Конспект по литературному чтению. Тема Два брата Л. Н. Толстой
Урок литературного чтения "Два брата" Л.Н.Толстой
Цель: ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей
Задачи:
Образовательные
учить полно, отвечать на вопросы, обобщать изученное, умение адекватно понимать и оценивать прочитанное, выразительности в речи, анализу литературного произведения.
развивающие
развивать внимание, память, воображение, коммуникативную деятельность учащихся, развивать волю, эмоции, способности каждой личности,умение применять логические операции, сравнивать, обобщать
воспитательные
учить видеть в сказке добро и зло, воспитывать в себе нравственные, моральные, этические, эстетические качества, на примерах сказочных героев
Тип урока: закрепление знаний
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
ХОД УРОКА
Оргмомент
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по литературному чтению.
-Ребята, почему для нас важны уроки литературного чтения? (хорошо читать, пересказывать, рассуждать, пригодиться в будущем, понимать причины поступков главных героев).
II. Рефлексивно-мотивационный момент
Эпиграфом сегодняшнего урока будут такие слова:«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив»
Луций Анней Сенека
(великий римский философ, драматург, оратор)
-Прочитайте их про себя, постарайтесь осмыслить. (Чтение вслух учителем)
-Как вы их понимаете? (человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого что-то не получается ему надо помогать, подсказать, поддержать, нельзя быть счастливым одному – это неинтересно, человек счастлив, когда приносит счастье другому)-Может ли нам пригодится этот эпиграф на уроке? (мы должны помогать друг другу, не перебивать)-Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку? (произведение будет связано с ними, в произведении будет говориться о счастье)-А что для вас счастье? (хорошо учиться, не получать плохих отметок, иметь собаку)-А вот так взрослые говорят о счастье, послушайте:«Я счастлива, когда мой сын здоров и без устали говорит! А еще я счастлива, когда мы вместе!»«Счастье – это когда тебя понимают, ценят, любят, когда с работы хочется идти домой»«Счастье-это когда моя доченька смеётся, целует меня в щёчку»
III.Выведение темы урока
Мы выяснили, что наш разговор пойдёт о счастье.
- А теперь прочитайте опорные слова и определите, о каком произведении сегодня пойдёт речь на уроке
Путешествие
Камень
Надпись
Пошел
Остался
Царствовал
жил в деревне
(Два брата)
- А кто её автор?
- Да, действительно, мы продолжим работу по сказке Льва Николаевича Толстого «Два брата».
(На экране портрет писателя)
Л. Н. Толстой – великий русский писатель, он известен не только в России, но и за рубежом. Родился он в богатой семье, получил отличное образование. Лев Николаевич всегда переживал из-за того, что дети из бедных семей не могли учиться, не могли получать должных знаний. Именно по этой причине он открыл в своём имении «Ясная поляна» бесплатную школу для детей из бедных семей. Он сам был в этой школе учителем, сам писал учебники для чтения. Свой знаменитый учебник «Русская азбука» он писал около 20-ти лет. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
-Именно для своих учеников и написал Л. Н. Толстой сказку «Два брата».
IV. Жанровое соотнесение.
-Вспомним, какие виды сказок нам известны:
Волшебные
Бытовые
Богатырские
Сказки о животных
- К какому виду относится эта сказка?
Какая это сказка? (бытовая с элементами волшебства) (напоминает рассказ, но это сказка, так как реальное переплетается с волшебством) V. Работа с текстом
-Теперь я хочу проверить, насколько вы внимательно читали сказку. Вспомните, что было написано на камне и ответьте на вопросы:
1. Что сулило тому, кто заберёт медвежат у медведицы?2. Как звали братьев?3. Какой брат захотел пойти за счастьем?4. Какое счастье нашёл брат?5. Осталось ли счастье с братом?
Проблемный вопрос
Братьев двое, а за счастьем отправился только один
6. Почему родные братья выбрали разный путь в жизни?
(вопрос оставим открытым, трудно пока ответить, вернёмся к этому вопросу к концу урока)
VI. Словарная работа
-В сказке вам встретились слова, значение которых я прошу вас объяснить: не сулипобежал без оглядкипомянутьне тужу не сули вспомнитьпобежал без оглядки не обещай, не обнадёживайпомянуть очень быстроне тужу не расстраиваюсь, не огорчаюсь, не печалюсь, не горюю
VI.Работа в группах.
-Я предлагаю поработать по группам. Вы будете продолжать учиться помогать друг другу. Каждая группа вытянет своё задание.Вспомните правила работы в группах.1.Найдите и прочитайте пословицы, которые употребляет старший брат, объясняя своё решение.
Из предложенных пословиц выберите те, которые также помогли бы старшему брату доказать свою правоту
2. Найдите и прочитайте пословицы, которые употребляет младший брат, объясняя своё решение.
Из предложенных пословиц выберите те, которые также помогли бы младшему брату доказать свою правоту
3. Соберите пословицу и подумайте почему именно эту пословицу я вам дала?(На чужом несчастье, своё счастье не построишь.)Каждая группа внимательно слушает ответ другой группы. А ваше мнение, какое?-Вы внимательно прослушали мнения ребят. Теперь давайте охарактеризуем братьев. (Устные ответы)
Младший брат Старший братсмелый живет, как жизнь поведётищет лучшее в жизни разумныйэгоист приключений не ищетоптимист рассудительныйдобивается своего довольствуется малымрешительный думает, что о нём подумают люди
Я подобрала свои характеристики братьев. Согласны вы с ними или нет.
- Чья позиция вам близка? С кем вы согласны. Выскажите своё мнение.
- В чём нашёл своё счастье младший брат?
- В чём нашёл своё счастье старший брат?
- В чём мудрость сказки?
В жизни нужно чего-то добиваться, идти к вершинам, но при этом, не нанося вред другим людям.Он своровал счастье, доставив горе матери-медведице.Итог урока. Дом. задание.
-Давайте подведём итог нашего разговора. Какими же качествами должны обладать люди, чтобы достичь успеха в жизни, быть счастливыми.-Выберите, эти качества (порядочность, верность, любовь к ближнему, сострадание, уважение, доброта, отзывчивость, целеустремлённость, злоба, жадность, зависть, гуманность, трусость, ненависть, предательство).-Почему эти качества вы выбрали? (положительные, обладают хорошие люди, любить, уважать, заботиться, другие отрицательные).Какими качествами обладаете вы?
А теперь вернёмся к нашему вопросу. Проблемный вопрос:-Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? (разные нравственные принципы, взгляды, своё отношение к жизни, потому что все люди разные ,разное представление о счастье)
-Нашёл ли отражение эпиграф урока в данном произведении? (разное счастье у братьев, искали счастье по разному)
- Кто же из братьев думал о себе?
-Почему Л. Н. Толстой написал эту сказку для своих учеников, а не написал правила? (сказки нас учат, детям правила читать не интересно)
Не зря есть такая народная мудрость «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
-Ребята, я надеюсь, что вы будете думать о других людях, не причините боль другому человеку. Я верю в вас.-Чьи ответы на уроке вам понравились больше всего?
Домашнее задание
1.Счастье!.. Представьте себе, что это живое существо, попробуйте нарисовать его дома.
2. Написать сочинение – сказку, чтобы заголовком была одна из пословиц сказки.
3. Найти и прочитать тексты других жанров, написанные Л.Н. Толстым.
-Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу.
В давние времена счастье у людей ассоциировалось с птицей. Даже в песнях люди мечтали поймать птицу счастья. Она была необычайной красоты. На наш урок тоже залетела птица, давайте превратим её в свою птицу счастья, украсив красивыми перьями. Пусть эта замечательная птица приносит в ваш класс только счастье.
Перед каждым из вас 3 пёрышка. Возьмите:
Жёлтый – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой!
Красный – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Синий – Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
13PAGE \* MERGEFORMAT14115