Статья ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Приорететной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству обучающегося с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Программа формирования универсальных учебных действий по ФГОС НОО предназначена для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на развитие у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружение их такими умениями, которые облегчат учебный труд, сделают его привлекательным и позволят получать радость от процесса обучения.
Одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности сегодня является компетентность и грамотность в общении. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Поэтому среди универсальных учебных действий особое внимание следует уделить коммуникативным, так как в основе понимания лежит адекватное восприятие и переработка информации. Кроме того, коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность ученика, учёт позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участие в коллективном обсуждении проблем; умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий у обучающихся. В качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Мои наблюдения за первоклассниками показывают, что уровень развития коммуникативной компетентности у многих детей различен и невысок.
Поэтому с первых дней обучения создаю необходимые условия для развития у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий. Научила детей работать в паре, предлагая задания, где универсальные учебные действия должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Ежедневно создаю необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.
В течение всего урока использую обратную связь с парой или группой – сигнальные карточки. Зелёный цвет – «На уроке нам было всё понятно. Мы со всеми заданиями справились». Жёлтый цвет – «На уроке нам почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справились с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Нашей паре, группе многое непонятно! Нам требуется помощь!».
Работа обучающихся с сигналами обратной связи позволяет сразу выявить тех ребят, которым необходима помощь, и уже на данном или следующем уроке оказать её.
Такой же принцип работы помогает мне и обучающимся оценить уровень активности и успешности своей пары, группы на уроке, в начале рабочего дня заметить ребят, которые не могут сразу включиться в работу в полную силу и учесть это при организации работы с ними.
Оценка коммуникативной компетентности обучающихся может проводиться в ходе различных работ. Например, работа с информацией в итоговых работах по предметам или в комплексных работах на межпредметной основе.
На уроках литературного чтения и окружающего мира формирую умение работать с текстом, используя такие упражнения как: «Самое главное», «Вопрос-ответ». Формирование навыков активного слушания развиваю при помощи приёмов: «Задай вопрос», «Толстые и тонкие вопросы», «Инсерт»
В работе часто применяю следующие приёмы для развития коммуникативных действий: 1. «Сотрудничество и кооперация» по заданиям: Какой фрагмент текста оказался для тебя наиболее сложным? Найди его и попытайся понять. Если потребуется – используй словарь, дополнительную литературу, проконсультируйся со взрослыми».2. «Постановка вопросов по изучаемому произведению» по заданиям: Поставь вопросы к тексту. для этого перечитай произведение, выделяя то, о чем хочешь спросить; сформулируй вопросы; задай вопросы одноклассникам.
Следует отметить, что все методические приёмы могут быть более результативными при обращении учителя к ИКТ как инструменту развития УУД. Так, например, все виды работы с текстом, его набор, оформление, редактирование и представление в виде мультимедиасообщений позволяет заинтересовать ученика даже самым сложным для восприятия и анализа литературным произведением.
Уже к концу первого года обучения школьники могут в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте, распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы, выполнять работу по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них.
И всёго этого позволяет добиться постоянная работа учителя по формированию у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий.
Литература:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с.
2. Чиндилова О.В Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий / О. В. Чиндилова // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 3-6.
3. Шакина Г.В. Оценка сформированности у младших школьников умений работы с текстом как источником информации / Г. В. Шакина, И. В. Ванисова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 7-10. - Библиогр.: с. 10.
.
15