Синквейн как приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.


Синквейн как приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Определение синквейна.
Синквейн можно писать абсолютно по любому предмету, но всё же особую любовь к этому французскому заданию испытывают учителя русского языка и литературы.
                Синквейн - это один из видов технологии развития критического мышления. Он может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.
Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять»( в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).
 
Таким образом, синквейн – малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет(тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
2. Правила написания синквейна:
1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное или местоимение), название стихотворения – тема синквейна, определяющая содержание.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему, выражающие главную мысль, слова можно соединять предлогами и союзами.
3 строка – три слова (глаголы или деепричастия), характеризующие действия, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме, афоризм в виде пословицы, крылатого выражения, цитаты.
5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы, слово-резюме.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
 
3. Цели проведения синквейна на уроке.
При внешней простоте формы, синквейн – быстрый и мощный результат для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит детей осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк. Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.
        
        С какой же целью учителя могут использовать синквейн на уроке?
Умение написать это короткое литературное произведение развивает речь детей, обогащает словарный запас.
  2.Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу.
  3. Автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам, таким образом учит формулировать идею(ключевую фразу).
  4. Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
 
  5. Получается у всех.  
 
4. Синквейны на уроках литературы.
Синквейны – превосходный способ контроля.
Для уроков литературы синквейны – это настоящее Эльдорадо. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время, чтобы всё обсудить.
Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Попробуйте написать синквейн про своего любимого книжного героя. И когда Вы будете подбирать для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то обязательно почувствуете насколько ближе, понятнее и роднее стал Вам тот или иной персонаж. Вы словно пропустите искусство слова через себя. А это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы.
Как говорил А.С.Пушкин, «только осмысленное и прочувствованное чтение – совершенство».
Примеры синквейнов, написанные учениками:
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».
Тарас Бульба,
Великий, могучий,
Борется, преодолевает, страдает.
Им гордится всё Запорожье.
Патриот!
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Маленький принц,
Искренний, ищущий,
Верит, любит, думает.
Идеал чистой души!
Настоящий друг.
 
В. Распутин «Уроки французского».
Учительница,
Настоящая, добрая,
Учит, воспитывает, любит.
Дала лучший в мире урок.
Добродетель.
В. Богомолов «Иван».
Иван.
Настоящий, смелый.
Переплывает,  мстит, разведывает.
Мальчик-патриот.
Разведчик.
Использование технологии синквейна  помогают отойти от стереотипа проведения уроков по созданию характеристики героя, потому что их главной особенностью является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности» (Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления»)
5. Примеры синквейнов, написанные учениками на уроках русского языка.
Вешенская.
Известная и знаменитая.
Живет, здравствует, процветает.
Шолоховский казачий край.
Малая родина.
Осень.
Красивая и грустная.
Раскрасила, позолотила, раздарила.
Вернула людям надежду.
Наслаждение.
Глагол.
Действующий, подвижный.
Ходит, смеется, развивается.
Я люблю действовать, то есть глагол.
Опора.
6. Подведение итогов.
Важно делать упражнения с составлением синквейнов систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.
Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех.