Статья по теме Лингвокраеведение как средство формирования национального самосознания школьников


Шебалова О. В., (Арзамасский район)

Лингвокраеведение как средство формирования национального самосознания школьников
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы изучения русского языка на местном языковом материале. Автор, опираясь на опыт работы, предлагает систему работы по исследованию микротопонимов родного края.
Ключевые слова: лингвокраеведение, диалектная лексика, ономастика, микротопонимы, элективный курс.
Формирование духовных приоритетов во внутреннем мире современного школьника, воспитание эстетических идеалов в его душе, любви к родному языку, отечественной литературе и культуре – вечная и как никогда актуальная задача педагогической науки и практики.
Как помочь ребенку увидеть и осознать важность того бесценного наследия истории и культуры, что оставили нам наши предки, что сделать, чтобы он почувствовал красоту русского слова, мелодичность русской песни, самобытную прелесть русских имен и названий, вечную глубину образов русской литературы? Иными словами, что делать, чтобы нынешний школьник полюбил читать и искренне заинтересовался историей отечественной культуры?
Эффективным способом комплексной работы по развитию интереса учащихся к изучению русского языка и литературы, а также по формированию истинных патриотических качеств: любви к своей семье, родному дому, месту, где родился и вырос, своей стране являются лингвокраеведческие исследования.
Каково же значение понятия – лингвокраеведение? Что оно подразумевает?
Это изучение лингвистических явлений на территории малой родины, родного края. В свою очередь, лингвистические явления – это отражение всего, что может быть выражено в слове, т.е. вся наша жизнь. Таким образом, привлекая учащихся к языковым исследованиям родного края, педагог решает несколько задач: во-первых, собирает уникальный местный языковой материал (местные названия предметов, явлений, людей, животных, географических объектов, звездного неба и т.д.). Во-вторых, реализует в педагогической деятельности «ситуацию успеха», когда каждый из исследователей чувствует необходимость своего участия в общем деле. Ученик, в силу своих возрастных особенностей, мыслит конкретно. Ему пока чужды общие фразы о патриотизме и любви к отечественной культуре. Он еще до конца не осознает глобальность идеи возрождения духовности. Но, участвуя в лингвокраеведческой работе, выполняя посильную для него задачу, учащийся видит конкретный результат своей деятельности. И поэтому третья задача лингвокраеведения – это формирование национального самосознания школьников.
Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России. Нижегородская область, а именно Арзамасский район, имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка и литературы. Обращение к региональному компоненту в образовании, его разумно организованное изучение может стать мощным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Приобщение школьников к лингвокраеведческой работе способствует нравственному воспитанию подростков, расширяет их кругозор, содействует углубленному усвоению знаний по разным наукам: географии, истории, лингвистике.
Объектами лингвистического краеведения могут выступать диалектная лексика и фразеология, фонетические и грамматические особенности местного говора, местная ономастика, язык произведений устного народного творчества, язык художественных произведений писателей, которые биографически были связаны с нашим краем, язык местных исторических документов, словарь местных промыслов как развитых в прежнее время, так и существующих теперь.
Особый интерес у меня и моих учеников вызвала топонимика, т.к. географические названия таят в себе и мудрость народа, и исторические предания, и хитроумные загадки родного языка. Топонимика служит прекрасным средством стимулирования познавательного интереса подростка-школьника к изучению "прошлого и настоящего своего края путем поиска связей между географическими условиями местности,  историей, языком народа и отражением их в географических названиях". Кроме того в топонимии родного села мы найдем "историю его заселения и освоения, характеристику природы. В топонимах нашей области обнаруживается, кроме русского языка и его диалектов, следы других народов, живших или кочевавших на ее территории».
Как собираются микротопонимы?
Учеников интересует, почему некоторые улицы нашего села имеют странные названия: Шигалев, Яришки, Воробьиха, Пригон? Официально эти улицы называются Московская, Свердлова, Гоголя. Откуда же появились такие названия? Этим вопросом задались ребята, стали искать объяснение этим названиям.
Топонимическое изучение родных мест мы начали со сбора известных названий улиц, переулков нашего села, узнали, как называются речушки и ручьи, озера и болота, леса и овраги, имеющиеся в нашей местности. Все собранные топонимы записали, и на следующем этапе работы стали искать объяснение: почему эта улица называется Гагариха, а это болото – Калякино.
За объяснением обратились к людям старшего поколения, дедушкам, бабушкам, а также многие объяснения нашли в книге К. Климахина «История села Чернуха». Использовался ещё один метод – метод наблюдения за функционированием микротопонимов в речи жителей села. Учащиеся следили за своей речью, за речью родителей, за речью бабушек и фиксировали частотность употребления тех или иных топонимов. Собирая лингвокраеведческий материал, дети учатся общаться, задавать вопросы, внимательно слушать ответы, чувствовать собеседника, обращаться к нему, даже расположить его к беседе. Это подразумевает развитие коммуникативных навыков учащихся, развитие устной диалогической речи, что, безусловно, способствует формированию чуткого и бережного отношения к родному русскому слову, а значит, в конечном итоге, любви к языку и национальной культуре русского народа.
По итогам работы учащиеся выполняли творческие задания исследовательского характера – писали мини-сочинения «Моя улица», « И в честь героев названы улицы», «Улицы расскажут вам…».
Следующим этапом явилась классификация материала. При этом микротопонимы анализировались с разных сторон. Для того чтобы грамотно классифицировать собранный материал, потребовалось изучить и проанализировать литературу по диалектологии. Прочитали такие книги А.В.Суперанской, Бондалетова В. Д. «Русская ономастика», Даля В. «Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах», а также работы Л.А. Климковой.
Самый сложный этап – это классификация материала. Классифицировали материал по следующим параметрам:
а) по характеру называемого объекта
б) по принципам номинации
в) по структуре
г) по словообразованию
д) по языковой принадлежности
Проведённое нами исследование позволило составить «Словарь микротопонимов села Чернуха», содержащий 40 словарных статей, в словарик были занесены наиболее употребляемые топонимы. Словарная статья состоит из заголовочного слова-микротопонима, его толкования и контекста, записанного в транскрипции.
Собранный материал составил исследовательскую работу «Микротопонимическое пространство села Чернуха Арзамасского района Нижегородской области». Эта работа была представлена на первых региональных юношеских чтениях им. В.И. Вернадского, получила диплом лауреата и была допущена ко 2-му туру, и автор приняла участие в XVII Всероссийских юношеских чтениях, которые проходили в Москве.
Выбор темы ученица объясняет так: «Эту работу я решила написать потому, что мне не безразлична судьба моего села. Время проходит, старшее поколение «уходит» и вместе с ними исчезают, забываются местные названия. А мы должны хорошо знать, любить свою малую родину. Соответственно, хранить язык наших дедушек и бабушек. Диалектные названия необходимо исследовать, так как региональные микротопонимы – это широкое поле для исследовательской деятельности».
Работа по изучению микротопонимов ведется на протяжении нескольких лет. Мной создана программа элективного курса «Лингвистическое краеведение», цель которого способствовать формированию национального самосознания школьников через народную языковую культуру. В программе выделяются три раздела: «Топонимы родного края», «Антропонимы твоей местности» и «Местные диалекты». Отличительной особенностью данного курса является активизация интереса познавательной деятельности учащихся, умении самостоятельно работать с источниками, выявлять и правильно описывать собранный материал. Учащиеся получают новые знания, которые не содержатся в базовых школьных программах. Ребята, обучающиеся по программе элективного курса, научились писать и оформлять исследовательские работы, научные статьи по выбранным темам, умеют защищать свои работы, сопровождая карточками, схемами, таблицами, графиками, иллюстрациями и мультимедийными презентациями.
Лингвокраеведение является одним из важных средств подготовки учащихся к жизни, формирования чувства хозяина, знающего свой край и умеющего сохранить и приумножить его богатейшие традиции, способствует более эффективному усвоению материала на уроках русского языка, повышает интерес к предмету, к слову, развивает любознательность, вкус к исследовательской работе.
Список литературы:
Бондалетов В. Д. Русская ономастика. М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.I-IV. М., 1955.
Климкова Л. А. Диалектолого-ономастическая работа в вузе и школе (Методические рекомендации). Арзамас, 1988.
Лебедева Е. С. Уроки ономастики: научный поиск и творчество учащихся // Русский язык в школе, 2000, № 2.
Матвеев А.К. Методы топонимических исследований. - Свердловск, 1986.
Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии/ Отв. ред. А. В. Суперанская. 2-е изд. М.: Наука, 1988. — 192 с.
Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. — М.: Наука, 1973. — 366 с.
Суперанская А. В. Имя — через века и страны. — М.: Наука, 1990. — 190 с.