Формирование основ экологической культуры в дошкольном возрасте


Подготовила:воспитатель МБДУ ЦРР - детский сад № 5 «Солнышко» Шатилина Вера Евгеньевна Цель экологического воспитания: формирование положительного отношения к природе, воспитание защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами. «В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой». В.А. Сухомлинский Актуальность  В наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы нависли над человечеством, проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли. Значение экологического воспитания Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. ЗАДАЧИ: оздоровительной направленностиобразовательной направленностивоспитательной направленностипо развитию трудовых умений и навыковпо формированию эстетических суждений о природе Задачи оздоровительной направленности: охранять и укреплять здоровье детей;учить их правильно взаимодействовать с природой;формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности;учить согласовывать свое поведение с факторами природной среды. Задачи образовательной направленности: формировать элементарные экологические знания и представления;уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;формировать умение самостоятельно решать различные экологические задачи;развивать воображение, фантазию и логическое мышление;учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса, знакомить с особенностями жизни животных;показывать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; познакомить с Красной книгой. Задачи воспитательной направленности: формировать бережное и ответственное отношение к миру природы, доброжелательное отношение к живым существам;воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту;сохранять уважительное отношение к традициям своего народа;развивать интерес и любовь к родному краю;формировать представление об экологических проблемах своего города;формировать умение создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений, жизни животных в неволе; развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным живого уголка в ДОУ, к лесным богатствам;формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля, от которого зависит жизнь всего живого. Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности: развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в рисунке, лепке, аппликации;формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы;показать, как мастера народного декоративно-прикладного искусства используют природные ресурсы (дерево, глина, камни) и отражают красоту окружающей природы в своих изделиях. Методы экологического воспитания НаблюдениеОпытническая работа БеседаМоделирование Труд в природеЭкскурсии ПраздникиДидактические игры природоведческого характераПрактическая деятельность детей и.т.д. Ведущим методом в экологическом воспитании является наблюдение Наблюдение позволяет педагогу показать: красоту, своеобразие, неповторимость данного организма, явления, предмета или целого пейзажа;особенность строения; циклические изменения, происходящие в природе(семя - растение -семя: детеныш—взрослое животное–детеныш)связь данного предмета, объекта с окружающим миром (растение - почка; растение - вода; растение – солнце)результат деятельности человека, как положительный, так и отрицательный(красиво обрезанные деревья и изуродованные во время обрезки; мусор и растения и т.д.) ИССЛЕДОВАНИЕ ЗЕМЛИ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Работа с родителями: АНКЕТИРОВАНИЕКОНСУЛЬТАЦИИКОНКУРСЫ ПОДЕЛОК ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛАРОДИТЕЛЬСКИЕ ЛЕКТОРИИРОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯДОСУГИ НОВОГОДНИИ ПОДЕЛКИ Совместное творчество поделок из природного материала: «Ребенок - родитель» ВЫВОД: В процессе экологического воспитания я подвожу детей к пониманию того, что для людей окружающая природа имеет огромное значение. Нам, как и всем живым существам, нужны воздух, вода и пища. Их дает нам природа. Она восхищает нас своей красотой, постоянно дарит нам радость открытий. И только тот человек живет интересно, кто каждый день узнает что-то новое, удивительное. Список литературы http://www.myshared.ru/slide/397479/ http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/doklad-formirovanie-elementov-ekologicheskoj-kultury-u-mladshix-doshkolnikov.html СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !