Урок по информатике на тему Использование формул для расчётов в Excel (10 класс)

Урок информатики
«Использование формул для расчетов в Excel»
Цели урока:
обобщить основные понятия электронной таблицы Excel; закрепить на практике полученные знания по использованию формул и функций в электронных таблицах; показать роль и значение электронных таблиц;
развивать навыки общения, умения анализировать и делать выводы;
повышать правовую культуру обучающихся, уровень информированности молодых избирателей о выборах.
Оборудование:
Технические средства обучения: Персональный компьютер, проектор, мультимедийная доска
Программное обеспечение: OC Windows XP; Приложения MS Office.
Дидактический материал: презентация к уроку, методические указания к практической работе.
План:
Орг. момент (1 мин).
Актуализация и проверка знаний (6 мин).
Теоретическая часть (10 мин).
Практическая часть (16 мин).
Физкультминутка. Выполнение упражнений для снятия мышечного напряжения и комплекса упражнений для глаз (2 мин).
Подведение итогов урока (3 мин).
Домашнее задание (2 мин).
Ход занятия:
I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих, сообщение темы занятия.
II. Актуализация и проверка знаний.
На прошлых занятиях мы начали знакомиться с электронными таблицами Excel. Электронные таблицы Excel – одна из наиболее практически значимых, востребованных программ. Знания, полученные при изучении электронных таблиц пригодятся вам при планировании и расчетах на самых различных уровнях: от государственного до домашнего.
Попробуйте привести примеры задач, которые можно решить с помощью электронной таблицы?
Учащиеся приводят различные примеры:
рассчитать стоимость всех продуктов, используемых для приготовления праздничного обеда;
затраты на покупку продуктов питания ежедневно, еженедельно, ежемесячно;
таблица заказов продукции фирмы Avon;
расписание движения автобуса или поезда;
правительство в конце каждого года составляет бюджет на будущий год.
Освоенный табличный процессор MS Excel поможет нам переложить решение задач на плечи компьютера.
Давайте, перечислим области деятельности человека, к которым можно отнести использование возможностей табличного процессора MS EXCEL? Это – наука, производство, бухгалтерия, торговля, статистика, экология.
Какой можно сделать вывод из этого?
Вывод: области применения электронных таблиц очень разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный специалист.
Сегодня мы продолжим знакомство с табличным редактором Excel. Тема занятия: "Использование формул для расчетов в Excel".
Для каких расчетов применяли табличный редактор Excel на прошлом занятии? Вспомните, какую роль мы с вами выполняли?
(Бухгалтера, рассчитывали квартплату).
На прошлом занятии вы спрашивали можно ли применять табличный редактор для обработки результатов выборов? Поэтому сегодня мы поговорим именно о выборах.
Итак, можете ли вы самостоятельно определить цель своей деятельности сегодня на занятии.
(Мы будем применять формулы и функции в редакторе Excel для обработки результатов выборов).
В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. А вам приходилось уже в своей жизни участвовать в каких-либо выборах? (Да, я выбирал президента)
Поднимите, пожалуйста, руку те, для кого вопрос о выборах важен?
(поднимают руки). Для большинства.
Как вы считаете, интересно ли для вас будет выбрать темой сегодняшнего занятия – выборы?
III. Теоретическая часть.
Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом избирать. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах накануне президентских выборов.
Готовясь к дискуссии, наша группа социологов разработала и провела следующую анкету (Вульф Татьяна).
Данные о респонденте:
Возраст.
Пол.
Образование.
Вопросы:
Знаете ли вы что-нибудь о выборах?
Пойдете ли вы на выборы?
Если нет или да, то почему?
В опросе приняли участие родственники, друзья, знакомые, прохожие. Опрошено всего 35 человек:
молодые: от 18 до 25 лет – 10 человек (5 женщин и 5 мужчин);
среднего возраста: от 30 до 45 лет – 10 человек (5 женщин и 5 мужчин);
пожилые: от 55 до 70 лет – 15 лет (10 женщин и 5 мужчин).
По результатам опроса участники группы сделали выводы о том, что чаще других на выборы приходят люди пожилого возраста: они считают, что это их гражданский долг, который они обязаны выполнять – так воспитаны.
Молодые избиратели также собираются идти голосовать: им интересно, и, может быть, дадут подарки.
Не собираются идти на избирательные участки люди среднего возраста. Они считают выборы бесполезными и говорят о занятости. Так отвечают мужчины из этой возрастной категории. Женщины этой группы респондентов более активны в политическом отношении: их волнует будущее детей и они стремятся повлиять на него.
У нас сегодня состоится разговор о выборах в Молодежный парламент Алтайского края, так как для нас с вами это должно быть актуально и мы просто обязаны участвовать в политической жизни нашего региона.
У нас в гостях заместитель председателя молодежного парламента Барнаула VI созыва – Комякова Анна Владимировна, я предоставляю ей слово (Видеоролик).
Выступление:
«Молодежный Парламент Алтайского края создается на срок полномочий действующего созыва Алтайского краевого Законодательного Собрания. Поэтому шестой созыв Молодежного Парламента Алтайского края также заканчивает свою работу. В ноябре на сессии Парламента мы подвели итоги своей деятельности.
Формирование нового состава молодежной думы VII созыва начнется с выборов депутатов из числа студентов - старт избирательной кампании в вузах был дан 23 января.
Депутатами могут стать студенты вузов, обучающиеся ссузов, представители работающей молодежи. 20 депутатов Парламента избираются из числа студентов очной дневной формы обучения образовательных учреждений высшего профессионального образования, 10 депутатов Парламента определяются по итогам проведения конкурса социально значимых проектов, которые они разработают. Парламент состоит из 30 депутатов. Депутатом Парламента может быть избрано лицо в возрасте от 14 до 30 лет.
В настоящее время кандидаты в депутаты регистрируются, знакомятся с правилами агитации, готовят свои предвыборные программы. Данный процесс в вузах идет довольно активно. В частности, только в Алтайском государственном техническом университете имени И.И. Ползунова о своем желании стать депутатами уже изъявили более 10 человек. Избирательная кампания продлится до 7 февраля»
- А чем вы занимаетесь в Парламенте?
- Депутаты молодежного парламента традиционно являются инициаторами проведения социальных акций в городе. В частности, мы организуем благотворительные мероприятия для детей из малообеспеченных семей, пожилых граждан, а также занимаемся правовым просвещением молодежи (Акция «Письма в будущее» - день Победы; «Алтай-территория будущего!»; «Вежливый водитель» и т.д.)
- Что вам лично дает участие в Молодежном парламенте?
- В течение двух лет я являюсь депутатом молодежного парламента. Это отличный опыт. Я смогла реализовать свою идею – организовать курсы компьютерной грамотности для пожилых людей и сотрудников общественных организаций. Я считаю, что участие в деятельности парламента - это возможность продвинуть свою идею, получить опыт делового общения.
Спасибо огромное Вам за информацию.
IV. Практическая часть
А теперь я предлагаю вам познакомиться с процедурой выборов в молодежный парламент, и выяснить каким образом, можно обработать полученные результаты с помощью табличного редактора MS Excel. Для этого мы представим себя в роли членов избирательной комиссии. Допустим, что голосование в молодежный парламент состоялось, и нам с вами предстоит подсчитывать голоса и обрабатывать полученные результаты.
Работа со схемой
-Как вы думаете, всегда ли выборы являются состоявшимися?
(Не всегда)
- Когда выборы считаются состоявшимися?
(Выборы считаются состоявшимися, если проголосовало 50% избирателей + 1 голос).
Итак, выборы могут состоятся (если проголосовало 50% + 1 голос) или не состоялись.
-Как вы думаете, можно ли по результатам подсчета голосов сделать вывод о фальсификации выборов?
- Какое максимальное значение может принимать процент всех проголосовавших?
- А если все пришли на выборы? (100%)
Значит, о фальсификации выборов можно говорить, если процент проголосовавших будет превышать 100%.
Таким образом, выборы являются не состоявшимися в 2 случаях:
фальсификация (проголосовало более 100%)
проголосовало 50% и менее.
Хотя, если вдаваться в подробности, то имеются еще различные нюансы, но мы их опустим.
Мы рассмотрим эти 3 случая.
(высвечивается таблица в Excel).
Рассмотрим один из возможных вариантов.
На рабочем столе у каждого из вас находится документ под названием Выборы в парламент, откройте его. Сосчитайте, пожалуйста, с помощью табличного редактора MS Excel 50% избирателей +1 голос.
- Какой результат вы получили?
(726)
Сделаем вывод: (Выборы состоялись, так как явилось 950 человек, более 50%+1голос).
- Представители, каких вузов прошли в молодежный парламент, если учитывать что Вуз должен набрать не менее 7% голосов от общего числа проголосовавших.
-Как найти процентное отношение представителей, допустим, Политехнического Университета к общему числу проголосовавших?
- С какого знака начинается любая формула?
(=145/950*100)
- Посчитайте, пожалуйста, процентное отношение представителей остальных вузов к общему числу проголосовавших.
- Представители какого вуза не прошли в Парламент? (АГАУ)
- В нашем случае фальсифицированы выборы или нет? (Нет, так как 94%)
- Можем ли мы найти, сколько представителей от каждого вуза войдет в Молодежный парламент, как это сделать?
(Необходимо посчитать мандаты)
-Как? На этот вопрос нам поможет ответить группа аналитиков, которые заранее изучили Статью 83. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов (Ащеулова Алена)
(Мандаты считаются следующим образом, сначала нам необходимо найти первое избирательное частное для этого - сумма голосов избирателей, поданных за вузы, допущенные к распределению депутатских мандатов делится на 20 - число депутатских мандатов, получаем 45. Число голосов избирателей, полученных каждым вузом, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий вуз.)
Спасибо, садитесь.
Итак, мы распределили мандаты, которые получат каждый из 6 вузов.
Рассмотрим другой случай.
Следующие данные обрабатывает каждый на месте самостоятельно. Кто первый выполнит поднимите руку.
Самостоятельная работа учащихся за компьютером. Выполнение практической работы.
Что у вас получилось во втором случае – выборы не состоялись, так как пришли на выборы 50% избирателей, и не хватило 1 голоса.
V. Физкультминутка
Выполнение упражнений для снятия мышечного напряжения и комплекса упражнений для глаз. (Музыкальное сопровождение. Закройте глаза, представьте себя депутатами молодежного парламента. Вам нужно спроектировать новый спортивный комплекс в Барнауле. Там будет бассейн, стадион, различные тренажеры и многое, многое другое. Хорошо, открываем глазки и продолжаем нашу работу).
И рассмотрим 3 вариант. Пожалуйста, выполните необходимые подсчеты.
К какому выводу вы пришли.
В третьем случае мы имеем дело с фальсификацией данных, так как по результатам подсчета проголосовало – 102%.
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Давайте подведем итоги нашего сегодняшнего занятия.
Завершите фразу:
Сегодня я узнал, что в табличном редакторе Excel можно обработать результаты выборов; получил много новой информации о процедуре выборов.
Я научился, применять формулы и функции для расчета мандатов.
У меня получилось я смог сделать расчеты во всех 3 случаях;
Было трудно
VII. Домашнее задание.
Теперь мы с вами научились считать мандаты, и я предлагаю вам для выполнения домашнего задания – результаты выборов в государственную Думу от 4 декабря 2011. Рассчитайте, пожалуйста, самостоятельно мандаты, которые получили партии. Те, у кого нет компьютеров дома или не установлен пакет MS Office могут придти для выполнения домашнего задания в дни консультаций – в четверг.
Приложения
Задание № 1

Число депутатских мест
20

Общая численность избирателей
1450

Явилось на выборы
950

Название вуза
Набранные голоса
Набранный процент
Число мандатов

Политех
145
 
 

АГУ
240
 
 

АГМУ
100
 
 

АГПА
73
 
 

БЮИ
143
 
 

АГАУ
57
 
 

АГАКиИ
192
 
 













Задание № 2
Число депутатских мест
20

Общая численность избирателей
1450

Явилось на выборы
725

Название вуза
Набранные голоса
Набранный процент
Число мандатов

Политех
66
 
 

АГУ
56
 
 

АГМУ
99
 
 

АГПА
173
 
 

БЮИ
125
 
 

АГАУ
144
 
 

АГАКиИ
62
 
 

Задание № 3
Число депутатских мест
20

Общая численность избирателей
1450

Явилось на выборы
1100

Название вуза
Набранные голоса
Набранный процент
Число мандатов

Политех
144



АГУ
167



АГМУ
112



АГПА
124



БЮИ
140



АГАУ
200



АГАКиИ
230




Итоги выборов депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва
Наименование политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов
Число голосов избирателей, поданных за каждый федеральный список кандидатов
Число полученных депутатских мандатов


Абсолютное значение
%


Политическая партия «Справедливая Россия»
8 695 522



Политическая партия «Либерально-демократическая партия России»
7 664 570



Политическая партия «Патриоты России»
639 119



Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации»
12 599 507



Политическая партия «Российская объединенная демократическая пария «ЯБЛОКО»
2 252 403



Всероссийская политическая партия «Единая Россия»
32 379 135



Всероссийская политическая партия «Правое дело»
392 806













13PAGE 15


13PAGE 14815




15