Конспект по литературному чтению. Тема Два брата Л. Н. Толстой

Урок литературного чтения "Два брата" Л.Н.Толстой
Цель: ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей
Задачи:
Образовательные
учить полно, отвечать на вопросы, обобщать изученное, умение адекватно понимать и оценивать прочитанное, выразительности в речи, анализу литературного произведения.
развивающие
развивать внимание, память, воображение, коммуникативную деятельность учащихся, развивать волю, эмоции, способности каждой личности,умение применять логические операции, сравнивать, обобщать
воспитательные
учить видеть в сказке добро и зло, воспитывать в себе нравственные, моральные, этические, эстетические качества, на примерах сказочных героев
Тип урока: закрепление знаний
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная














ХОД УРОКА
Оргмомент
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по литературному чтению.
-Ребята, почему для нас важны уроки литературного чтения? (хорошо читать, пересказывать, рассуждать, пригодиться в будущем, понимать причины поступков главных героев).
II. Рефлексивно-мотивационный момент
Эпиграфом сегодняшнего урока будут такие слова: «Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив»
Луций Анней Сенека
(великий римский философ, драматург, оратор)
-Прочитайте их про себя, постарайтесь осмыслить. (Чтение вслух учителем)
-Как вы их понимаете? (человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого что-то не получается ему надо помогать, подсказать, поддержать, нельзя быть счастливым одному – это неинтересно, человек счастлив, когда приносит счастье другому) -Может ли нам пригодится этот эпиграф на уроке? (мы должны помогать друг другу, не перебивать) -Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку? (произведение будет связано с ними, в произведении будет говориться о счастье) -А что для вас счастье? (хорошо учиться, не получать плохих отметок, иметь собаку) -А вот так взрослые говорят о счастье, послушайте: «Я счастлива, когда мой сын здоров и без устали говорит! А еще я счастлива, когда мы вместе!» «Счастье – это когда тебя понимают, ценят, любят, когда с работы хочется идти домой» «Счастье-это когда моя доченька смеётся, целует меня в щёчку»
III.Выведение темы урока
Мы выяснили, что наш разговор пойдёт о счастье.
- А теперь прочитайте опорные слова и определите, о каком произведении сегодня пойдёт речь на уроке
Путешествие
Камень
Надпись
Пошел
Остался
Царствовал
жил в деревне
(Два брата)
- А кто её автор?
- Да, действительно, мы продолжим работу по сказке Льва Николаевича Толстого «Два брата».
(На экране портрет писателя)
Л. Н. Толстой – великий русский писатель, он известен не только в России, но и за рубежом. Родился он в богатой семье, получил отличное образование. Лев Николаевич всегда переживал из-за того, что дети из бедных семей не могли учиться, не могли получать должных знаний. Именно по этой причине он открыл в своём имении «Ясная поляна» бесплатную школу для детей из бедных семей. Он сам был в этой школе учителем, сам писал учебники для чтения. Свой знаменитый учебник «Русская азбука» он писал около 20-ти лет. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
-Именно для своих учеников и написал Л. Н. Толстой сказку «Два брата».
IV. Жанровое соотнесение.
-Вспомним, какие виды сказок нам известны:
Волшебные
Бытовые
Богатырские
Сказки о животных
- К какому виду относится эта сказка?
Какая это сказка? (бытовая с элементами волшебства)  (напоминает рассказ, но это сказка, так как реальное переплетается с волшебством) V. Работа с текстом
-Теперь я хочу проверить, насколько вы внимательно читали сказку. Вспомните, что было написано на камне и ответьте на вопросы:
1. Что сулило тому, кто заберёт медвежат у медведицы? 2. Как звали братьев? 3. Какой брат захотел пойти за счастьем? 4. Какое счастье нашёл брат? 5. Осталось ли счастье с братом?
Проблемный вопрос
Братьев двое, а за счастьем отправился только один
6. Почему родные братья выбрали разный путь в жизни?
(вопрос оставим открытым, трудно пока ответить, вернёмся к этому вопросу к концу урока)
VI. Словарная работа
-В сказке вам встретились слова, значение которых я прошу вас объяснить: не сули побежал без оглядки помянуть не тужу не сули                                            вспомнить побежал без оглядки                   не обещай, не обнадёживай помянуть                                        очень быстро не тужу                                           не расстраиваюсь, не огорчаюсь, не печалюсь, не горюю
VI.Работа в группах.
-Я предлагаю поработать по группам. Вы будете продолжать учиться помогать друг другу. Каждая группа вытянет своё задание. Вспомните правила работы в группах. 1.Найдите и прочитайте пословицы, которые употребляет старший брат, объясняя своё решение.
Из предложенных пословиц выберите те, которые также помогли бы старшему брату доказать свою правоту
2. Найдите и прочитайте пословицы, которые употребляет младший брат, объясняя своё решение.
Из предложенных пословиц выберите те, которые также помогли бы младшему брату доказать свою правоту
3. Соберите пословицу и подумайте почему именно эту пословицу я вам дала? (На чужом несчастье, своё счастье не построишь.) Каждая группа внимательно слушает ответ другой группы. А ваше мнение, какое? -Вы внимательно прослушали мнения ребят. Теперь давайте охарактеризуем братьев. (Устные ответы)
Младший брат                                    Старший брат смелый                                                       живет, как жизнь поведёт ищет лучшее в жизни                            разумный эгоист                                                          приключений не ищет оптимист                                                   рассудительный добивается своего                                    довольствуется малым решительный                                           думает, что о нём подумают люди
Я подобрала свои характеристики братьев. Согласны вы с ними или нет.
- Чья позиция вам близка? С кем вы согласны. Выскажите своё мнение.
- В чём нашёл своё счастье младший брат?
- В чём нашёл своё счастье старший брат?
- В чём мудрость сказки?
В жизни нужно чего-то добиваться, идти к вершинам, но при этом, не нанося вред другим людям. Он своровал счастье, доставив горе матери-медведице. Итог урока. Дом. задание.
-Давайте подведём итог нашего разговора. Какими же качествами должны обладать люди, чтобы достичь успеха в жизни, быть счастливыми. -Выберите, эти качества (порядочность, верность, любовь к ближнему, сострадание, уважение, доброта, отзывчивость, целеустремлённость, злоба, жадность, зависть, гуманность, трусость, ненависть, предательство). -Почему эти качества вы выбрали? (положительные, обладают хорошие люди, любить, уважать, заботиться, другие отрицательные). Какими качествами обладаете вы?
А теперь вернёмся к нашему вопросу. Проблемный вопрос: -Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? (разные нравственные принципы, взгляды, своё отношение к жизни, потому что все люди разные ,разное представление о счастье)
-Нашёл ли отражение эпиграф урока в данном произведении? (разное счастье у братьев, искали счастье по разному)
- Кто же из братьев думал о себе?
-Почему Л. Н. Толстой написал эту сказку для своих учеников, а не написал правила? (сказки нас учат, детям правила читать не интересно)
Не зря есть такая народная мудрость «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
-Ребята, я надеюсь, что вы будете думать о других людях, не причините боль другому человеку. Я верю в вас. -Чьи ответы на уроке вам понравились больше всего?
Домашнее задание
1.Счастье!.. Представьте себе, что это живое существо, попробуйте нарисовать его дома.
2. Написать сочинение – сказку, чтобы заголовком была одна из пословиц сказки.
3. Найти и прочитать тексты других жанров, написанные Л.Н. Толстым.
-Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу.
В давние времена счастье у людей ассоциировалось с птицей. Даже в песнях люди мечтали поймать птицу счастья. Она была необычайной красоты. На наш урок тоже залетела птица, давайте превратим её в свою птицу счастья, украсив красивыми перьями. Пусть эта замечательная птица приносит в ваш класс только счастье.
Перед каждым из вас 3 пёрышка. Возьмите:
Жёлтый – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой!
Красный – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Синий – Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!








13PAGE \* MERGEFORMAT14115