Рабочая программа по общеинтеллектуальному курсу Культура добрососедства


МОУ «Рыбачьевская школа»
Согласованно УТВЕРЖДАЮ
зам. директора директор МОУ «Рыбачьевская школа»
по учебно-воспит. __________________
_______________ Протокол №______ от «___»____ 2015г «___»_____ 2015 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Культура добрососедства»
Количество часов:
в неделю – 1 час;
всего за год – 34 часов

Учитель: Факидова Сусана Энверовна

Рассмотрено
на методическом заседании
объединения учителей начальных классов
председатель _____________
Протокол №__ от «__»___ 201__г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю. и на основе следующих документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН РФ от 17.12.2010, № 1897);
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Примерной программы интегрированного курса «Культура добрососедства» для 1-го класса «Я, моя семья и мои соседи» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Опенко Н.Ю.;
Примерной программы интегрированного курса «Культура добрососедства» для 2-го класса «Место, где мы живем» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Алмазниковой Е.В., Наумовой Л.В., Опенко Н.Ю.;
Примерной программы интегрированного курса «Культура добрососедства» для 3-го класса «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Алмазниковой Е.В., Наумовой Л.В., Опенко Н.Ю.;
Примерной программы интегрированного курса «Культура добрососедства» для 4-го класса «Гордимся Крымом» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Алмазниковой Е.В., Наумовой Л.В., Опенко Н.Ю.;
Примерного учебного плана Республики Крым в Российской Федерации;
Основной образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Рыбачьевская школа» Алуштинского района Республики Крым;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г.№03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федеральных образовательных стандарта общего образования»;
Письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014г.№01/14/2014 по вопросам организации внеурочной деятельности.
Учебного плана МОУ «Рыбачьевская школа» г. Алушта на 2015-2016 учебный год.
Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает:
воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны;
формирование чувства принадлежности к многонациональному украинскому народу;
формирование высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в системе национальной украинской школы;
приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.
На гербе РК начертан девиз «Процветание в единстве», но единство невозможно без знания, понимания и уважения друг друга. «Единство в многообразии» - идея, которая может быть реализована лишь в том случае, если в повседневной жизни, в семейном кругу, на каждом из этапов многоступенчатой системы образования и воспитания и государство, и научные, и общественные организации, и граждане нашей страны будут уделять достаточно внимания продвижения идей культуры мира.
Формирование толерантности, толерантных отношений и толерантного поведения, другими словами – формирование культуры добрососедства – такова идеология нового учебного курса.
По содержанию данный учебный курс является развёрнутым крымоведением и включает в себя не только знания исторического, природно-географического, литературоведческого и лингвистического характера о Крыме, но и отражает прежде всего особенности конкретного региона, учебного заведения, населённого пункта, каждой крымской семьи. Ведь любое краеведение – это метод познания от частного к общему, выявление общего и особенного; в то же время — это метод конкретизации общих закономерностей развития на примере какого-либо региона.
Справедливо подмечено, что подлинное краеведение – «краелюбие». Это одна из существенных основ культуры человека, основ его нравственности и гражданственности. Курс учит бережному отношению к нашему замечательному краю, одинаково ценному и памятниками древних культур, и событиями дня сегодняшнего. По мере изучения курса на смену «исторической дальнозоркости», когда история воспринимается, прежде всего, как «дела давно минувших лет», приходит историческое внимание к тем, кто живёт с тобою рядом, к фактам и сюжетам сегодняшней жизни.
«Культура добрососедства» - уникальный учебный курс, единственный, дающий возможность увидеть предмет изучения «в натуральную величину»: ведь главная особенность предмета изучения – его повседневность, привычность и близость. Можно с уверенностью сказать, что курс соответствует условиям и возможностям любой школы любого населённого пункта.
Наряду с решением образовательных, программа позволяет решать и ряд утилитарных, но не менее серьёзных задач: учит правилам приличия в тех или иных обстоятельствах, приучает адекватно реагировать на незнакомое и непонятное, быстро адаптироваться в новой среде, учит искать выход, делать выбор и отвечать за него.
Учебный курс «Культура добрососедства» систематизирует знания учащихся, уже полученные в ходе изучения ряда учебных предметов Базового учебного плана, и содержит новые сведения по краеведению, источниковедению, этнической истории региона, этнографии, аксиологии и конфликтологии, овладеть которыми учащиеся должны в ходе изучения данного курса.
При разработке курса изучен и обобщён опыт педагогов Республики Крым, полученный в процессе организации и проведения «Летних лагерей мира», «круглых столов», семинаров, конференций по вопросам мультикультурного образования, толерантности и межэтнического взаимодействия.
Программа рассчитана на 4 года обучения общим объёмом 34 часа в год: 1 час в неделю.
Программа создавалась с учётом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: «Географическая среда», «История», «Традиционная и современная культура», «Язык соседа», «Аксиология», «Конфликтология», «Поисково-исследовательская работа». В свою очередь, каждая из них имеет свои подразделы.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что с одной стороны, как никогда раньше, осознаётся единство всего человечества.
С другой стороны, всеобщая стандартизация, потребительский характер современной цивилизации ставят вопрос об изучении каря, в котором ты живёшь, его культуры, истории и природы. Введение курса в учебный процесс обусловлено тем, что с точки зрения программы духовно-нравственного развития и воспитания общеобразовательного учреждения, созданной на основе требований ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., М. «Просвещения», 2010), одна из задач заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы, понимающий и любящий свою «Малую Родину».
Учебный курс «Культура добрососедства» – интегрированный курс. Он расширяет содержание воспитательной работы по патриотическому воспитанию, конкретизирует основные его направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся, способствует формированию наиболее значимых ценностей украинского народа и воспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении.
Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Программа составлена она с целью создания социально-педагогических условий, способствующих позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу, природе и с целью ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и современными реалиями народов Крыма, как составляющей многообразия народов, населяющих Российскую Федерацию.
Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей.
Учебно-воспитательные цели курса:
воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю – Крыму;
формирование социальной компетентности и гражданской ответственности;
воспитание толерантности как основного принципа демократии;
развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и обществом.
Практические цели курса:
формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное отношение к ней;
знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к самостоятельному изучению данных вопросов;
формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;
приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры других народов;
формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.
Реализация учебно-воспитательных и практических целей данной программы на протяжении четырех лет обучения будет способствовать межэтнической и межконфессиональной толерантности, гармонизации межнациональных отношений при сохранении каждым человеком своего, самобытного, а также формированию этики межнационального общения, основанного на взаимоуважении друг к другу, на взаимообогащении через национальное своеобразие культуры, быта, традиций каждого народа.
Основными задачами предмета «Культура добрососедства» являются:
1. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к многообразию культур и религий.
2. Обучение основам добрососедства, этнической и конфессиональной толерантности, навыкам ведения диалога и переговорного процесса.
3. Приобретение знаний по краеведению, географии, этнической истории своего региона.
4. Изучение этноконфессиональных особенностей, быта, традиций, материальной культуры народов региона (ремесла, интерьер, кухня, костюмы и т.д.), семейных и религиозных обычаев, этикета, традиций гостеприимства.
5. Знакомство с историей языков народов Крыма, фольклором, со «словарем дружбы» (словарным минимумом для общения на разных языках).
6. Знакомство с национальными ремеслами и привлечение учащихся к совместному творчеству.
7. Приобщение к охране духовных святынь, памятников истории и культуры.
8. Формирование навыка независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основаны на моральных ценностях человечества: знания, открытость мышления, свобода мысли, убеждений, совести.
Особенностями данного курса являются:
его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в Крыму;
привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем; 
возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:
единство изучения России и Крыма как субъекта России;
приоритетность воспитательных задач;
единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.
Наполняемость группы – 10-15 человек.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 6 - 11 лет.
2.Общая характеристика курса «Культура добрососедства».
Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: "Географическая среда", "История", "Традиционная и современная культура", "Язык соседа", "Аксиология", "Конфликтология", "Поисково-исследовательская работа". В свою очередь, каждая из них имеет свои подразделы.
Изучение раздела «Географическая среда» поможет сформировать представление у младших школьников о природной зоне, в которой они проживают, об окружающей природе, об особенностях климата и его влиянии на специфику трудовой деятельности населения, а также осознать, как легко расстроить тонкую сбалансированность природы, и последствия могут быть плачевными для людей. Каждый способен и должен внести весомый вклад для предотвращения экологической катастрофы.
Раздел «История» предполагает знакомство с историей возникновения города (поселка, села), улицы, на которой они проживают, с соседями – носителями различных культур и религий. Осознание общности культур народов, проживающих в регионе, и выявление своеобразия каждой из них в позитивном аспекте поможет приобрести опыт культуры поведения в социальной и естественной среде, научит взаимодействовать с людьми, проживающими рядом.
При изучении раздела «Традиционная культура» через знакомство с бытом, языками, конфессиями, декоративно-прикладным искусством разных народов расширяется представление у младших школьников о материальной и духовной культуре людей, приобретается опыт личного общения и совместного творчества через познание культуры друг друга. С одной стороны – раскрывается многообразие культур людей, проживающих в Крыму, с другой – показывается общность этих культур.
Предусмотрены выставочные мероприятия, способствующие формированию интереса к традиционной культуре и ее популяризации среди учащихся, а также встречи с мастерами народных ремесел, знатоками фольклора и национальной кухни.
Раздел «Язык соседа» через знакомство с фольклором, национальной литературой расширит представление младших школьников о людях разных национальностей, о языковой среде, поможет в совершенствовании разговорной практики на родном языке, обеспечит возможность понимания «языка соседа», использование его как средства коммуникации.
В разделе «Конфликтология» предусмотрено подведение младших школьников к более ясному пониманию самих себя и людей, окружающих их, к освоению действенных, ненасильственных способов разрешения групповых и индивидуальных конфликтов: обращение конфликтов в средство познания. Приобретая определенные навыки регулирования и разрешения конфликтов через игровую деятельностью и через практические занятия-тренинги, ребенок получает опыт поведения в подобных ситуациях, учится действовать более взвешенно и осознанно, а также нести ответственность за свои поступки. Такой подход поможет сформировать адекватное восприятие любой информации, включая негативную, осознать, что нельзя поспешно порицать и судить о том, что может показаться каждому не столь интересным на данном этапе общения, что зачастую упускается шанс познать для себя что-то новое, обрести возможность найти истину и мудрость, так как конфликт не всегда является отрицательной силой и может способствовать личностному росту и познанию. Чтобы достичь конечной цели ненасилия, при про ведении практических занятий-тренингов необходимо добиться правильного поведения, видеть хорошее во всем, слышать позитивные суждения, произносить добрые слова и совершать поступки, служащие для блага всех. Каждый должен осознать, что все то, что мы делаем по отношению к другим – мы делаем это по отношению к себе, и поэтому наша обязанность – помогать и защищать все вокруг нас так же, как мы защищаем себя, так как гнев, несогласие и насилие вызывают только дисгармонию. Результатом проводимой работы должно стать осознание того, что ненасилие – это высшая ступень общечеловеческих ценностей и результатом является совершенство характера, а это способность управлять своими эмоциями, быть не эгоистичным, находить выход из любых ситуаций, успешно выполнять принцип ненасилия. Знакомя в доступной форме с основами конфликтологии и в игровой форме проводя тренинги, у младших школьников вырабатываются навыки распознавания конфликтной ситуации и ведения переговорного процесса, формируются умения конструктивно справляться с конфликтами. Такой подход будет способствовать укреплению психического состояния ребенка, что является одной из составляющих их физического здоровья.
В разделе «Аксиология» учащиеся знакомятся с понятиями «ценность», «семья», «Родина», «малая родина». В процессе раскрытия данных понятий находятся точки соприкосновения, раскрываются индивидуальность и уникальность каждого человека, формируется личное отношение к сторонам действительности через взаимодействие различных форм общения. Возникает необходимость осознания права ребенка на социальные связи, которые не только раскрывают особенности каждого, но и способствуют взаимообогащению. Почитание предков и забота о потомках формируется как одно из составляющих направлений целостной системы внутреннего развития ребенка как субъекта учения.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс «Культура добрососедства» изучается с 1 по 4 класс по 1 академическому часу – 35-45 мин (33-34 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 135 часов. Объем учебной нагрузки установлен СанПиНом.
Количество часов, отведенных на изучение тематических линий, в программе варьирует в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Рекомендованное количество часов на изучение каждой тематической линии или раздела, а также порядок изложения тем при календарном планировании могут быть изменены учителем в пределах отведенных 34-35 учебных часов. Резервное время может быть использовано по усмотрению учителя на увеличение числа уроков в том или ином разделе или тематическом блоке или на введение новых тем, важных и характерных для конкретного региона или школы.
Формы организации внеурочной деятельности
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), потребностно-мотивационный. В первом классе имеет место лишь вербальное оценивание. Формы его могут быть разнообразные. 
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Курс имеет ряд принципиальных отличий от других школьных учебных предметов, среди которых:
- включение в продуктивную учебную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, прежде всего - родителей, родных и близких,
- переход от просветительского образования к поисковому, от репродуктивного - к продуктивному,
- преимущественное использование активных методов обучения (игр, дискуссий, проектов, экспедиций, экскурсий, исследований, других видов творческих работ).
3.Планируемые результаты изучения курса:
В результате изучения программы «Культура добрососедства» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
При изучении учебного курса «Культура добрососедства» учащиеся
должны знать:
названия природной зоны, возвышенностей, водоемов и других природных объектов, возле которых располагается их город (поселок, село);
как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным;
5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;
5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;
5-6 названий национальных блюд;
несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях;
«словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;
должны иметь представление:
об экологии, о роли природы в жизни человека;
об истории города (поселка, села), улицы, на которой проживают;
о ремеслах, мастерах Крыма; 
о национальной одежде и кухне народов Крыма;
о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;
о семейных святынях;
о ценностях, которые объединяют все народы;
должны уметь:
рассказать, как готовится его любимое блюдо;
одеть куклу в элементы национального костюма;
вести диалог с товарищами; 
сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;
с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;
использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Культура добрососедства» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу (35-40 мин) в неделю: 1 класс - 34 ч в год, 2-4 классы – 35 ч в год.
Общий объём учебного времени составляет 135 часов.

Учебно –тематический план
1 класс «Я , моя семья и мои соседи»
№ Разделы Количество часов Примечание
теория практика Вводный урок 1 1 Географическая среда 5 1 2 История 5 1 3 Традиционная и современная культура 5 1 4 Язык соседа 6 1 5 Аксиология 5 1 6 Конфликтология 7 1 итого 34 2 класс « Место, где мы живем»
№ РАЗДЕЛЫ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПРИМЕЧАНИЕ
теория практика Вводный урок 1 1 Географическая среда
5 2 2 История
6 1 3 Традиционная и современная культура
12 1 4 Язык соседа 5 1 5 Аксиология
2 6 Конфликтология 4 1 итого 35 3 класс « Трудимся, учимся и отдыхаем вместе»
№ Раздел Количество часов Примечание
теория практика Вводный урок 1 1 Географическая среда 5 1 2 История 5 1 3 Традиционная и современная культура 13 3 4 Язык соседа 4 1 5 Аксиология 3 6 Конфликтология 4 1 итого 35 4 класс « Гордимся Крымом»
№ Раздел Количество часов Примечание
теория практика Вводный урок 1 1 Географическая среда 5 1 2 История 4 1 3 Традиционная и современная культура 10 2 4 Язык соседа 4 1 5 Аксиология 5 1 6 Конфликтология 6 1 итого 35 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате освоения предметного содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностными результатами изучения курса являются:
ориентирование в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;
способность к самооценке;
ориентирование в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.
формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», чувства сопричастности и гордости за свой край;
формирование чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
понимание необходимости охраны и защиты уникальной природы Крыма;
осознание личной ответственности за свои поступки в том числе по отношению к себе и окружающим, к объектам природы и культуры;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
определение цели деятельности с помощью учителя и самостоятельно, учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему;
планирование своей деятельности во внеурочное время;
высказывание своей версии разрешения проблемы, попытка предлагать способ её проверки, работая по предложенному плану, используя  необходимые средства;
определение успешности выполнения своего задания в диалоге с учителем;
проводить вербальное само- и взаимооценивание;
осуществлять рефлексию по предложенному плану или алгоритму.
Познавательные УУД:
ориентирование в своей системе знаний, понимание, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач;
 предварительный отбор источников информации для решения задачи, перерабатывание полученной информации: наблюдение и умениеделать самостоятельные выводы;
подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план;
наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;
участвовать в проектной деятельности.
Коммуникативные УУД:
донесение своей позиции до других людей: умение оформлять свою мысль в устной и письменной речи; 
умение слушать и понимать речь других людей; 
вступление в беседу во внеурочной деятельности;
читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
быть готовым конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий и поступков;
осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Предметными результатами изучения курса являются:
знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален;
знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях;
знать основные памятники истории и культуры (своего населённого пункта и ближайшего окружения);
знать и уметь использовать не менее чем на двух языках своих соседей 20 слов и фраз, связанных с местом, где живёт ребёнок, и гостеприимством;
иметь представление о ремёслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населённом пункте);
названия природной зоны, возвышенностей, водоемов и других природных объектов, возле которых располагается их город (поселок, село);
как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным;
названия праздников народов, живущих в данном регионе;
названия национальных блюд;
находить на карте России крымский полуостров, показывать столицу Крыма, города Крыма;
находить на карте Крыма регион, где живут учащиеся; родное село (город), наиболее значимые культурные и природные памятники Крыма, рассказывать о них;
отличать государственную символику России и Крыма;
называть заповедники и заказники Крыма, рассказывать об их особенностях;
рассказывать о профессии архитектора и многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3-4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии.
Способы учёта проверки результативности:
тесты;
выставки;
соревнования;
конкурсы;
учебно-исследовательские конференции;
участие в школьных, районных, краевых краеведческих конференциях.
Методы и приемы:
диалоги; элементы дискуссий, беседы;
игры-практикумы;
проблемные ситуации, технология проблемного диалога;
сюжетно-ролевые игры;
конкурсы, викторины;
технология продуктивного чтения.
Формы проведения:
рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;
экскурсия; поход;
практическое занятие, викторина, консультация;
встречи с участниками исторических событий;
защита проектов;
эксперименты;
деловые игры.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1класс (34ч)
«Я, моя семья и мои соседи»
Вводный урок (1час)
Учимся жить в добром соседстве.
Географическая среда (5 часов)
Крым на карте России.
«Зелёные острова» (сады, лесопарки, скверы). Проект «Мое село».
Что такое экология?
Почему надо беречь природу.
История (5 часов)
Названия вокруг нас.
Моё родословное древо. Проект «Мои бабушка и дедушка».
Кто такие «крымчане». Мои соседи.
Традиционная и современная культура (5 часов)
Представление о национальной одежде. Одежда наших предков.
Ремёсла Крыма.
Разнообразие блюд крымской кухни.
Праздники нашей семьи.
Представление о многообразии религий на примере праздников.
Язык соседа (6 часа)
Родной язык, государственный язык.
Учимся общаться на разных языках.
Произведения национальных литератур о семье и соседях.
Аксиология ( 5 часа)
Отношение к родителям и старикам.
Ценности моей семьи.
Придумаем и проведем праздник нашего класса. 
Конфликтология (7 часа)
Учимся знакомиться.
Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек.
2 класс (35 часов)
« Место, где мы живем»
Вводный урок ( 1 час)
Раздел 1 «Географическая среда» (5 часов)
Природа в нашем окружении. Природные ресурсы и их влияние на виды хозяйственной деятельности в регионе или населённом пункте.
Крымский лес – многоэтажный дом (экосистемы, сообщества, почвы, растения, животные, источники воды). Лес в жизни человека.
Что дают растения человеку. «Зелёная аптека» в нашем регионе.
Уголок природы в классе и дома. Роль комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Озеленение класса, уход за комнатными растениями.
Раздел 2 «История» (6 часов)
«Памятник» - от слова «память». Основные памятники истории и культуры в ближайшем окружении.
Представление о Крыме как о перекрёстке культур. Какие этносы проживали на территории района в историческом прошлом (на примере памятников, расположенных в данном или близлежащих населённых пунктах) и живут сегодня.
Где и как учились дети раньше в Крыму. В каких школах учились родители, бабушки, дедушки.
Названия вокруг нас. Моё родословное дерево. Откуда родом мои предки. История имён и фамилий. История названия моего города (посёлка, села), улицы, на которой я живу. Имена знаменитых людей в названии улиц, площадей.
Что такое музей? Какие бывают музеи? Правила поведения в музее.
Раздел 3 «Традиционная и современная культура» (12 часов)
Понятие «архитектура». Знакомство с многообразием архитектурных построек, особенностями архитектуры общественных, жилых и культовых зданий в ближайшем окружении. Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек.
Строим город будущего. Знакомство с профессией архитектора. Создание комфортабельной жилой среды, отвечающей требованиям человека.
Украшаем свой дом. Интерьер. Особенности интерьеров в различных архитектурных постройках. Связь с природной средой, этническими и религиозными особенностями.
Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища.
Новоселье – праздник по случаю поселения на новом месте. Обряды, связанные с новосельем, у разных народов.
Как приглашать в гости и как вести себя в гостях: современный этикет, этнические особенности. Традиции гостеприимства в моей семье.
Ремёсла, которые были развиты в регионе (в населённом пункте). Гончарное искусство в Крыму (знакомство с техникой изготовления, орнаментами, ремесленными центрами, заводами). Представление о различных видах керамики.
Общегосударственные праздники. Памятные даты Крыма (День образования АРК, День Конституции АРК и др.)
Раздел 4 «Язык соседа» (5 часов)
Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе.
Учимся говорить на языке соседа. «Словарик дружбы». Диалог соседа: «Новоселье – праздник моей семьи и моих соседей».
Национальный фольклор (пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, песни и др.) различных этносов Крыма о Родине, о доме, о соседях.
Раздел 5 «Аксиология» (2 часа)
Святые места и памятники на территории региона, в котором мы проживаем. Забота о них со стороны общины и государства.
Памятники и святые места, которые нас объединяют.
Раздел 6 «Конфликтология» (4 часа)
Каждый из нас особенный, но у нас много общего.
Всегда ли нам легко общаться. Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе.
3 класс (35 ч)
«Трудимся, учимся и отдыхаем вместе»
Введение(1 час)
Трудимся, учимся и отдыхаем вместе.
Географическая среда(5 часов)
Особенности климата и ландшафта Крыма.
Водоёмы (моря, озера, реки, источники). Проект «Морские обитатели».
Охрана водоёмов.
Растительный мир региона проживания.
История(5 часов)
Профессии наших родителей.
Представление о народах, живущих в Крыму. Проект «Национальный костюм».
Учебные заведения: гимназии, земские и министерские начальные школы, школы при религиозных организациях и культовых учреждениях.
Традиционная и современная культура(13часов)
Традиционные занятия населения региона.
Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района.
Праздники, которые мы отмечаем вместе.
Традиции отдыха в наших семьях.
Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня.
Традиции соседской взаимопомощи у различных этносов Крыма при постройке дома, уборке урожая, переработке продуктов питания и сырья.
Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в старину. Великие учителя и великие книги человечества.
Узнай меня лучше: приглашаю друзей на праздник моего народа.
Правила поведения во время религиозного праздника или ритуала.
Учимся дарить подарки на день рождения.
Язык соседа(4 часа)
Способы передачи информации.
Мои любимые песни.
Этикетная лексика гостеприимства.
Аксиология(3часа)
Что такое друг, дружба.
Отношение моей семьи к знанию, грамотности и трудолюбию.
Ценности, которые объединяют всех.
Конфликтология (4 часа)
Друг и враг: не враг, а оппонент, не оппонент, а союзник.
Тренинги: «Танец рук», «Представь себя другим».
Конструктивное взаимодействие. Тренинг: « Автобиография по эпохам».
4 класс (35 часов)
« Гордимся Крымом»
Введение(1час)
«Гордимся Крымом».
Географическая среда (5 часов)
Географическое районирование Крыма.
Что такое Красная книга Крыма.
Заповедники и заказники Крыма, зачем они нужны.
Наш край - самый чистый и красивый.
История(4 часа)
Какие исторические события сделали Крым известным в Европе. Проект «Города Крыма».
Знаменитые личности, побывавшие в Крыму, и наши соотечественники, которые прославили Крым.
Наш край гостеприимный.
Традиционная и современная культура(10 часов)
Знакомство с наиболее известными памятниками архитектуры Крыма.
Крымская кухня-это блюда, которые любят готовить крымчане.
Ремёсла, прославившие Крым.
Знаменитые ремесленники и мастера декоративно-прикладного искусства Крыма.
Крымские сувениры.
Орнаменты народов Крыма.
Художники, прославившие Крым.
История возникновения кукольных театров.
Великие духом: религиозные деятели, прославившие Крым.
Язык соседа(4 часов)
Древние способы передачи информации.
Известные детские писатели Крыма.
Поём о нашей родине на разных языках.
Принимаем гостей, приветствуя их на их родном языке.
Аксиология(5 часов)
Родина и мир. Малая родина- это дом, улица, село.
Отношение к родине и миру в культурах народов Крыма.
Добрососедство как ценность.
Крымчане –радушные хозяева, внимательные и гостеприимные друзья.
Конфликтология (6 часов)
« Мы» и «Они» - нет « лучших» и «худших» культур, есть «другие» в чём- то не похожие на нас люди. Конструктивное общение.
Конструктивное общение. Класс- маленькая модель населения Крыма. Тренинг «Рассказываем вместе». Проект «Мой класс от А до Я».
Ситуации дружбы, примирения для совместного дела.
Календарно -тематическое планирование
1 класс
«Я, моя семья и мои соседи»
№ Тема занятия Содержание занятия Требования к уровню подготовки Кол-во
часов
Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве  Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Я, моя семья и мои соседи» 1
Географическая среда (5 часов)
2-3 Крым на карте Украины.  Представление о Крыме как полуострове. Находить на карте России Крымский полуостров  2
4 «Зеленые острова» (сады, лесопарки, скверы, бульвары)  Природная зона, в которой мы живем. Ее расположение на карте полуострова. Рельеф. Водоемы. Знать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова; названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов местности, где находится населенный пункт 1
5 Что такое экология. Взаимосвязь деятельности человека и природы на примере региона, в котором живем. Связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека  1
6 Почему надо беречь природу. Роль неживой природы в жизни живого, связь между состоянием природы и здоровьем человека. Помощь животным и птицам зимой. Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным 1
История (5 часов)
7 Названия вокруг нас. Откуда родом мои предки. История имен и фамилий. История названия моего города (поселка, села), улицы, на которой я живу. Имена знаменитых людей в названии улиц, площадей. Знать названия культурных и исторических памятников своей местности. Иметь представление об истории своего города (поселка, села) 1
8 9 Мое родословное древо. Откуда родом мои предки. История имен и фамилий. Иметь представление об истории своего рода. 2
1011 Кто такие «крымчане». Мои соседи. Как мы стали соседями. Национальные краски полуострова. Что такое добрососедство. Знать, кого называют «крымчанами», иметь представление о разнообразии этнического состава населения Крыма. Знать, кого называют соседями и уметь рассказать о своих соседях. Иметь представление о том, что такое «добрососедство» 2
Традиционная и современная культура (6 часов)
12 Представление о национальной одежде. Одежда наших предков. Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная. Уникальность культуры каждого народа Иметь представление о том, что такое национальная одежда. Различать мужскую и женскую одежду, повседневную и праздничную. Уметь одеть куклу в национальный костюм 1
1314 Ремесла Крыма. Представление о ремеслах и различных видах декоративно-прикладного искусства  Знать, что такое «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство», иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму 2
15 Разнообразие блюд крымской кухни.  Знакомство с блюдами разных народов, живущих в Крыму. Учимся готовить любимое блюдо Иметь представление о многообразии блюд в кухнях народов Крыма. Знать 3-4 названия национальных блюд, уметь рассказать, как готовится любимое блюдо 1
16 Праздники нашей семьи. Рождение ребенка, имянаречение, приобщение к религии, день бракосочетания родителей, именины, дни рождения и др. Знать и уметь назвать 2-3 праздника своей семьи. Уметь рассказать об одном из семейных праздников 1
17 Представление о многообразии религий на примере праздников. Многообразие культур и религий народов, населяющихся Крым. Знать 2-3 названия религиозных праздников народов, живущих в данном регионе. Иметь представление о многообразии культур и религий народов, населяющихся Крым 1
Язык соседа (6 часов)
18 Родной язык, государственный язык. Родные языки наших соседей, «язык соседа»  Понимать значение терминов «родной язык», «государственный язык». Иметь представление о родных языках своих соседей 1
19 Учимся общаться на разных языках. Этикетная лексика: приветствие, прощание, знакомство, предложение дружбы, извинение, согласие и несогласие, просьба, благодарность. Лексика взаимодействия: элементарные диалоги Знать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в классе или являются соседями ученика. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем 1
20
21 Календарный фольклор людей. Календарный фольклор людей, живущих в Крыму: «веснянки», «заклички», «колядки», «манэ» и др.  Иметь представление о календарном фольклоре этносов Крыма и знать не менее 3-х фольклорных произведений 2
2223 Произведения национальных литератур о семье и соседях Произведения национальных литератур о семье и соседях Знать не менее одного стихотворения о семье и соседях 2
Аксиология (4 часа)
2425 Отношение к родителям и старикам Отношение к родителям и старикам. Понимать важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям. Уважительно и бережно относиться к своим родным, друзьям, соседям, одноклассникам 2
2627 Ценности моей семьи. Понятие «святыня». Наши семейные святыни. Иметь представление о том, что такое «святыня», «ценность». Знать и уметь назвать свои семейные святыни 2
2829 Придумаем и проведем праздник нашего класса  Праздники нашего класса. Иметь представление о ценностях, которые объединяют все народы 2
Конфликтология (6 часов)
3031 Учимся знакомится. Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др.  Уметь знакомиться с другими школьниками, соседями, детьми на игровой площадке и др. Уметь вести диалог с товарищами 2
3233 У нас конфликт. Учимся решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности  Уметь сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение 2
3435 Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек. Игры, направленные на знакомство и взаимодействие Знать не менее 3-х игр и уметь в них играть  2
2 класс
«Место, где мы живем»
№ Тема занятия Содержание занятия Требования к уровню подготовки Кол-во
часов
Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве  Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Место, где мы живем» 1
Географическая среда (5 часов)
Природа в нашем окружении. Природные ресурсы и их влияние на виды хозяйственной деятельности в регионе или населенном пункте Иметь представление о природных ресурсах своего региона и их влиянии на виды хозяйственной деятельности человека 1
Крымский лес. Крымский лес — многоэтажный дом (экосистемы, сообщества, почвы, растения, животные, источники воды). Лес в жизни человека. Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека 1
Что дают растения человеку.  «Зеленая аптека» в нашем регионе  Иметь представление о наиболее распространенных лекарственных растениях данного региона. Знать не менее 5 названий распространенных лекарственных растений, произрастающих в данном регионе, и уметь их распознавать 1
Уголок природы в классе и дома. Роль комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Озеленение класса, уход за комнатными растениями. Иметь представление о роли комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Знать элементарные правила ухода за комнатными растениями 1
История (6 часов)
«Памятник» — от слова «память». Основные памятники истории и культуры в ближайшем окружении. Знать основные памятники истории и культуры (своего населенного пункта и ближайшего окружения) 1
Этносы Крыма. Представление о Крыме как о перекрестке культур. Какие этносы проживали на территории района в историческом прошлом (на примере памятников, расположенных в данном или близлежащих населенных пунктах) и живут сегодня. Знать 3–5 названий этнических групп, проживавших или проживающих в данном регионе. Иметь представление о Крыме как о перекрестке культур 1
Где и как учились раньше дети в Крыму. Где и как учились раньше дети в Крыму. В каких школах учились родители, бабушки, дедушки Знать и уметь рассказать о том, где учились бабушки, дедушки, родители 1
Происхождение названия улицы, на которой находится школа. Происхождение названия улицы, на которой находится школа. Летопись школы, в которой учатся дети, имена самых известных ее выпускников  Знать происхождение названия улицы, на которой находится школа. Иметь представление об истории школы, в которой учатся 1
1011 Музей в нашей жизни Что такое музей? Какие бывают музеи? Правила поведения в музее Знать, что такое музей, какие бывают музеи; правила поведения в музеях. Иметь представление о роли и значении музеев 2
Традиционная и современная культура (12 часов)
12 Архитектура Крыма Понятие «архитектура». Знакомство с многообразием архитектурных построек, особенностями архитектуры общественных, жилых и культовых зданий в ближайшем окружении. Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек. Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3–4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии 1
1314 Строим город будущего. Знакомство с профессией архитектора. Создание комфортабельной жилой среды, отвечающей требованиям человека Иметь представление о профессии архитектора и о комфортабельной жилой среде, отвечающей требованиям человека 2
15 Украшаем свой дом. Интерьер. Особенности интерьеров в различных архитектурных постройках. Связь с природной средой, этническими и религиозными особенностями Знать, что такое интерьер и иметь представление о его связи с природной средой, этническими и религиозными особенностями людей. Уметь украсить свой дом 1
1617 Обряды различных этносов Крыма. Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища  Иметь представление о некоторых этнических обрядах, связанных с постройкой жилища; о традициях соседской взаимопомощи при строительстве жилища 2
1819 Новоселье. Новоселье — праздник по случаю поселения на новом месте. Обряды, связанные с новосельем, у разных народов Иметь представление об обрядах, связанных с праздником новоселья 2
20 Гостеприимство. Как приглашать в гости и как вести себя в гостях: современный этикет, этнические особенности. Традиции гостеприимства в моей семье Знать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях 1
21 Ремесла Крыма. Ремесла, которые были развиты в регионе (в населенном пункте). Гончарное искусство в Крыму (знакомство с техникой изготовления, орнаментами, ремесленными центрами, заводами). Представление о различных видах керамики. Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму. 1
2223 Государственные праздники Общегосударственные праздники (День России, День народного единства, Международный женский день, Международный день солидарности трудящихся, День Победы, Новый год). Памятные даты Крыма (День образования АРК, День Конституции АРК и др.)  Знать основные общегосударственные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников 2
Язык соседа (4 часов)
2425 Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе Знать несколько рассказов, стихов и сказок крымских писателей о своем регионе 2
26 Учимся говорить на языке соседа. «Словарик дружбы». Диалог с соседом: «Новоселье — праздник моей семьи и моих соседей» Знать и уметь использовать не менее чем на двух языках своих соседей 20 слов и фраз, связанных с местом, где живет ребенок, и гостеприимством 1
27
28 Национальный фольклор Национальный фольклор (пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, песни и др.) различных этносов Крыма о Родине, о доме, о соседях Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях 2
Аксиология (2 часа)
2930 Святые места Святые места и памятники на территории региона, в котором мы проживаем. Забота о них со стороны общины и государства Знать не менее 2-х названий святых мест или памятников в регионе. Понимать необходимость бережного отношения к ним со стороны людей и государства 2
31 Памятники и святые места, которые нас объединяют  Памятники и святые места, которые нас объединяют  Иметь представления о памятниках в своей местности, которые объединяют людей разных национальностей и разных вероисповеданий 1
Конфликтология (4 часов)
3233 Мы разные, но мы едины. Каждый из нас особенный, но у нас много общего Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом 2
3435 Всегда ли нам легко общаться. Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций 2

3 класс
«Трудимся, учимся и отдыхаем»
№ Тема занятия Содержание занятия Требования к уровню подготовки Кол-во
часов
Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве  Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Место, где мы живем» 1
Географическая среда (6 часов)
Особенности климата и ландшафта Крыма.  Основные факторы, определяющие климат Крыма: географическое положение, рельеф, море. Уникальность Южного берега Крыма. Климатические условия своего региона. Иметь представление о климате своего региона и его влиянии на виды хозяйственной деятельности человека 1
Крымский ландшафт Своеобразие крымского ландшафта: степь, равнина, предгорье, море, горы — и его влияние на хозяйственную деятельность людей в регионе. Характеристика особенностей ландшафта в своем регионе Иметь представление о ландшафте Крыма своего региона 1
Охрана природы Крыма Необходимость охраны природы Крыма. Труд людей (лесничих, пожарных, зоологов, ботаников и др.), заботящихся об охране природы. Защита степей, гор, лесов от пожаров и вредителей. Охрана водоемов Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным. 1
Путешествие в крымский лес (зеленую зону, степь, горы и т.д.). Растительный мир региона проживания. Основные правила поведения во время природоведческой экскурсии Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека 2
Целебный воздух гор. Горные туристические маршруты.  Заочное путешествие по Черному и Азовскому морям, по горным туристическим маршрутам Знать значение минеральных источников, лечебной грязи, морских, воздушных и солнечных ванн для здоровья человека. 1
История (4 часов)
Тренинги: «Автобиография по эпохам». «Представь себя другим». «Воспоминания детства» Представители различных национальностей, живущие с нами по соседству. Уникальность каждого народа и его культуры Иметь представление о народах, живущих в Крыму. Самые многочисленные этносы Крыма: армяне, азербайджанцы, белорусы, евреи, крымские татары, молдаване, поляки, русские, татары, украинцы. 1
Профессии наших родителей. Где работают наши близкие. История этих предприятий, хозяйств. Экскурсия на предприятие или в учреждение Знать и уметь рассказать о том, где работают наши родители. 1
9
10, Как раньше учились дети в Крыму. Учебные заведения: гимназии, земские и министерские начальные школы, школы при религиозных организациях и культовых учреждениях Знать и уметь рассказать о том, где учились бабушки, дедушки, родители 2
Традиционная и современная культура (12 часов)
11 Традиционные занятия населения региона. Земледелие. Занятия населения региона в старину: земледелие (в т.ч. выращивание овощей, садоводство, виноградарство, табаководство, льноводство), шелководство, пчеловодство, животноводство (разведение коз, коров, свиней, волов, верблюдов, коней), птицеводство и т.д.  Иметь представление о различных ремеслах распространенных в Крыму. 1
12 Традиционные занятия населения региона. Ремесленные специальности. Ремесленные специальности: кожевенники, кузнецы, каменщики, плотники, медники, гончары, столяры, красильщики, бондари, войлочники, портные, ювелиры, пекари, ткачи, вышивальщики и др. Иметь представление о различных ремесленных специальностях. 1
13 Традиционные занятия населения региона. Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия. Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района. Государственные учреждения, предприятия сферы услуг. Знать современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района, когда и почему они возникли, какую продукцию они производят, люди каких профессий на них работают 1
14
14 Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня. Распределение обязанностей в семье в старину. Зачем приобщали детей к труду? Какую работу выполняли дети. Твои обязанности в семье. Какую работу ты уже научился выполнять Знать свои обязанности в семье, уметь рассказать о том, какую работы ты можешь выполнять. 1
15 Традиции соседской взаимопомощи Традиции соседской взаимопомощи у различных этносов Крыма при постройке дома, уборке урожая, переработке продуктов питания и сырья. Значение слов «талаха» – «толока». Понимать необходимость объединения людей для выполнения больших объемов работ. Испытывать радость от совместного труда и его результатов. 1
16
16 Великие учителя и великие книги человечества. История появления и общая характеристика книг: Библии, Ветхого Завета, Корана и др. Великие пророки и учителя человечества: Будда, Иисус, Конфуций, Мухаммед и другие исторические личности Знать несколько великих учителей и великих книг человечества. 1
17 Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в старину. Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек Знать и уметь играть в несколько игр наших бабушек и дедушек. 1
18 Праздники, которые мы отмечаем вместе.  История возникновения праздников. Традиции твоей семьи, связанные с празднованиями Нового года, 8 Марта и др. Меню праздничного стола. Подарки. Поздравления с праздником на родном языке и языке соседа Знать основные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников 1
19 Правила поведения во время религиозного праздника или ритуала.
События, на которые приглашают, и события, на которые можно прийти без приглашения. Формула приглашения и уважительного ответа на него. Одежда и подарки, которые соответствуют случаю. Знать правила поведения во время религиозного праздника или ритуала. Соблюдать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. Варианты приветствия (поздравления, соболезнования) на родном языке и на языке соседа. Знать основные правила поведения во время религиозного ритуала. Особенности застольного этикета. Уметь правильно попрощаться и уйти. 1
20 Узнай меня лучше: приглашаю друзей на праздник моего народа. Какие бывают праздники. Праздники, на которые приглашают, и праздники, на которые можно прийти без приглашения. Одежда и подарки, которые соответствуют празднику. Соблюдать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. Формула поздравления с праздником на родном языке и на языке соседа. Особенности поведения во время национального или семейного праздника, застольный этикет. Прощание и уход 1
21 Делаем сами подарки к праздникам. Виды подарков, которые можно сделать своими руками. Методика изготовления некоторых из них Знать методику изготовления некоторых подарков своими руками. 1
22 Традиции отдыха в наших семьях  Зачем людям нужно отдыхать. Какой отдых считается полезным и как его можно организовать. Как отдыхают в моей семье Понимать необходимость отдыха для человека. Уметь рассказать как отдыхают в твоей семье. 1
Язык соседа (2 часов)
2324 Способы передачи информации. Жесты и взгляды – немой язык человека. Творческая игра «Разговор взглядов и жестов». Танец – понятный всем язык, который нас объединяет Знать несколько способов передачи информации. Танец как отражение важных для человека действий, чувств и событий. 2
2526 Мои любимые песни.  Песни, с которыми нам легко работается и отдыхается. Песни, которые помогают нам учиться. Поем вместе песни на языках наших соседей Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о труде, об учении на языке своих соседей. 2
Аксиология (5 часов)
2728 Всех ли мы называем друзьями? Чем отличаются понятия: «друг», «товарищ», «приятель»? Обсуждение пословицы: «Раздели радость с другим – она станет вдвое больше. Раздели горе с другим – оно станет вдвое меньше». Знать и понимать какие качества ценны для человека, которого называю своим другом. Роль дружбы в жизни человека. 2
2930 Ценности, которые объединяют всех.  Общечеловеческие ценности и их значение в жизни людей. Доброта, взаимопомощь, забота, уважение, ответственность Понимать важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям. Уважительно и бережно относиться к своим родным, друзьям, соседям, одноклассникам 2
31 Отношение моей семьи к знанию, грамотности и трудолюбию.  Нужны ли они в жизни современного человека. Как моя семья и мои соседи относятся к знающим, образованным и трудолюбивым людям. Фольклор народов Крыма о трудолюбии и прилежании Знать что такое «знание», «грамотность», «трудолюбие» и «прилежание». Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен народов Крыма о трудолюбии и прилежании. 1
Конфликтология (4 часов)
3233 Что такое «любовь»? Почему она нужна людям «Друг» и «враг»: не «враг», а «оппонент», не оппонент, а «союзник».  Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом 2
3435 Конструктивное взаимодействие: как из оппонента сделать союзника.  Пути изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен.  Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций 2
4 класс
«Гордимся Крымом»
№ Тема занятия Содержание занятия Требования к уровню подготовки Кол-во
часов
Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве  Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Гордимся Крымом» 1
Географическая среда (5 часов)
Наш край – самый чистый и красивый.  «Чисто не там где убирают, а там, где не сорят»: необходимость поддержание чистоты и обустройства территории для отдыха (детской или спортивной площадки), территории вокруг школы Находить на карте России Крымский полуостров. Знать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова; названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов местности, где находится населенный пункт. 1
Географическое районирование Крыма. Крым — своеобразная лаборатория, где ведется комплексное изучение природы, охрана естественных ресурсов, восстановление и увеличение численности редких животных и растений Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека  1
Что такое «Красная книга» Россия и Крыма и зачем они нужны. Характеристика терминов «эндемик», «экзот», «реликт». Редкие растения моего региона Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека  1
Заповедники и заказники Крыма: история их возникновения и характеристика. Их значение в охране природы Крыма. Музеи природы в Крыму (Никитский ботанический сад, парковые зоны южнобережных дворцов, природоведческие отделы в краеведческих музеях, Музей Института биологии южных морей («Аквариум»), дельфинарии и т. д.) Знать, что такое музей природы, какие бывают музеи природы; правила поведения в музеях природы. Иметь представление о роли и значении музеев природы. 1
Знакомство с наиболее известными памятниками архитектуры Крыма. Знакомство с наиболее известными памятниками архитектуры Крыма. Их внешний облик, назначение зданий, значимость этих памятников сегодня Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3–4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии 1
История (3 часов)
История Крыма Какие исторические события сделали Крым известным в Европе. Северный маршрут Великого Шелкового пути. Героическая оборона Севастополя в Крымскую и Великую Отечественную войны. Ялтинская конференция Знать основные памятники истории и культуры (своего населенного пункта и ближайшего окружения) 1
Знаменитые личности, побывавшие в Крыму Знаменитые личности, побывавшие в Крыму и наши соотечественники, которые прославили Крым. Знакомство с биографиями и деятельностью некоторых известных исторических, общественных и культурных деятелей, ученых, поэтов и писателей, которые приезжали в конкретный регион или жили в Крыму. Познакомиться с биографиями и деятельностью наиболее известных крымских исторических, общественных и культурных деятелей, ученых и литераторов. Знать знаменитые личности, побывавшие в Крыму и наши соотечественники, которые прославили Крым 1
Наш край гостеприимный. Что такое «туризм» и кого называют «туристом». Крым как туристический регион вчера и сегодня. Достопримечательности нашего региона, туристические маршруты и экскурсии Соблюдать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. Уметь рассказывать о достопримечательностях нашего региона. 1
Традиционная и современная культура (11 часов)
Великие духом: религиозные деятели, прославившие Крым.  Знакомство с жизнью религиозных деятелей, прославивших Крым Знать несколько великих религиозных деятелей и великих книг человечества. 1
Поем о нашей родине на разных языках. Поем о нашей родине на разных языках. Гимн Крыма – символ автономии. Знать несколько композиторов, которыми гордятся крымчане. Музыкальные произведения о Крыме и его людях. Известные фольклорные произведения народов, проживающих в Крыму 2
Художники, которые прославили Крым.  Художники, которыми гордятся крымчане, их творчество. Художественные музеи и галереи в Крыму Знать несколько художников, которыми гордятся крымчане, их творчество. 1
Современный театр кукол в Крыму. История возникновения кукольных театров. Марионетки, перчаточные и теневые куклы Иметь представление о возникновении кукольных театров. 1
Ремесла, прославившие Крым.  Что такое ремесло и чем занимается ремесленник. Какие ремесла были распространены в Крыму раньше. Изделия, которыми славились крымские ремесленники далеко за пределами полуострова. Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму. 1
Знаменитые ремесленники и мастера декоративно-прикладного искусства Крыма  Знакомство с биографиями и работами известных ремесленников и мастеров декоративно-прикладного искусства, проживавших в Крыму в старину или в настоящее время. Знакомство с мастерской, выставочным залом или музейной экспозицией Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму. 1
Орнаменты народов Крыма в декоративно-прикладном искусстве. Виды крымских орнаментов и их краткая характеристика. Цветовая гамма. Орнаменты в повседневной жизни. Учимся придумывать и рисовать орнаменты Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму. 1
«Крымская кухня» «Крымская кухня» – это блюда, которые любят готовить крымчане. Знать о блюдах, которые любят готовить крымчане, какие блюда мы едим каждый день, чем мы угощаем гостей, какие блюда можно попробовать только в Крыму 1
Крымские сувениры. Что такое «сувенир». Какие бывают сувениры. Сувениры, которые можно сделать своими руками. Принять участие конкурс-игра «Какой крымский сувенир я подарю гостю из-за рубежа» 2
Язык соседа (3 часов)
Известные детские поэты и писатели Крыма.  Поэты и писатели, прославившие Крым. Учимся сочинять стихи и рассказы. Знать несколько рассказов, стихов и сказок крымских писателей о своем регионе 1
Древние способы передачи информации.  «Каменная летопись»: надписи на камне (эпиграфика) и на сырой глине (граффити) – это рассказы наших предков о себе. Пергамент и бумага – хранители памяти наших предков. Традиции летописания в Крыму Знать несколько способов передачи информации. Танец как отражение важных для человека действий, чувств и событий. 1
Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке. Правила гостеприимства. Соблюдать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. 1
Аксиология (8 часов)
2223 Родина и мир. Россия – наше Отечество, родная страна. Малая родина – это дом, улица, город (поселок, село), в котором мы живем. Мир – жизнь в согласии, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры. Уметь рассказывать о своей Родине, о своей семье. 2
24 Отношение к Родине и миру в культурах народов Крыма. У каждого народа есть один дом – это Родина. Легенды, сказки, пословицы и поговорки разных народов Крыма о Родине и о мире Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях 1
2526 Добрососедство как ценность Зачем нужно быть добрыми соседями. Тема добра, согласия и мира в крымском фольклоре. Исторический опыт мирного сосуществования в Крыму: изучаем и продолжаем Знать и понимать личностные качества гостеприимного хозяина (например: приветливый, внимательный, тактичный, предупредительный, щедрый и т. д.) 2
2728 Крымчане – радушные хозяева Крымчане – радушные хозяева, внимательные и гостеприимные друзья. Правила приема гостей в разных культурах. Угощения и подарки. Знать и понимать личностные качества гостеприимного хозяина (например: приветливый, внимательный, тактичный, предупредительный, щедрый и т. д.) 2
29 «Откроем для других наш край родной». Игра-ярмарка 1
Конфликтология (3 часов)
3031 «Мы» и «они» – нет «лучших» и «худших» культур «Мы» и «они» – нет «лучших» и «худших» культур, есть «другие», в чем-то непохожие на нас, люди и этим они нам интересны Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом 2
3233 Конструктивное общение. Класс — маленькая модель населения Крыма. Тренинг «Рассказываем вместе» Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. 2
3435 Ситуации дружбы Ситуации дружбы, примирения, объединения для совместного дела. «Праздник дружбы» Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций. 1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебная и методическая литература
1. Кравцова Л.Ф., Араджиони М.И., Козырева А.С., Опенко Н.Ю. «Культура добрососедства» для 1-го класса «Я, моя семья и мои соседи» - К.: «Золотые ворота», 2011г.
2. Кравцова Л.Ф., Араджиони М.И., Алмазникова Е.В., Наумова Л.В., Опенко Н.Ю. «Культура добрососедства» для 2-го класса «Место, где мы живем» - К.: «Золотые ворота», 2011г.
3. Кравцова Л.Ф., Араджиони М.И., Алмазникова Е.В., Наумова Л.В., Опенко Н.Ю. «Культура добрососедства» для 3-го класса «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе» - К.: «Золотые ворота», 2011г.
4. Кравцова Л.Ф., Араджиони М.И., Алмазникова Е.В., Наумова Л.В., Опенко Н.Ю. «Культура добрососедства» для 4-го класса «Гордимся Крымом» - К.: «Золотые ворота», 2011г.
5. Араджиони М.А., Кравцова Л.Ф., Алмазникова Е.В., Опенко Н.Ю. Культура добрососедства: «Я, моя семья, мои соседи». Рабочая тетрадь для 1-го класса общеобразовательных школ.- Симферополь, АнтиквА, 2009.
6. Араджиони М.А., Кравцова Л.Ф., Алмазникова Е.В., Наумова Л.В., Опенко Н.Ю. Культура добрососедства: «Место, где мы живем». Рабочая тетрадь для 2-го класса общеобразовательных школ.- Симферополь, АнтиквА, 2007.
7.Араджиони М.А., Кравцова Л.Ф., Алмазникова Е.В., Наумова Л.В., Синицына Н.В. Культура добрососедства: «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе». Рабочая тетрадь для 3-го класса общеобразовательных школ.- Симферополь, АнтиквА, 2009.
8. Араджиони М.А., Брунова-Калисецкая И.В., Наумова Л.В., Синицына Н.В. Культура добрососедства: «Гордимся Крымом». Рабочая тетрадь для 4-го класса общеобразовательных школ.- Симферополь, АнтиквА, 2009.
Учебно – практическое оборудование
1.Гербарий.
2. Модель «Строение Земли»
3. Карта Крыма.
Информационно-коммуникационные и технические средства
Интерактивная доска.
Проектор.
Акустическая система.
Принтер.
Ноутбук.
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.
Электронное приложение.