Программа по внеурочной деятельности социального направления Азбука содержания животных. 1 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Венцелево»
«Рассмотрено» «Утверждено»
на заседании экспертного Совета Директор МКОУ ООШ
отдела образования администрации с. Венцелево
муниципального образования Н.П.Кузнецова____________
«Ленинский муниципальный район»
«_____»___________20____г. «06» августа 2012г.
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
социального направления
«Азбука содержания животных»
1 класс
Составитель: Олейник Елена Михайловна,
учитель начальных классов,
2 квалификационной категории
2012-2013 учебный год
1. Пояснительная записка к программе
«Азбука содержания животных»
1.1. Программа по внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения к структуре программы воспитания и социализации обучающихся и примерной программы внеурочной деятельности обучающихся автора В.А. Ясвина. Программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по социальному направлению. Данная программа способствует формированию экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа – нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания курса, основывающийся на авторскую программу В.А. Ясвина «Азбука содержания животных».
1.2. Нормативно-правовая и документальная основа программы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
Должностная инструкция классного руководителя.
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям образования.
Цели программы:
1. Формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к ним.
2. Освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными.
3. Привитие любви ко всему живому, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.
Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа даёт возможность его использовать.
Задачи программы:
1. Научить детей использовать имеющиеся знания о животных в повседневной жизни.
2. Обучить умению работать индивидуально и в группе; вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
3. Развивать природные задатки и способности детей.
4. Воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Формирование культуры отношения к животным базируется на идеях гуманистической педагогики и экологической психопедагогики, на новых технологиях развития экологического сознания.
1.3. Принципы программы:
Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом. Вовлечение каждого ребёнка в активную деятельность.
Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности. Учёт возрастных особенностей детей.
Единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования.
Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Связь теории с практикой.
1.4. Направления реализации программы:
1. Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения обучающимися свободного времени.
2. Проведение необходимых для оптимальной занятости обучающихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
3. Совершенствование содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.
4. Информационная поддержка занятости обучающихся в свободное время.
5. Научно-методическое обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.
6. Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
7. Совершенствование материально-технической базы организации досуга обучающихся.
1.5. Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 66 часов, предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками из расчёта 2 часа в неделю.
Предусмотренные программой «Азбука содержания животных» занятия рассчитаны на 6,5 -7-летних ребят и предназначены для реализации
в отдельно взятом классе. Базовые формы учебных занятий:
1. Информационные. Информационное занятие предполагает беседы и сообщения. Фронтальная беседа - специально организованный диалог, в ходе которого учитель руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Назначение сообщений состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.
2. Проектная деятельность.
3. Экскурсии.
4. Занятия - практикум.
5. Конкурсные программы, викторины, сюжетно-ролевая игра.
Место проведения занятий - в классной комнате во внеурочное время, сельская библиотека, СДК, КФХ «Еськов Н.М.», пограничная застава. Планируются театрализованные представления для детей подготовительной группы детей МКДОУ «Детский сад с. Венцелево» (по договорённости с руководителем).
Содержание программного материала программы
«Азбука ухода за животными и растениями»
Содержание программы носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер.
Как животные оказались в нашем жилище?
Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.
Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными.
Почему мы любим животных?
Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.
Практическая работа: конкурс эрудитов- любителей животных.
Собаки – самые верные друзья человека.
Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии собак». Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.
Практические работы: просмотр видеоматериалов, заочное посещение выставки собак.
Кошки, которые не гуляют сами по себе.
Основы практической фелиологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что надо кошке для ее хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.
Практические работы: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.
Пернатая радуга в комнате.
Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Говорящие птицы. Кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.
Практические работы: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приемов чистки клетки.
Хомка и его ближайшие родственники.
Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о грызунах.
Практические работы: оформление места проживания хомячка.
Рыбы – самые тихие соседи.
Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование аквариума: грунт, камни, коряги, вода. Приборы для аквариума: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры; другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоёма. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые(петушок, гурами), карповые(золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы(крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды(скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тернециии). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Разведение. Типичные ошибки. Литература по аквариумистике.
Практические работы: просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума, сообщения, презентации, выставка рисунков.
Школа для ваших любимцев.
Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Правила дрессировки собак, основные команды. Животные в цирке. Знаменитые животные – артисты. Методика дрессировки животных династии Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.
Практические работы: заочное посещение цирка, обмен впечатлениями. Отработка навыков дрессировки животных.
Взрослые, которые всегда готовы помочь.
Сведения об огранизациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общества охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных. Ветеринарные врачи и ветеренарные клиники. Клубы любителей различных животных. газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.
Практические работы: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своём увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.
Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным, как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных.
Практические работы: освоение приёмов фотографирования и рисования животных и птиц.
Итоговое занятие. Конференция, выставка.
Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.
Практические работы: проведение конференции, выставки или презентаций.
Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме экскурсии, конкурса рисунков, утренников, коллективных творческих дел.
Формирование универсальных учебных действий
в ходе реализации программы.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи познавательной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха познавательной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1). Приобретение школьниками знаний о правилах содержания животных; о принятых в обществе нормах отношений к природе и животным.
2). Освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными.
4). Развитие ценностных отношений школьника к Малой Родине, природе, животным.
5). Формирование умения самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
6). Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства
Личностные результаты:
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; бережного и чуткого отношения к животному и растительному миру.
Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу.
Развитие мотивов познавательной деятельности и формирование личностного смысла обучения как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения с животными.
5) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
6). Наличие мотивации к творческому труду и бережномуотношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Уровни образовательных результатов
Результатами усвоения программы являются:
1 уровень
1.Формирование ценностных отношений школьника к Малой Родине, природе, животному и растительному миру.
2. Знакомство с принятыми в обществе нормами отношения к природе и животным.
3.Знакомство с основными видами домашних животных и с историей их одомашнивания.
4. Освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными.
5. Знакомство с основными правилами содержания животных в домашних условиях.
2 уровень
1. Развитие ценностных отношений школьника к Малой Родине, природе, животным.
2. Знание и принятие общепринятых норм отношения к природе и животным.
3. Освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными.
4. Усвоение правил содержания домашних животных.
5. Развитие умений самостоятельно применять правила ухода за домашними животными в повседневной жизни, знание действий в ситуации оказания первой медицинской помощи четвероногим друзьям.
6. Развитие умения различать виды и подвиды домашних животных.
7. Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства.
Календарно-тематическое планирование занятий
№
Дата
Тема занятия
Теоретические сведения
Практическая деятельность обучающихся
по плану
факт.
1
Как животные оказались в нашем жилище?
Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др.
Просмотр презентации
2
Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов
Составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу
за животными
3
Почему мы любим животных?
Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие
Просмотр презентации
4
Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство
Викторина
5
Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье
Беседа
с фельдшером ФАПа
6
Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их
Конкурс эрудитов- любителей животных
7
Собаки – самые верные друзья человека
Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания
Просмотр видеоматериалов
8
Выведение различных пород. Выставки
Заочное посещение выставки собак
9
Выдающиеся собаки. «Профессии собак»
Беседа
с библиотекарем сельской библиотеки
10
Что нужно собаке для хорошего самочувствия.
Встреча
с ветеринарным врачом
11
Как выбирать собаку. Воспитание щенка
Просмотр презентации. Викторина «Лучший воспитатель щенка»
12
Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями.
Литература о собаках
Экскурсия на погранзаставу. Встреча с кинологом. Организация выставки книг
о воспитании собак
13
Кошки, которые не гуляют сами
по себе
Основы практической фелиологии – науки о кошках
Просмотр презентации
14
История домашней кошки. Особенности поведения кошек
Конкурс рисунков
15
Породы кошек
Викторина «Лучший знаток кошек»
16
Удивительные истории о кошках и об их хозяевах
Подготовка сообщений совместно
с родителями
17
Что надо кошке для её хорошего самочувствия
Беседа
с ветеринарным врачом
18
Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках
Освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.
Организация выставки книг
о содержании кошек
19
Пернатая радуга
в комнате
Основы содержания комнатных птиц.
Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы
Освоение приёмов чистки клетки
20
Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай
Просмотр видеоматериалов
о птицах
21
Корелла. Неразлучники. Канарейка.
Викторина «Лучший знаток птиц»
22
Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления
Беседа
с ветеринаром
23
Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище
Создание Памятки по уходу за пернатыми друзьями
24
Говорящие птицы. Кого и как можно обучить подражанию человеческой речи
Разучивание основных упражнений по обучению говорящих птиц человеческой речи
25
Разведение птиц
в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе.
Литература о птицах
Беседа
с библиотекарем сельской библиотеки. Организация выставки книг
о пернатых друзьях
26
Хомка и его ближайшие родственники
Особенности жизни грызунов в природе
Просмотр видеоматериалов
27
Основы содержания мелких грызунов в домашних условиях
Оформление места проживания хомячка
28
Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук
Просмотр презентации.
Викторина «Лучший знаток грызунов»
29
На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов
Беседа
с ветеринарным врачом
30
Клетки для грызунов
и их оборудование
Практикум по обустройству клетки для грызунов
31
Корма и правила кормления
Встреча
с односельчанами, содержащими хомячков
32
Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о грызунах
Организация выставки книг
о грызунах
33
Рыбы – самые тихие соседи
Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия
Просмотр видеоматериалов
34
Аквариум как модель природного водоёма.
Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование аквариума: грунт, камни, коряги, вода.
Приборы для аквариума: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры; другие необходимые приспособления
Освоение приёмов очистки стенок аквариума, смены воды в аквариуме, установка необходимых приспособлений
35
Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые(петушок, гурами), карповые(золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы(крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды(скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тернециии)
Сообщения, приготовленные совместно с родителями. Просмотр презентаций
36
Правила покупки и транспортировки рыб
Освоение приёмов транспортировки рыбок
37
Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом
Выставка рисунков
38
Разведение. Типичные ошибки
Встреча
с односельчанами, содержащими рыбок
39
Литература
по аквариумистике
Организация выставки книг
по аквариумистике
40
Школа для наших любимцев
Основы воспитания и дрессировки животных
Просмотр видеоматериалов.
Знакомство
с выставкой книг
о дрессировке животных
41
Как приучить собак и кошек
к чистоплотности
Встреча
с односельчанами, содержащими кошек
42
Представление
об условных рефлексах
Беседа
с ветеринарным врачом
43
Поощрение и наказание
Беседа
с ветеринарным врачом
44
Правила дрессировки собак, основные команды
Встреча с кинологом
45
Животные в цирке. Знаменитые животные – артисты
Заочное посещение цирка, обмен впечатлениями
46
Методика дрессировки животных династии Дуровых
Просмотр презентации
47
Обучение домашних животных различным трюкам
Отработка навыков дрессировки животных
48
Взрослые, которые всегда готовы помочь
Сведения
об огранизациях и учреждениях, связанных
с содержанием животных
Просмотр презентации
49
Общества охраны животных
Просмотр презентации
50
Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники
Встреча
с ветеринарным врачом.
Освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным
51
Клубы любителей различных животных
Экскурсия в клуб собаководов
52
Газеты, журналы и посвящённые содержанию животных
Обзор периодической печати и животном мире. Подготовка сообщений совместно
с родителями
53
Телепередачи
о животных
Подготовка сообщений совместно
с родителями
54
Зоомагазины.
Приобретение животных в зоомагазинах
Экскурсия в зоомагазин
55
Выбор товаров
в зоомагазинах для содержания животных
Практическая работа по составлению списка необходимых для питомца товаров в зоомагазине
56
Мы в ответе
за тех, кого приручили
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных
Практические работы: освоение приёмов фотографирования и рисования животных и птиц.
57
Как достичь успеха в своём увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека
58
Как собирать книги и статьи.
59
Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.
60
Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных.
61
Сопереживание, сочувствие и содействие животным, как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных.
62
Итоговое занятие. Конференция, выставка
Подведение итогов занятий.
Подготовка конференции.
Организация выставки фотографий. Создание компьютерной презентации результатов работы юных любителей животных
63
64
65
66
Проведение конференции, рассматривание выставки работ обучающихся.
Просмотр презентации
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гу ржи и А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А. Н. Гуржий. М., 1999,
Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийве-рова. М., 1995.
Дурова Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дурова. М., 1993.
Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э. С. Жердев. М., 1988.
Животные в доме: энциклопедия. М., 1994.
Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. М., 1998.
Круковер В. Всё о собаках / В. Круковер. М., 1999.
Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Со-лоницина. М., 1984.
Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. М., 1993.
Мередит С. Хомячки / С. Мередит. М., 1999.
Пай ере X. Кошка / X. Пайерс. М., 1997.
Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрированная энциклопедия / В. Д. Полонский. М., 2000.
Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. М., 1996.
С т ар к К. Кошки и котята / К. Старк. М., 1999.
С т ар к К. Собаки и щенки / К. Старк. М., 1999.
Фрей Г. Твой аквариум / Г. Фрей. М., 1991.
Хэрриот Дж. О всех созданиях больших и малых / Дж. Хэрриот. М., 1995.
Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. М., 2001
Заголовок 315