Статья по теме: «Роль интегрированных уроков в обучении» (Английский язык и русский язык, литература)
«Роль интегрированных уроков в обучении» (Английский язык и русский язык, литература)
Целью данной работы является - изучение эффективных методов и приемов, которые позволяют ученикам лучше усваивать программный материал. Интеграция способствует не только систематизации, интенсификации учебно-воспитательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в вечерней школе.
Для успешного проведения интегрированных уроков мы создаем атмосферу заинтересованности и творчества.
Задачи интегрированных уроков – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитии логического мышления, готовность к самостоятельному поиску материала, его презентации.
Поэтому мы не только даем знания и учим применять их в жизни, но и работаем над тем, чтобы научить детей думать, анализировать, научить их отбирать необходимую информацию.
Методика интегрированного обучения имеет цели помочь учащимся:
-научиться познавать
-научиться делать
-научиться работать в коллективе
Такие цели приводят к тому, что у детей формируется критическое мышление, - находить оптимальное решение среди множества, думать нестандартно, находить свое место в цепи взаимосвязанных задач. Интегрированное обучение не только взаимосвязь знаний по различным предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, форм обучения в учебном процессе.
Таким образом, необходимо выделить следующие цели:
1.Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения литературе, русскому и английскому языкам на основе интеграции этих предметов.
2.Преодоление некоторых противоречий процесса обучения.
3.Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках .
На сегодняшний день основная проблема образования - как сделать изучение основ школьных предметов доступным и интересным для каждого ученика. Для решения такой важной проблемы обучения мы обратили наше внимание на инновационные методы преподавания предметов.
Интегрированный урок - одна из форм инновации. «Интеграция» в переводе обозначает «объединение в целое каких-либо частей». Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов. На интегрированных уроках учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. В тоже время имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.
Проблема снижения учебной мотивации, развития безответственности и утрате моральных ориентиров у обучающихся особенно остро наблюдается в вечерних школах. Наряду с взрослыми, работающими людьми учатся и подростки 15-ти 16-ти лет. Основными причинами перехода несовершеннолетних учащихся в вечерние школы является – либо неуспеваемость и конфликтность в дневной школе, либо трудное материальное положение семьи, когда подросток вынужден зарабатывать деньги. И говорить о мотивации не приходится.
Таким образом, в начале своей педагогической деятельности мы столкнулись со следующими проблемами:
отсутствия у обучающихся понятий школьные обязанности в виде выполнения домашнего задания, подготовке к уроку, дисциплины на уроке и т.д.
крайне низкая мотивация, ослабление познавательных интересов;
разная возрастная аудитория и как следствие разница в интересах, взглядах на жизнь, социальном положении обучающихся.
Обозначив для себя главные проблемы, мы стали искать пути их решения. Основная цель изучения иностранного языка в школе – формирование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, а основное направление работы учителя – достижения уровня, позволяющего пользоваться английским языком практически, открывать доступ к культурным ценностям других народов. В русском языке и литературе главным остается грамотность речи и духовное и интеллектуальное развитие личности.
Найдя точки соприкосновения между нашими предметами, мы проанализировали уже имеющийся опыт интегрированного обучения и методики проведения интегрированных уроков. Дальше мы определили для себя задачи - способствование активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитие логического мышления, готовность к самостоятельному поиску материала, его презентации. И перешли к методике интегрированного обучения, которая призвана помочь учащимся:
- научиться познавать
- научиться делать
- научиться работать в коллективе
Поэтому с помощью интегрированных уроков мы решили:
сделать изучение наших предметов (литература, русский и английские языки) доступным и интересным для каждого ученика, пробудить интерес к предметам;
формировать личность творческую, самостоятельную, толерантную, ответственную;
создать оптимальные условия для развития мышления обучающихся в процессе обучения на основе интеграции наших предметов;
активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках.
Интегрированные уроки мы стали проводить с начала учебного года. Вначале мы охватили «младшую ступень» 5-7 классы, возрастная аудитория которой составила 15-19 лет. Учащиеся именно этих классов показывали слабые результаты по нашим предметам. Около 60% учащихся впервые стали изучать иностранный язык.
Путем тщательного отбора содержания учебного материала, путем взаимопроникновения русского и английского языков мы придумывали доступные задания для наших учеников. Задания на созвучия слов, на их сопоставления, на нахождения лишних слов и т.д.
На уроках мы используем следующие технологии: технологию объяснительно - иллюстрированного обучения, технологию личностно – ориентированного обучения, технологию развивающего обучения и технологию учебно-игровой деятельности. В результате эти уроки прошли эффективно, так как были использованы различные виды репродуктивно – поисковой и творческой деятельности обучающихся.
Так, например, на интегрированном уроке русский и английский языки по теме «Антонимы». «Antonyms» в 5 классе ребята выполняли следующие задания:
Подберите к словам антонимы. (Слайд №6)
Широкий - (узкий) Big ( большой ) – Small
Твёрдый - (мягкий) Slim ( худой ) - Fat
Старый - (новый) Sad ( печальный ) - Merry
Скучный - (интересный) Tall ( высокий ) – Short
Бесполезный - (ценный) New ( новый ) - Old
Неряшливый - (аккуратный) Rich ( богатый ) - Poor
Укажите в загадке антонимы (устно). (Слайд № 7)
Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять
And now let’s play a game.
You are the interpreters. Please look at the screen.
What does the word “a dragon-fly” mean?
What does the word “an ant” mean?
Let’s compare a dragon-fly to ant. Write down the sentence in your copy-book.
С помощью антонимов-прилагательных охарактеризуйте названных ниже животных – героев сказок и басен. ( Слайды №8-14)
Составьте и запишите сложные предложения с союзом а. Подчеркните антонимы.
Образец. Волк простодушный, а лиса хитрая.
Вставьте пропущенные слова в пословицы ( слайд №16):
1.Больше думай, говори.
2.В мороз заснуть легко, проснуться .
3. Век долог, да час .
4. Добро помни, а зло .
5. Дождик вымочит, а красно солнышко .
6. Вперёд беги, а оглядывайся.
7. Мягко стелет, да спать.
Мы убедились, что такие задания побуждают обучающихся к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности и позволили активно работать всем ученикам: незнания и пробелы одного предмета ученики компенсировали другим.
Безусловно, они вызывают познавательный интерес обучающихся, развивают воображение, внимание, мышление, речь и память. На интегрированных уроках обучающиеся получили многогранные знания, они научились переносить знания с одной области знаний в другую.
Проанализировав проведенные нами интегрированные уроки в 5-7 классах, мы убедились в несомненной эффективности данных уроков и продолжили работу в этом направлении и в других классах.
В работе со «средней ступенью» (8-10 классы) мы сочли целесообразным использование следующих технологий: технологию коммуникативно-диалоговой деятельности и технологию проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Чтобы вовлечь учащихся в творческую деятельность, и развить творческие способности учеников наряду с интегрированными уроками, мы стали проводить интегрированные внеклассные мероприятия. Они позволяют в полной мере «выстроить» речевое поведение обучающихся, развить уверенность, свободно, внутренне раскованно чувствовать себя в общении в любой ситуации, в том числе в официально-деловой.
В этих мероприятиях мы используем театральные инсценировки, отрывки произведений. Театральная деятельность помогает обучающимся выработать оптимальное в любой жизненной ситуации речевое поведение, при котором ученики не только компетентны и эрудированы, но и гибко оперируют своими знаниями, добиваясь заданной цели. Это умение, определяемое совокупностью качеств: гибкостью мышления, быстрой переключаемостью с одного вида деятельности на другой, конструктивностью общения с оппонентом, способностью мгновенно преодолеть «аудиторный шок» в официальном общении и др.
Например, мероприятие по предметам английский язык - литература «Тот самый Шерлок Холмс и его верный друг доктор Ватсон», в котором ребятам предстояло примерить на себя роли литературных героев:
Оператор запускает титры фильма о Шерлоке Холмсе. На сцену с противоположных сторон выходят учащиеся (Шерлок Холмс и доктор Ватсон), останавливаются перед экраном лицом к аудитории и произносят следующий диалог:
Шерлок Холмс: I see that you are rather busy just now.
(голос «за кадром» переводит)
Доктор Ватсон: Yes, I've had a busy day. It may seem very foolish in your eyes, but really I don't know how you deduced it.
(голос «за кадром» переводит)
Шерлок Холмс: (усмехаясь) I know your habits, my dear Watson. When your trip is a short one you walk, and when it is a long one you hire a crew. As I see your boots are dirty, I am sure that you are busy.
(голос «за кадром» переводит)
Доктор Ватсон: Excellent!
Шерлок Холмс: Elementary, my dear Watson!
Сделав небольшой поклон аудитории, они отходят в сторону.
После литературного знакомства с уникальной личностью Шерлока Холмса и его неординарными методами раскрытия преступлений учащимся тоже было предложена роль детективов. Были даны задания на английском языке на выбор: раскрыть преступление:
The game: Who is the killer?
Alec Crabtree was found dead at his desk in his study last night. He had been hit on the head with a blunt object. He had been sitting at the desk with his back to the door, and was in the middle of writing a letter. He was found by his wife, when she went in to bring him his bedtime cocoa at 11.15 p.m., but his watch, which had been smashed in the struggle, had stopped at 11.05 p.m. The suspects are the people who were in the hose at the time. They are: Mrs.
1. Серебряная vase ( очень поврежденная) была найдена на клумбе.
2. The window было открыто.
3. Окурок был найден рядом с the body.
4. Все курили кроме Мистера Грабтри и the maid.
5. Кусок red материала был найден на окне.
6. Миссис Грабтри, Миссис Фэафакс(Эллис), Даниэль были одеты в red.
7. A note была найдена в сумочке Миссис Грабтри. Она гласила: «Алекс, встреть меня в саду в 23:00. Эллис»
8. Все играли в карты до 23:00, кроме Сьюзи, которая мыла посуду in the kitchen между 22:50 и 23:20.
9. В 23:00 Мистер Грабтри встал и сказал, что ему нужно написать a letter. Он отправился в свой кабинет.
10. В 23:00 Миссис Фэафакс (Эллис) вышла на улицу, сказав что хочет подышать fresh air.
11. В ящике стола было the will. 10000 фунтов было оставлено Даниэлю.
12. Даниэль задолжал 9000 фунтов.
13. Даниэль и Мистер Фэафекс начали смотреть ТВ после игры в карты. В 23:04 к ним joined Эллис.
14. Письмо Алекса Грабтри начиналось так: «Моя дорогая wife, не знаю как тебе сказать, но я оставляю тебя. Эллис и я»
А также ребятам было предложено сочинить мини-детективы и разгадать кроссворд.
К нашему удивлению, задания выполнили все ребята без исключения. И мы поняли, что нашим обучающимся близки задания, связанные с реальной жизнью, с их интересами.
В работе с обучающимися старших классов (11-12) мы применили такой метод, как имитационное моделирование, который является эффективным средством развития мышления, речи, памяти, воображения наших обучающихся. А так как у наших учеников разный уровень знаний и развития такой подход в обучении помогает каждому ученику раскрыться, исходя из его способностей, возможностей, интересов, профессиональной деятельности. Его применение на наших уроках дает возможность формировать навыки и умения общения; развивает привычку самоконтроля, способствует реальной подготовке обучающихся к предстоящей деятельности и жизни в обществе в целом.
В качестве примеров на уроках мы используем: общение – диалог по поводу профессиональной информации близкой для наших обучающихся, прочитанной на английском языке и на русском, анализ социальных и профессиональных ситуаций, выполнение обучающимися творческих заданий с профильным содержанием, игровые ситуации, ролевые игры, викторины.
Мы применяем их в системе занятий, обеспечивая овладение целым комплексом умений, закладываем результативную базу для его эффективной профилизации в жизни.
На уроках наши обучающиеся трансформируют изученный материал, проектируя полученные знания на свою жизненную ситуацию, или на свою профессиональную деятельность или на семейные отношения. Мы разбираем изученный материал «здесь и сейчас», легко и доступно излагаем их на изучаемом языке.
Главное - мы научились предоставлять выбор учащимся, ориентируясь на круг их интересов, увлечений и возможностей. После раннее изученного материала на его основе ребята предоставляют нам свой «готовый» продукт: творческие работы, отчеты, проекты. Это может быть эссе, сочинение, песни, сказки.
Так, например, после знакомства с личностью писателя О. Генри и его творчеством, ученица, отразила проблематику новелл писателя в сказках собственного сочинения. Нас это очень поразило, что она самостоятельно нашла связь между бытом среднестатистического американца и зверюшками из русского фольклора. А схожесть - в морали, в вечной борьбе добра со злом, в высмеивании человеческих пороков. Просто учащаяся – мама, воспитывающая 4-х детей и тема народного творчества очень близка ей и она нашла ее отражение в учебном материале.
Приложение
Итак, мы убедились на практике, в огромных преимуществах межпредметной интеграции:
На начало учебного года13 EMBED Excel.Sheet.8 1415
На конец учебного года
13 EMBED Excel.Sheet.8 1415
____________
Результаты представлены в процентах, %
На начало учебного года
13 EMBED Excel.Sheet.8 1415
На конец учебного года
13 EMBED Excel.Sheet.8 1415
____________
Результаты представлены в процентах, %
На начало учебного года
13 EMBED Excel.Sheet.8 1415
На конец учебного 2010-2011 года
____________
Результаты представлены в процентах, %
интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения учащихся;
побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счетпереключений на разнообразные виды деятельности;
интеграция является источником нахождения новых фактов, которыеподтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах;
интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Проблемы, возникшие в начале учебного года, в конце учебного года были решены. Практика нашей работы показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению.
Root Entry