Конспект по литературе на тему Л.Н.Толстой Два брата
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
Высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт среднего профессионального образования имени К.Д.УшинскогоСТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
КОЛЛЕДЖ «АРБАТ»
План-конспект урока по литературному чтению для 3 «Б» класса
Л.Н.Толстой «Два брата»
Студент: Булхова Мария Сергеевна
Курс: III
Группа: 31
Специальность: 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Методист:
Буданова Ольга Васильевна
Дата: 30.11.2015 г.
Подпись:______________
Москва, 2015
Информационный дидактико-технологический и методический
модуль урока
Дата 30.11.2015
Класс 3 «Б»
Предмет Литературное чтение
Тема Л.Н.Толстой «Два брата»
Вид урока Урок - беседа
Тип урока Комбинированный
Учитель - студент Булхова Мария Сергеевна
Государственный социальный заказ
Во исполнение Федерального Закона Российской Федерации 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации. Закона «О развитии образования в г. Москве», Конвенции о правах ребенка, Программы развития воспитания в системе начального образования, Национальной доктрины образования РФ (Постановления Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»): Постановления Правительства Москвы от 19 июня 2005 года № 529 – Городская целевая программа («Столичное образование» на 2012-2016 гг). Основной миссией образования (по Федеральному Государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденному, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) является обеспечение: равных возможностей получения качественного начального общего образования; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений
Создать условия для качественного усвоения обучающимися класса ГОУ СОШ №293 г. Москвы темы Л.Н.Толстой «Два брата»
добиваться:
формирования целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирования уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирования умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире,
российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле,
нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности всистематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательскойкомпетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя,
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-
популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Учебно-методическое оснащение Учебник «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть Л.А.Ефросинина
Межпредметныесвязи Русский язык
Окружающий мир
Технологическая карта урока
Триеди-
ные дидактические
цели Образовательные цели:
познакомить со сказкой, написанной Львом Николаевичем Толстым ; осуществлять нравственно-эстетическое воспитание, на примере поступков героев прослушанного произведения
Пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
формирование умения выделять главное, применять полученные знания, уметь излагать материал и мысли;
формирование исследовательского подхода при изучении познания мира.
Формирование навыков чтения по ролям
Воспитательные цели:
Воспитывать любовь к родной литературе, произведениям устного народного творчества народов мира
Воспитание активной жизненной позиции, у обучающихся.
Воспитание любви и бережного отношения к природе и животному миру.
Воспитание коммуникативного навыка и умения общаться с людьми иных взглядов.
Воспитание чувства патриотизма и уважения к окружающему миру;
Воспитание дружеских взаимоотношений в коллективе;
Развивающие:
Развитие речи:
развивать у учащихся выразительность при чтении вслух, осознанность при чтении молча.
развитие коммуникативных способностей;
развитие содержательности, понятности и выразительности речи.
Развитие памяти:
развитие образности, эмоциональности словесно-логической памяти.
Развитие практических навыков:
формирование практического умения, способностей к творчеству и саморазвитию.
Развитие воображения:
развитие творческого воображения.
Логическая структуризация Учитель Обучающиеся
Целеполагание Создание условий и обеспечение возможности успешной совместной деятельности учителя и обучающихся в повышенном качестве усвоения представленного материала.
Формирование способности обучающихся применять полученную информацию в решении поставленных задач.
Закрепление правил посадки, гигиенических правил.
Организация деятельности обучающихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях. Развитие самоконтроля.
Развитие самооценки у обучающихся.
Формирование научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взгляды и убеждения.
Развитие познавательного интереса у обучающихся, творческих и познавательных способностей.
Закрепление правил посадки, гигиенических правил.
Усвоение новых знаний в области природоведения.
Высокое качество усвоения представленного материала, способствующее эффективному формированию личности.
Ключевые компетенции Учитель Обучающиеся
Языковедческая компетенция Обеспечение познавательной культуры личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения. Развитие самостоятельности и способности к самоорганизации.
Профессиональная компетенция Опыт разнообразной деятельности в коллективе, группе, команде.
Опыт самоорганизации и самообразования, свободное творчество и развитие интересов. Формирование способности к постоянному самообразованию.
Педагогическая компетенция Организация участия обучающихся в исследовательском экспериментальном обучающем процессе и руководство их деятельностью. Освоение обучающимися компетентностного подхода.
Овладение знаниями и умениями.
Культуроведческая компетенция Осознание языка как формы выражения национальной культуры, национально-культурной специфики русского языка, взаимосвязи языка и истории народа. Обогащение словарного запаса определённой лексикой, словами с культурным компонентом, искусствоведческими терминами, развитие связной речи.
Читательская
компетенция Формирование у детей способности к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Овладение техникой чтения, умение правильно, прочитывать слова, понимать смысл текста, выразительно читать, выдерживать оптимальный темп чтения.
Речевая
компетенция Умение правильно построить предложение, красиво выразить мысль, воспитать потребность к чтению художественной литературы. Закрепление навыков чтения, деятельностном применении содружества, сотворчества и др.
Информационная компетенция Повышение качества действий учителя на данном уроке, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям образовательного процесса в школе. Способность использовать литературные источники в поисках необходимой информации.
Организационная
компетенция Координация деятельности других людей для достижения поставленной цели – социально – педагогическое сопровождение процесса.
модернизации столичного образования. Эмоционально-волевая регуляция личности во время занятия. Осуществление самоконтроля за своим поведением.
Личностная компетенция Уровень мастерства учителя включает в себя педагогическую технику, самореализацию в социуме, применение авторских технологий. Развитие индивидуальных нравственных, социальных, эстетических и физических установок и качеств.
Здоровье-сберегающая компетенция Создание здоровьесберегающей образовательной среды. Соблюдение обучающимися правил техники безопасности во время учебного процесса.
Основные дидактические принципы Принцип научности
Принцип доступности
Принцип наглядности
Принцип диалогичности
Принцип успешности
Принцип вариативности
Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУниверсальные учебные действия
Самоопределене к деятельности. Организационный момент. -Здравствуйте ребята, давайте поздороваемся.
Хочу напомнить для тех, кто забыл, меня зовут Мария Сергеевна .– Из глубокого колодца (руки «О»)
– Солнце медленно встает (руки над головой),
– Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх.)
– Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты)
– Новый день она начнет (руки вниз широко).
.Учитель. Сели девочки, сели мальчики. Повторим правила посадки. Проверьте, как вы сидите. Спина касается спинки стула, ноги стоят ровно. Нам предстоит интересная работа.
Дыхательная гимнастика.
Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали.
Повторяем 3 раза.
Подготовка класса к работе.
Обучаемые приветствуют учителя, занимают свои места, готовятся к занятию.
Повторяют движения за учителем Личностные:
самоопределение
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные:
целеполагание
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Игра «Вспомни и назови».
Учитель читает отрывки из произведений Л.Н. Толстого, изучаемых в 1, 2 классах, а ученики должны вспомнить и назвать произведения.
1) На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму. Народ спрашивает у нее: «Какая же твоя мама?» (Быль «Лучше всех» Быль – рассказ о том, что было или бывает на самом деле.)
2) Отец и говорит: «Так-то вы: если вы в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит» (Рассказ «Отец и сыновья»).
3) Мышка сказала:
- Один страшный, ходит по двору вот так: ноги у него черные, гребешок красный, нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я очень испугалась. (Басня «Страшный зверь»)
- Кто автор этих произведений? (Л.Н.Толстой)
-«Лучше всех»
- Рассказ «Отец и сыновья»).- Басня «Страшный зверь»
- Л.Н.ТолстойПознавательные: Логические – анализ объектов с целью выделения признаков
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Постановка учебной задачи
4. Освоение (изучение) нового материала.
Эпиграфом нашего урока будут такие слова:
Слайд 1
«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив»
Луций Анней Сенека (великий римский философ, драматург, оратор)
- Прочитайте их про себя, постарайтесь осмыслить. Чтение вслух
- Как вы их понимаете? (человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого что-то не получается ему надо помогать, подсказать, поддержать, нельзя быть счастливым одному – это неинтересно, человек счастлив, когда приносит счастье другому)
- Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку? (произведение будет связано, в произведение будет говориться о)
- Сегодня на уроке мы с вами начинаем изучать творчество великого русского писателя…
- Определите по ключевым словам жанр произведения:
волшебная, бытовая, богатырская, народная, авторская (сказка)
-Назовите признаки сказки (зачин, волшебство, троекратный повтор, концовка)
Тема нашего урока …
Какие цели ставим? (познакомиться с произведением Л.Н.Толстого, научиться выразительно читать, узнать, чему нас учит сказка)
- Как вы думаете, о чём эта сказка, судя по названию? (ответы детей)
- Прочтём сказку и узнаем, верны ли ваши предположения.
- Когда вы будете читать сказку, подумайте, в чём мудрость сказки.
- Прежде, чем приступить к чтению сказки, я хотела бы познакомить вас с биографией замечательного писателя- Льва Николаевича Толстого.
Л. Н. Толстой - знаменитый писатель-классик (это писатель, произведения, которого имеют огромное неоценимое значение), который известен не только в России, но и за рубежом. Родился он в 1828 году в богатой семье, получил отличное образование. Известен этот человек не только как писатель, но и как педагог. Лев Николаевич всегда переживал из-за того, что дети из бедных семей не могли учиться, не могли получать должных знаний. Именно по этой причине в 1859 году Л. Н. Толстой открыл в своём имении «Ясная поляна» бесплатную школу для детей из бедных семей. Он сам был в этой школе учителем, сам писал для своих маленьких учеников учебники для чтения. Свой знаменитый учебник «Русская азбука» он начал писать в 1859 году, работая над ним около 20-ти лет, закончил в середине 70-х годов. Сюда вошли более ста его новых сказок и рассказов на разные темы: о детских отношениях, о дурных привычках, а так же познавательные рассказы и сказки
1) В каком году родился Л.Н.Толстой?
2) Как называлось имение в котором он жил?
3) Как называлась его знаменитая книжка ??
А теперь давайте прочитаем с вами сказку .Какие слова показались вам непонятными?
Понравилась вам сказка? Чем?
- Назовите главных героев.
- Найдите и прочитайте, чем занимались братья
- Как они поделили зерно?
- О чём думал старший брат? Прочитайте.
- О чём думал младший брат? Прочитайте.
- Почему зерна не убыло?
- Почему «еще крепче стала любовь между братьями»? (Братья увидели насколько они любят и заботятся друг о друге. Каждый был готов отдать свое, только бы брату было хорошо. Старший заботился о брате и его четырех детях. Младший заботился о старшем, у которого не было детей).- Какие братья? (добрые, жадные, честные, трудолюбивые, отзывчивые, злые, верные, заботливые, грубые, щедрые)- Есть ли в сказке Л.Н Толстого волшебные чудеса, превращения? Какие?
(Волшебных чудес нет. Это бытовая сказка, а не волшебная. Чудеса легко объясняются. Для каждого из братьев было чудом то, что ночью он пересыпал свое зерно другому, а зерно не убывало).- Чему учит сказка?
Обучающиеся внимательно слушают задачи урока.
Читают высказывание
человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого что-то не получается ему надо помогать, подсказать, поддержать, нельзя быть счастливым одному – это неинтересно, человек счастлив, когда приносит счастье другому)
сказка
зачин, волшебство, троекратный повтор, концовка)
Отвечают на вопрос
Слушают учителя
1828
Ясная поляна
Русская азбука
Ответы детей
Младший и старший брат
Пахали и сеяли
поровну
Братья увидели насколько они любят и заботятся друг о друге. Каждый был готов отдать свое, только бы брату было хорошо. Старший заботился о брате и его четырех детях. Младший заботился о старшем, у которого не было детей).(Волшебных чудес нет. Это бытовая сказка, а не волшебная. Чудеса легко объясняются. Для каждого из братьев было чудом то, что ночью он пересыпал свое зерно другому, а зерно не убывало). Личностные: Постановка вопросов
Познавательные: Общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы
Регулятивные: Целеполагание
Личностные: Постановка вопросов
Познавательные: Общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы
Регулятивные: Формирование общей цели деятельности.
ФизминуткаСамостоятельная работа с самопроверкой
Рефлексия учебной деятельности. Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Открываем рабочие тетради на странице 74 и выполняем задние 1 , теперь задание 2 .
Работа в парах. Задание в рабочей тетради. Есть ли ошибка в плане? Если есть, укажите её.
- Что нам поможет сделать этот план? (правильно пересказать текст)
. Работа над пословицами.
Назовите ту, которая, вам кажется, наиболее подходит к этой сказке:
Жизнь дана на добрые дела
Любовь братская лучше каменных стен.
В дружной семье и в холод тепло.
- Какую пословицу подобрали?
- Что происходит между братьями? (Дружба.)
- На какую тему? ( О дружбе.)
- Какие вы знаете пословицы о дружбе?
- Давайте вспомним эпиграф нашего урока.
- Какая из пословиц очень его напоминает. Как вы считаете, почему русская пословица и изречение римского философа так похожи? (отношения между людьми важны для любого народа)
-Ребята, как вы считаете, только ли в семье надо жить в дружбе и в согласие? (ответы детей)
Самостоятельная работа. Система Вотум.
Вопросы:
Кто автор сказки «Два брата»?
1.А.С.Пушкин
2.Л.Н.Толстой
Какая эта сказка?
1.бытовая
2.волшебная
Кто главные герои сказки?
1.братья
2.брат с сестрой
Сколько детей у младшего брата?
1. нисколько
2.четверо
О чём эта сказка?
1.о дружбе и любви в семье
2.о добре и зле
- Анализ самостоятельной работы
Итог урока. Д/з. нарисовать иллюстрацию к сказке, подготовить пересказ
Ребята высказываются одним предложением:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Урок дал мне для жизни…
Выполняют упражнение
2
1
1
2
1
Записывают домашнее задание Личностные: Самоопределение, стремление к творческой самореализации
Регулятивные: Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Личностные: СмыслообразованиеРегулятивные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные: Рефлексия
Матрица результативности проведенного урока
Этап занятия Результативность активизации деятельности преподавателя Активизация деятельности студентов
Подготовительная часть Организация и управление целенаправленной деятельностью обучающихся на уроке. Осуществление самоконтроля за своим поведением. Подготовка к основной части урока.
Основная часть Получение новых знаний об сказке Л.Н.Толстого «Два брата» Помощь в получении знаний посказке Л.Н.Толстого «Два брата»
Заключительная часть Анализ формирования знаний и умений. Оценка обучающимися своей работы на занятии.
Учитель__________
Методист ________
Оценка________
Тест.
Какого народа сказка «Колосок»?
FORMCHECKBOX белорусская
FORMCHECKBOX украинская
FORMCHECKBOX грузинская
С кем жил петушок?
FORMCHECKBOX с собакой
FORMCHECKBOX с кошками
FORMCHECKBOX с мышами
Как звали мышей?
FORMCHECKBOX Круть и Верть
FORMCHECKBOX Курт и Вурт FORMCHECKBOX Карт и ВартЧто нашел петушок?
FORMCHECKBOX зерно
FORMCHECKBOX деньги
FORMCHECKBOX мышку
Кто из героев молотил зерно?
FORMCHECKBOX петушок
FORMCHECKBOX мыши
FORMCHECKBOX кошки
В чем петушок принёс муку?
FORMCHECKBOX в мешке
FORMCHECKBOX в сумке
FORMCHECKBOX в рюкзаке
Кто месил тесто?
FORMCHECKBOX мыши
FORMCHECKBOX петушок
FORMCHECKBOX никто
Что испёк петушок?
FORMCHECKBOX пироги
FORMCHECKBOX ватрушки
FORMCHECKBOX булочки
Как петушок поступил с пирогами?
FORMCHECKBOX угостил мышей
FORMCHECKBOX прогнал мышей
FORMCHECKBOX не угостил мышей
Экспресс – опрос.
Задание: соотнести высказывание с текстом. Если согласен, то поставь +;
если не согласен, поставь -
FORMCHECKBOX - Колосок нашли мышата.
FORMCHECKBOX - Мышат было двое.
FORMCHECKBOX - Мышата работали, а петушок играл.
FORMCHECKBOX - Мышата обмолотили колосок.
FORMCHECKBOX - Петушок отнёс колосок на мельницу.
FORMCHECKBOX - Мышата играли в чехарду.
FORMCHECKBOX - Петушок играл в лапту.
FORMCHECKBOX - Мышата натаскали дров.
FORMCHECKBOX - Петушок испёк торт.
FORMCHECKBOX - Петушок угостил мышат.