Методическая разработка Информационная компетенция и ее содержательное наполнение.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования «Поиск»
Информационная компетенция и ее
содержательное наполнение.
Педагог
Ахтямова Гульнара Муратовна
г. Нефтеюганск, 2015 г.
Информационная компетенция и ее
содержательное наполнение.
Ключевая «Общеобразовательная компетентность» - совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной или практической деятельности.
«Компетентность» – обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо.
«Компетенция» – круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен».
Общеобразовательная компетенция моделирует свойства обучающегося и описывает смысловое наполнение образовательной компетентности, которая относится к конкретной личности, существует в определенное время и может трансформироваться.
Общеобразовательная компетентность, относится к личности ученика и формируется индивидуально в процессе выполнения им определенного комплекса действий, поэтому является следствием личностно-ориентированного обучения.
Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях. В информационном обществе XXI века, главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций грамотно с ней работать. Основополагающими теоретическими источниками, в которых всесторонне исследована проблема формирования информационных компетенций занимались Н.И.Гендина, М.В.Рыжаков, В.Н.Борздун и др.
Сегодня существует много различных мнений по вопросу классификации и выделения важнейших компетенций. Информационная компетентность не зависимо от авторов и способов классификации всегда выдвигается как одна из наиболее важных гипотез. Информационная компетенция является одной из ключевых компетенций и включает в себя множество составляющих ее знаний, умений, навыков деятельности по отношению к информации, в том числе и владение современными средствами информации (компьютер, интерактивная доска, принтер, модем и т.д.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет).
Информационная компетентность – это способность личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию. Это умение работать с различными информационными системами. Одной из самых распространенных информационных систем нашего общества на сегодняшний день является сеть интернет. Интернет приобрел свою популярность благодаря неограниченному потоку информации любого рода, в любое доступное для Вас время, в режиме реального времени. анализ сегодняшних умений учащихся пользоваться ресурсами интернет, для выполнения той или иной работы по предмету и личной необходимости показал, что они часто теряются в излишнем количестве информации, не успевают ее проанализировать и правильно оформить. Таким образом мы выясняем, что информационная компетентность не достаточно развита. Развитие данной компетенции происходит на протяжении всего образовательного процесса. каждый предмет вносит свой вклад.
Исходя из того, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности, нам необходимо выбрать путь по которому мы пойдем. В соответствии с стандартами нового поколения мы с вами используем личностно-ориентированный подход в обучении, который во главу угла ставит личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Для реализации личностно ориентированной модели педагогического процесса необходимо применение таких педагогических средств, как: использование папок-накопителей; использование программного обеспечения: прикладного программного обеспечения, компьютерных учебников, словарей, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов; система специальных упражнений; организация проектной деятельности; нетрадиционные формы занятий; использование тестовых и автоматизированных систем контроля; оформление учебного портфолио работ; метод рейтинговой оценки.
В свое работе я использую - Критерии мониторинга развития ключевых компетенций обучающихся 1 года обучения:
Ключевые компетенции
Учебно-познавательные компетенции
Теоретические
1. Умеет осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера).
2. Умеет выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.).
3. Владеет навыками использования компьютерной техники (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.).
4. Владеет теоретическими знаниями (знает назначение и характеристику всех устройств ПЭВМ).
Практические
1. Умеет работать в офисных программах (умеет создавать, сохранять, закрывать документы, копировать, вырезать, перемещать, форматировать, удалять текстовую информацию, работать с графическими объектами, с таблицами)2. Умеет работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.).
3. Умеет оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций).
Информационная компетентность
Теоретические
1. Умеет использовать компьютер как устройство по работе с информацией (теоретические навыки).
2. Знает понятия информации, приемы работы с информацией…(получение, обработка, вывод информации)
3. Осваивает материал о поисковых системах, о мультимедийных устройствах, Интернет-ресурсов.
4. Формирует материал о значениях основных устройств информации.
Практические
1. Знает практические навыки по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера).
2. Владеет способами работы с информацией:
-поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;
-извлечение информации с различных носителей;
-систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы);
-технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.
-преобразование информации (из графической - в текстовую, из аналоговой - в цифровую и т.п.)
3. Владеет навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)
4. Умеет применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.
Общекультурная компетенция
Теоретические
1. Создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи и др.
Практические
1. Владеет основами технологией создания презентаций, визиток.
Высший уровень – обучающийся осваивает все перечисленные компетенции от 80% - 100 %
Средний уровень – обучающийся осваивает все перечисленные компетенции от 50%-80%
Низкий уровень - обучающийся осваивает перечисленные компетенции от 50% и менее.
Критерии мониторинга развития ключевых компетенций обучающихся 2 года обучения
Ключевые компетенции
Учебно-познавательные компетенции
Теоретические
1. Владеет терминологией компьютерной графики
2. Знает назначение и характеристику всех инструментов программы
3. Знает основы коррекции и ретуширования изображения
4. Осваивает сведения об интерактивной анимация
5. Знает основные понятия верстки текста
Практические
1. Умеет пользоваться инструментами программы
2. Владеет техникой коллажа и фотомонтажа
3. Умело создает интерактивную анимацию
4. Владеет приемами верстки текста
Информационная компетентность
Теоретические
1. Владеет приемами работы с информацией (систематизирует, обрабатывает, делает выборку)
2. Формирует знания о интерактивной анимации, компьютерной графики
3.Осваивает материал о поисковых системах, о мультимедийных устройствах, Интернет-ресурсов.
4. Знает основы верстки текста
Практические
1. Извлечение информации с различных носителей;
2.Владеет навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.).
3. Умеет задавать вопросы в ходе получения необходимой информации.
Общекультурная компетенция
Теоретические
1. Знает элементы художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (теоретические знания по созданию интерактивной анимации, макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков, верстки текста).
Практические
1. Владеет основами технологией создания коллажа, фотомонтажа, интерактивной анимации…
Высший уровень – обучающийся осваивает все перечисленные компетенции от 80% - 100 %
Средний уровень – обучающийся осваивает все перечисленные компетенции от 50%-80%
Низкий уровень - обучающийся осваивает перечисленные компетенции от 50% и менее.
В своей работе я применяю алгоритмы решения задач, информационные карты, а так же различные виды информационных моделей: иерархическая модель, сетевая модель, семантическая модель.
Работа с данными моделями и картами позволяет учащимся увидеть взаимосвязь понятий по изучаемой теме и способствует осознанному восприятию информации. Одним из педагогических условий для развития информационных компетенций учащихся является организация самостоятельной исследовательской деятельности. В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности.
Новые принципы компетентностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности требуют новых методов обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов, который лежит в основе концепции компетентностно-ориентированного образования.
В процессе выполнения учебных проектов у школьника формируются следующие информационные компетенции:
1. Компетенции в сфере первоначального информационного поиска (выделении ключевых слов для информационного поиска; самостоятельное нахождение информации в Интернет).
2. Технологические компетенции (составление плана работы, подбор литературы по теме, перевод информации из одной формы представления в другую и т.п.).
3. Предметно-аналитические компетенции (выделение главного, анализ, систематизация информации, формулировка выводов на основе ее обобщения).
4. Операционно - деятельностные компетенции (разработка и использование различных средств наглядности при защите творческих проектов, оформление информационного продукта в виде компьютерной презентации).
5. Коммуникативные компетенции (представление собственного информационного продукта).