Рекомендации для учителей: Адаптационный период первоклассников
Цели и задачи на адаптационный период для детей:
принятия правил поведения и режима новой школы;
принятие новичков в коллектив;
поиск личностного смысла и мотивации учения;
узнавание специфики
организация процесса самопознания и доброжелательной конструктивной обратной связи.
Условно адаптационный период можно разделить на три этапа
подготовительный, когда происходит и своевременное назначение классных руководителей, и проведение семинаров, продумывание открытых мероприятий, итоговых выступлений кружков, проведение экскурсий по школе.
В зависимости от возраста адаптация может продолжаться: 1 класс от 6 до 8 месяцев, 5 класс 2-4 месяца, более старшие классы от 2 недель до 2 месяцев.
Пост адаптационный период, когда происходит анализ результатов адаптационного периода, это и обсуждение, и оформление выставок, работ, стендов, а также аналитико-проектирование, где администрация определяет пути решения проблем и вопросов, возникших в процессе работы.
Нарушения адаптации выражаются в виде:
Реакции активного протеста. Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.
Реакции пассивного протеста. Ребенок редко отвечает на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным делам. У него преобладает подавленное настроение, страхи.
Таблица 4
Виды отклонений в поведении у учащихся о время периода адаптации (по опросам учителей предметников и классных руководителей) 1 класс5 класс8 класс
Отклонение в поведение30-40%25%45%
Опаздывает5%15%35%
Сквернословие5%40%40%
Не выполняет домашнее задание7%20%35%
Уход с урока0,5%5%10%
Много пропусков1%25%40%
Эмоциональные расстройства15%15%15%
Изменчивость настроения30%45%55%
адаптированность10-15%75-80%100%
гиперактивность60-70%30-40%10%
тревожность50%50%75%
Причины трудностей в адаптационный период.
Не сформированность “внутренней позиции школьника”.
Слабое развитие произвольности.
Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации.
Подчиняться новым для него правилам школьной жизни.
Общение с учителями.
Принятие учебной задачи.
Недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими детьми.
Отношение к себе.
Завышенные требования со стороны родителей.
Состоянием здоровья и уровнем физиологического развития.
Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивных).
ЛеворукостьДети с нарушением эмоционально-волевой сферы.
Высокая степень адаптации.
Дети адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что ещё больше повышает учебную мотивацию.
Средняя степень адаптации.
Эти дети имеют более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают небольшие трудности в усвоении учебной программы. Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителя к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям.
Низкая степень адаптации.
Социально-психологическая адаптация этих детей связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников
Факторы, способствующие адаптации учащихся:
1. Единство педагогических требований к оценке учебного труда результатов личностного роста.
2. Скоординированная деятельность педколлектива:
по формированию знаний и надпредметных умений.
по включению форм организации обучения (парная, групповая, индивидуальная работа) и организационных форм обучения (семинар, лекция, зачет, учебная дискуссия). по интеграции учебного материала различных предметов вокруг проблем, имеющих социально-экономический аспект.
по организации совместных воспитательных усилий классных руководителей.
3. Благоприятный психологический климат (атмосфера) в классном коллективе.
4. Система дифференцированной и индивидуальной работы учителей-предметников, классных руководителей, психолога родителей компенсации субъективных и объективных факторов, препятствующих адаптации.
Признаки успешной адаптации:
Ребенку в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. Старается прийти в школу пораньше, чтобы пообщаться с друзьями. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение.
Ребенок не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
У него появились друзья-одноклассники.
Ему нравится его классный руководитель и большинство учителей предметников.
Советы учителю и родителю на адаптационный период.
Не сравнивайте достижения нового ученика с эталоном принятом в классе, а только с требованиями программыОтмечайте самые маленькие достижения в период адаптации к новой школе
Поддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудности
Внимательно выслушайте ребенка, давайте возможность высказаться
Большое внимание в период адаптации следует уделять режиму дня. Особенно, ослабленным детям и детям с хроническими заболеваниями
Если в классе новичок, узнайте о его здоровье
Беседуя с новым учеников в период адаптации не зацикливайтесь только на успеваемости, интересуйтесь его отношениями с одноклассниками, с учителями предметниками и его отношением к новой школе, к переезду.
Самую большую помощь в адаптационный период учителю может оказать родитель.