Выступление на педсовете Домашнее задание и успеваемость ученика


От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.
 Деятельность учителя должна предусматривать организацию помощи ученику по выполнению домашнего задания. К сожалению, не   все учителя представляют, как их ученики готовят домашнее   задание: когда, в течение какого времени, как и в каких условиях? Оно выполняется вне поля зрения учителя и требует от учеников высокого уровня самоорганизации и саморегулирования. Такие умения у большинства учащихся просто не сформированы.
Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Задание на дом органически вытекает из   предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.
Проведенный урок Домашнее задание Последующий урок
Усвоение материала, теоремы….
Приобретение умения самостоятельного применения правила теоремы на практике Применение правила, теоремы при выполнения задания, совершенствования умения самостоятельной работы, развитее личностных качеств (воли, ответственности) Готовность к продолжению дальнейшей работы по теме, расширению дальнейшей работы по теме, расширению и углублению данной области знаний.
Оно минимально по объему, что обязывает тщательно планировать каждый пункт задания, знать   его назначения. В действительности мы часто наблюдаем совершенно иную картину.
Домашнее задание иногда бывает рассчитано на простое воспроизведение некоторого действия по известном у образцу, на пересказ параграфа и т.д. Материал для посильной творческой работы в этом случае отсутствует. Редко наблюдается индивидуализация заданий. Зачастую задания на дом выпадают из системы уроков и представляют собой случайные собрания задач, упражнений, параграфов. По  большинству предметов велик объем домашних заданий, что создает ненужную перегрузку. 
Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:
Во втором классе – до 1,5 часа;
В третьем-четвёртом классах – до 2 часов;
В пятом-шестом классах – до 2,5 часов;
В седьмом – восьмом классах – до 3 часов;
В девятом-одиннадцатом классах – до 4 часов.
К сожалению, совсем не редкость, когда увеличенным объемом домашнего задания наказывают учеников: плохо работали на уроке – вот вам вместо одного-двух – пять-шесть упражнений. А часть учителей даже считает, что мало задавать – значит автоматически признавать второстепенность своего предмета. А кому не известна какая-то даже трогательная уверенность большинства учителей в том, что именно их предмет самый важный? Вот и получается, что, ставя перед собой и своими учениками благие цели, коллеги просто забывают, что гораздо важнее не то, сколько задано на дом, а что и как задано.
Нельзя забывать о том, что перегрузки учащихся не только имеют негативные педагогические последствия, но и могут нанести ущерб здоровью детей. В младших классах эта проблема решается проще: большинство уроков ведет один учитель. В средних и старших классах преподают до 15 учителей-предметников, которым значительно сложнее договориться об объеме домашнего задания. Поэтому школьники получают на дом большое количество, самых разных заданий, в том числе и индивидуальных, и рассчитанных на длительное время. Какой выход из этого положения? Самое надежное средство здесь – взаимопонимание с учащимися. Там, где прочно налажена связь учителя со школьниками, где дети знают, что домашние задания даются для их же пользы, они сами информируют учителя о своей загруженности и о днях, когда они особенно заняты подготовкой уроков. Опытные учителя вместе со своими учениками ищут и находят разумный выход из положения.
Классному руководителю полезно иногда уточнять, какое время затрачивают его ученики на выполнение домашнего задания, по каким предметам они перегружены.
Перегрузка домашними заданиями также возникает, если обучающиеся плохо подготовлены к их выполнению, не поняли цель и смысл задания, если оно слишком большое по объёму и недостаточно связано с содержанием урока, если из урока в урок носят однообразный тренировочный характер, не затрагивают интересов школьника.
Если школьники должны выполнить свое домашнее задание самостоятельно, то есть без посторонней помощи, то необходимо, чтобы все они знали, что от них требуется и ожидается. Дома у ребят нет возможности переспросить учителя, уточнить формулировку задания. Чем сложнее задание, тем больше оснований для подробного объяснения. Речь идет не только о содержании задания, но и о методах его выполнения. Вопрос: «Что нужно сделать, чтобы выполнить задание?» – побуждает школьников сформулировать конкретные этапы работы над домашним заданием.
Опытные учителя часто побуждают учащихся задавать вопросы к поставленному заданию. Они придают также особое значение тому, чтобы задание было всегда записано в дневник, и проверяют это, проходя по рядам (особенно необходимо это делать в начальных классах).
Объем задания зависит и от времени года.  Так в начале учебного года в младших и средних классах оно должно быть минимальным. Иногда учителя строят урок таким образом, что в сентябре задания в этих классах вообще не задают. На уроке прорабатываются, и закрепляются весь материал.   Но и существуют предметы,   которые без   домашних заданий не обходятся к таким относятся уроки математики. Могут быть полезны следующие советы:
 Стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности.
 Умейте видеть и отразить в характере заданий обусловленность их содержания и воздействия на личность.
 Заботьтесь о многообразии домашних заданий, так как однообразие деятельности повлечет за собой односторонность развития личности.
 Сознательно используйте домашнее задание в целях развития любознательности, интереса к учебе и творческих способностей; политического, мировоззренческого и нравственного воспитания, а также в целях оптимального развития каждого ученика.
 Особенно ориентируйтесь на те цели, которые, с вашей точки зрения, с точки зрения ваших коллег и классного руководителя, являются актуальными для данного класса.
Домашнее задание разъясняется и задается до звонка с урока (или сразу после нового материал) и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, затем и как делать дома. И писать домашнее задание постоянно на одном месте доски перед уроком. Сообщение задания оптимально включать в ход урока.
Учитель, занятый в течение 45 мин урока многими проблемами, домашнему заданию серьезного внимания не уделяет. Иначе как объяснить, что в старших классах каждое третье домашнее задание сообщается уже после звонка?
Но в результате этого у некоторых учеников может возникнуть ощущение, что домашнее задание не так уж и важно.
Может быть, вы один раз проверите, будет ли реакция ваших учеников такой: если задание на дом дается за 15 мин до конца урока, то даже обычно очень дисциплинированные ребята начинают шуметь, словно бы уже наступила перемена – срабатывает «условный рефлекс», спровоцированный сообщением домашнего задания, обычно происходящим на перемене. Если такой эффект сработает на вашем уроке, это означает, что вам есть смысл подумать о том, не стоит ли сообщение домашнего задания включить в ход урока.
С первых уроков учителю надо систематически стремиться индивидуализировать домашнее задание в соответствии   со способностями и возможностями   конкретного ученика. Это позволит устранить возможные недоработки, пробелы в знаниях и удовлетворит потребность в углубленном изучении предмета. Чтобы этого добиться следует задавать разноуровневые домашние задания. Например, для оценки 3 достаточно сделать один номер, для 4 два номера, для 5 три номера или дать творческую работу. А выучить правила,   теорему …. необходимо каждому.  Задания должно быть посильно для большинства, не очень простым для сильных учащихся. Чтобы удовлетворить этим требованиям, его надо составить из двух частей: 1) общей для всех учащихся; 2) творческие задания   или   трудные задания.
Важная задача педагога – обучить школьников приемам осмысленной, методически правильно организованной домашней учебной работы. Это тесно связано с проблемой организации урока.   И следующие рекомендации при выполнении домашнего задания ученикам напоминать время от времени и ежегодно.
РЕКОМЕНДАЦИИ   ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ
1.       Задание лучше делать в тот день, когда был урок, а не накануне следующего урока. Это особенно важно для предметов с 1-2-3 часами в неделю.
2.       Начать подготовку рекомендуется с самого трудного или «нелюбимого» предмета.
3.       Читать параграф или пункт т.е не начинать с письменной части. Читать с карандашом – делать выписки, выкладки, отвечать на все вопросы к параграфу.
Для этой цели,  предлагаю ученикам следующий алгоритм выполнения домашнего задания (ознакомить с правилом родителей и учеников, вывесить инструкцию в классном кабинете):
1). Внимательно прочитать параграф, выяснить суть.
2). Прочитать еще раз самое главное, выделить и выучить определения и правила.
3). Ответить устно на вопросы в конце параграфа (в этом могут помочь в первое время родители или магнитофон), это и развитие речи.
4). Только после этого приступить к выполнению письменной части домашнего задания.  
Если ученик выучил правила, ответил на вопросы и применил знания при выполнении промеров, то смело может себя оценить на оценку «5».   А на следующем уроке сможет доказать свою оценку.
Особое значение имеет проверка и оценка домашнего задания. Ученики должны быть уверены в том, что домашнее задание непременно проверяется. Учитель обязан иметь ясное представление о домашней работе каждого ученика, следить за всеми его успехами и неудачами и объективно оценить проделанную работу.
Для обучения оценивания учеником собственной работы возможно использование схемы самооценки «Учись контролировать себя».
Учись контролировать себя (схема самооценки)
1.       Попробуй сам оценить свою работу или часть работы, почувствуй удовлетворение (неудовлетворение).
2.       Попроси родителей, других родственников, членов семьи оценить твою работу.
3.       Определи круг проблем, вопросов, которые проявились в результате самооценки (оценки) выполненного тобой задания для дальнейшего совершенствования
Такими   проблемами   могут быть:
Несовершенное состояние внешнего вида работы: ее расположение поля страницы, заголовки, подчеркивание, аккуратность и т.д.
Содержание работы: правильность, полнота; выполнения задания другим способом, умение определения способа (рациональный, нерациональный); план дальнейшего совершенствования и др.
4.       Определи окончательный вариант оценки (плохо, удовлетворительно, хорошо, очень хорошо, отлично)
Успешный ученик – это ученик, умеющий проверить свою работу исправить ошибки.
Домашнее задание не может быть выполнен, если ученик не обучен методам и приемам самостоятельной работы на уроках.
Домашнее задание – это воспитание отношение к труду, любви к нему превращение работы в приятное задание; приучение к самостоятельности; управление своей волей; формирование привычки правильного использования своего времени.
Тем не менее, хотелось бы обратится к учителям с некоторыми советами:
-Не стремитесь занять все после урочное время учеников выполнением заданной вами домашней работы;
-Не считайте свое предмет главным или единственным;
-Не заставляйте учеников выкладываться так , словно кроме вашего предмета в их   жизни больше ничего не существует;
-Помните, что   у других членов педагогического коллектива такое же мнение о своем предмете
-Не забывайте, что главная   ценность   в обучении все-таки является ученик
В заключении хотелось бы еще раз отметить, что домашнее задание должно быть логическим продолжением  предшествующего урока и началом следующего, оптимальным по объему вариативным по содержанию и, прежде всего, необходимо самому ученику.