведение просветительских бесед);
индивидуальные консультации;
заседания родительского комитета;
анкетирование;
индивидуальное обращение учителя (конверт с записями об успехах и трудностях ребенка);
день открытых уроков (посещение уроков родителями);
проведение совместных праздников.
Посещение семьи проводится до начала школьного обучения. Учитель знакомится с семьей, выявляет отношение родителей к обучению, их ожидания и сомнения, страхи. Дает учитель и рекомендации по организации рабочего места, по формированию оптимистического ожидания ребенка к школе[3, с.26].
На первом родительском собрании учитель знакомит родителей между собой, сообщает им особенности адаптационного периода, предостерегает от ошибок и трудностей, обращает внимание родителей на изменения в режиме дня, на особенности детей младшего школьного возраста и второго физиологического кризиса на данной стадии онтогенеза, на питание школьника, какие формы и методы поощрения использовать при воспитании ребенка.В адаптационный период проводятся собрания по следующим темам:
Первый раз в первый класс. Здесь обсуждаются такие вопросы:
особенности детей младшего школьного возраста;
адаптация детей к школе;
как поощрять детей;
мешают ли игрушки учиться?
Ваш ребенок – ученик. Обсуждению подлежат такие проблемы:
питание школьника;
как организовать досуг школьника;
о развитии внимания школьника.
Кроме собраний проводятся консультации на важные темы:
О развитии усидчивости.
Как научить учиться?
Индивидуальный подход.
Отклонения в поведении (профилактика).
Воспитание в семье.
День открытых дверей проводится в целях ознакомления родителей с учебно-воспитательным процессом, который организован в учреждении.
Уже на первом родительском собрании рекомендуется провести анкетирование, чтобы выявить проблемы, интересующие родителей.
Для сплочения детского и родительского коллективов целесообразно проводить совместные праздники. Не стоит забывать, что дети только недавно начали учиться, а игра все еще является для них важным элементом любой деятельности. Поэтому можно организовать выезд в начале сентября на природу, где совместить игры на свежем воздухе, изучение леса и знакомство родителей между собой [1, с.14].
Правильно организованная работа с родителями позволяет избежать трудностей и ошибок семейного воспитания в адаптационный период ребенка к школе.
Литература: Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский Е.А. Панько. - М., 2008.-265с.
Психолого-педагогическое сопровождение в процессе адаптации шестилетних первоклассников к обучению в школе: методические рекомендации/ Под редакцией Н.В.Калининой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004. – 56 с.
Соловейчик С.М Педагогика для всех / С.М. Соловейчик . — М.: Просвещение, 2007. – 585 с.