«Формирование духовно-нравственной культуры личности дошкольника в условиях реализации ВГОС ДО»


ГБОУ ЛНР «Дошкольное учебное учреждение «Ладушки»»

«Формирование духовно-нравственной культуры личности дошкольника в условиях реализации ВГОС ДО»
Цели и задачи: Основной целью является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия. Основные задачи: создать в детском саду необходимые условия по организации работы по данной проблеме; повысить профессиональный уровень педагогов; обеспечить образовательный процесс необходимой художественной и педагогической литературой; ориентировать родителей на духовно нравственное воспитание детей.
Актуальность: Формирование духовно-нравственных качеств – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Автор: воспитатель-методист Бодян М.В.
Контактная информация: моб. тел.: 0994440739; раб. тел.: 5 – 03 – 95; почта: margarita.bodyan@yandex.ru
Методическая копилка
В дошкольном учреждении в методическом кабинете создан уголок православной культуры, где собран теоретический и практический материал:- литература для детей (рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);- литература для родителей и педагогов;- демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий.



По этому направлению в своей деятельности мы руководствуемся:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Законами «Об образовании», «О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
методическими рекомендациями НМЦРО ЛНР;
основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы;
городской программой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;
авторской программой дополнительного дошкольного образования «Культура и творчество в детском саду» Аллы Валентиновны Бородиной;
ВГОС ДО.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:


тематические выставки детского творчества
экскурсии в природу
чтение народных и авторских сказок,
литературных произведений

знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)

- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы

экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией
слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей

цикл занятий под названием «Уроки доброты», «Луганщина – Родина моя» целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей

Экскурсии в храмПраздник посвященный 9 МаяЗанятия с участием отца МихаилаПравославные праздники
Организация работы с педагогами
Работа с кадрами направлена на формирование творческого коллектива единомышленников. В связи с этим организована следующая работа: совместное обсуждение и определение генеральных линий развития дошкольного учреждения; создана творческая группа, разрабатывающая отдельные аспекты совершенствования педагогического процесса; изучение, обобщение, научное обоснование, распространение и внедрение передового педагогического опыта; использование широкого спектра действенных форм повышения квалификации педагогического персонала, организация практических форм работы, предполагающих самообразование и совершенствование технологий педагогического процесса.В нашем дошкольном учреждении используются самые разнообразные формы и методы работы с педагогами в вопросах духовно - нравственного, патриотического воспитания.

Городской семинар-практикум по духовно-нравственному воспитанию

Наши проекты
Одной из главных задач современной системы образования, согласно ВГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным. В условиях реализации проекта в ДОУ каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.
Труд, мир, май!Неделя толерантностиЮные рестораторы. Национальная кухня Профессии нашего города
Уроки православияРусский сувенир День пожилого человекаПравославные праздники Мы помним твой подвиг солдатДружат дети всей Земли

Работа с родителями
Анализируя работу по этому направлению, мы пришли к выводу, что нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании, если не будет создано единое духовно-нравственное, образовательное пространство: семья и детский сад. Семья играет центральную роль в сознании ребенка, именно семья – это мир, в котором закладываются основы воспитания отношения к людям, к природе, к историческим ценностям. Именно по этому, необходимо укреплять статус семьи в духовном становлении детей. Родители должны помнить, что воспитание – самое святое.
Родители всегда принимают активное участие в ярмарках, праздниках, тематических выставках и т.п.

Участие в городских мероприятиях
Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу должны проявляться у него как восхищение своей малой родиной, своим городом. Эти чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Знакомство дошкольников с историей, культурой родного города - процесс длительный и сложный. Одной из форм работы по данному разделу является участие в городских мероприятиях. Где дети знакомятся с традициями, культурой своего народа, чтит труд взрослых.
Слава шахтерскому трудуНаши кадеты на празднике воинов ВДВ


В заключении необходимо сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Воспитатель каждый день устанавливает связь с каждым ребенком. Если это достигнуто, то ребенку легко общаться, учиться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Яна Корчака «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает. Такой воспитатель переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут».