Открытый урок (квест) Человек есть то, что он ест
Открытый урок (квест).
Тема: «Человек есть то, что он ест»(Фейербах)
Желудок просвещённого человека обладает лучшими качествами доброго сердца — чувствительностью и благодарностью.
А.С. Пушкин.
Цели:
Выявить взаимосвязь литературы и кулинарии.
Повторить произведения великих классиков.
Закрепить знания орфографии и пунктуации.
Повторить технологию приготовления и правила подачи пельменей.
Воспитывать любовь к литературе и выбранной профессии.
Развивать умение учащихся через отвлечённые детали воспроизводить целое.
Развивать умение работать в группе.
Задачи:
Показать взаимосвязь литературы и кулинарии.
Раскрыть значимость литературы в нашей жизни и выбранной профессии.
Тип урока: урок повторения и закрепления.
Вид урока: урок – игра (квест) с активизацией работы учащихся.
Межпредметные связи: литература, МДК.02.01, МДК.05.01, информатика, русский язык, основы физиологии питания с основами товароведения.
КМО: компьютер, мультимедиапроектор, технологические карты, тексты, посуда для сервировки, бланки меню.
Ход урока:
Ориентировочно – мотивационный этап.
Многие авторы литературных произведений подарили нам шедевры русской кулинарии: сколько вкусных блюд можно приготовить, заглянув в произведения А.С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, Салтыкова - Щедрина и многих других. Одна из существенных составляющих писательского мастерства - умение правдоподобно, ярко и выразительно описывать всякие съедобные вещи. Такие детали играют важную роль в общем впечатлении от книги. Иногда, читая какую-либо книгу и наткнувшись на описание процесса готовки или поглощения героями особо вкусного блюда, хочется приготовить нечто подобное.
В век прогресса и всеобщей занятости мы забываем не только о традициях исконно русской кухни, но и о духовной пище. Принимая все кулинарные новшества, мы забываем о родной русской кухне, о том, что должно быть передано от отцов к детям.
Сегодняшнее занятие посвящено двум областям человеческой деятельности: русской литературе и русской кухне.
В произведениях многих писателей упоминаются различные блюда. Неплохо разбираясь в кулинарии, они перенесли на страницы своих книг многие названия и рецепты полюбившихся кушаний.
Сколько вкуснейших блюд «приготовили» для нас такие мастера русской прозы, как Александр Пушкин, Николай Гоголь, Иван Гончаров, И.С. Тургенев и многие другие «великие повара» русской литературы.
И сегодня, читая литературу, мы приготовим, оформим и подадим с вами одно из блюд, воспетых русскими писателями.
Занятие будет проходить в виде игры квест. Решая задания по порядку, вы должны подойти к концу занятия с готовым блюдом, которое описано не раз на страницах русской литературы.
Основная часть урока.
Чтобы добавить азарта немного, мы решили разделить вас на две команды - пати. Выберите листочки на столе. Те, кому достались листочки с рецептами, составляют одну пати, а те, кому достались листочки с технологией приготовления – другую. Условно назовём ваши пати «Теоретики» и «Практики». Листочки сохранить.
Квест в переводе с английского означает «поиск, выполнение поручений». Так начинаем наш поиск.
1 поручение. Вам даны отрывки из литературных произведений, в которых даны описание блюда. Нужно определить, над чем мы сегодня будем работать.
Тексты.
1. … не древнее, не ритуальное блюдо. Если поднять этнографические описания всех обрядов, … нигде не упоминаются. А это значит, что такое блюдо могло возникнуть лишь очень поздно. … – блюдо гостеприимства, они готовились по домашним и христианским праздникам. Перед свадьбой, либо после свадьбы. Их также готовили на Пасху, перед постом – чтобы уже напоследок «оторваться» и после поста - «теперь я с полным правом могу есть мясо». Павел Корчагин, этнограф, историк.
2.«Наконец, побывайте еще на камской пристани при отплытии пароходов и барж, когда последние грузятся таким огромным количеством кяхтинского чая или уральского железа! Тут увидите замечательное движение, услышите несколько живописных местных выражений пермского идиома и, может быть, решитесь попробовать на вкус знаменитых пермских …, этого любимого лакомства целой Сибири и Приуральского края: оно и кисло и сытно, и не без запаха лука, так дорого ценимого русским человеком». Евграф Вердеревский («Практические письма с дороги», 1857 г.)
3. «Еще одна особенность пермской жизни - …. Эти маленькие, из пшеничной муки сделанные пирожки со свининой играют важную роль в Перми. В самом деле, … очень вкусны - в Перми они едва ли не лучше всего прочего… Все, не исключая высших, часто зовут к себе гостей на …. В таком случае почти весь стол состоит из …. Едят их вареные с уксусом, едят … под соусом, … жареные и прочая, и прочая. Это кушанье имеет большое влияние на семейную жизнь Пермяков. Сколько составилось свадеб, сколько людей влюблялось, дружилось, ссорилось, мирилось - за …». Павел Мельников-Печерский, писатель.
4. На кухне делали …,Стучали миски и ключи.Заледеневшие поленья,Шипя, ворочались в печи.Летал цветастый тётин фартук,И перец девочки толкли,И струйки розовые фаршаИз круглых дырочек текли.И, обволокнутые туманом,В дыханьях мяса и муки,Гранёным пристальным стаканомЯ резал белые кружки. Евгений Евтушенко.
2 поручение. Блиц – опрос. По очереди назвать перечень продуктов, входящих в состав блюда «Пельмени из говядины и свинины». Побеждает та команда, которая последней назовёт наибольшее количество продуктов.
Мука пшеничная
Яйцо
Вода
Соль
Говядина
Свинина
Лук репчатый
Перец молотый
Сахар
Молоко
3 поручение. Для вашей профессии просто необходимо умение составлять технологические карты, и здесь важны знания не только по кулинарии, но и по русскому языку, чтобы уметь грамотно ее оформить. Карта уже составлена, нужно вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.
ТЕХНОЛ…ГИЧЕСКАЯ КАРТА
Пельмени из говядины и свинины
Наименование сырья Масса сырья
Брутто Нетто
Тесто: Мука пшенич..ная315 315
Яйцо 1/2 27
Вода 117 117
Соль 6 6
Ма(с,сс)а теста - 450
Фарш: Говядина 272 200
Свинина 270 230
Лук репч..тый50 42
Соль 9 9
Перец молотый 0,2 0,2
Сахар 0,5 0,5
Вода 90 90
Ма(с,сс)а фарша - 560
Ма(с,сс)а п/ф - 1000
Выход - 1015
ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛ…ГИЧЕКСКОГО ПРОЦЕ(С,СС)А
Подг…товить сырье. Для этого яйцо обр..ботать в трех ваннах. Муку если она имеет низкую температуру следует выдержать в теплом помещении, с тем чтобы т…мпература муки повыс…лась не менее чем до 12 С. Перед использованием просе…ть, при этом помимо того что при просе…вании уд…ляются к…мочки и посторонние примеси, мука обог…щается кислородом воздуха, что облегчает замес теста. Муку высыпать на стол горкой. В нагретую до 30-35С воду добавить яйца, соль, пер…мешать до полного растворения криста(л,лл)ов соли. В вершине мучной горки (с,з)делать углубление, в него влить получившуюся смесь и нач…ная с низу в вверх начинать замешивать тесто до тех пор, пока оно не пр…обретет однородную консистенцию. Подготовле(н,нн)ое тесто выдержать 30-40 мин. для набухания клейковины и пр…дания тесту эластичности.
Для фарша котлетное мясо и лук измельчить на мясорубке, добавить соль, сахар, перец и холодную воду затем все тщательно пер…мешать.
Готовое тесто раск…тать в пласт толщиной 1,5-2 мм. Край раската(н,нн)ого пласта шириной 5-6 см смазать яйцом.
На середину смаза(н,нн)ой полосы , вдоль нее, выл…жить рядами шарики фарша массой 7-8 г на ра(с,сс)тоянии 3-4 см один от другого затем края смазанной полосы теста приподнять, накрыть ей фарш, после чего вырезать пельмени форм…чкой с заостре(н,нн)ыми краями.
Ма(с,сс)а одной штуки должна быть 12-13 г. Сформова(н,нн)ые пельмени ул…жить в один ряд на подпыленный мукой лоток до варки хранить при температуре ниже 0.
Подготовле(н,нн)ые пельмени опустить в кипящую подсоле(н,нн)ую воду (на 1 кг пельменей 4 л воды и 20 г соли) довести до кипения и продолжить варить при слабом кипении 5-7 мин. Когда пельмени всплывут на поверхность их осторожно вынуть широкой шумовкой с крупными отверстиями и спорционировать.
4 поручение. Пока проверяется диктант, блиц – опрос о варке пельменей.
Подвести итоги сразу по двум поручениям.
5 поручение выполнила другая пати. Они замечательно справились. Их работу проверим и оценим мы чуть позже.
6 и 7 поручение мы проведем одновременно. Инициатор решает, какая часть пати выполняет 6 поручение, а какая – 7 поручение.
6 поручение. Мало блюдо приготовить, нужно его удачно сервировать и подать. Следующее поручение мы назвали «Ресторанный критик». Вам нужно оформить и подать блюдо таким образом, чтобы получить «Звезду Мишлена».
7 поручение. Презентация блюда. Вам нужно оформить карту меню ресторана, где подают пельмени (раздать разные заготовки).
3. Домашнее задание.
Челлендж. В переводе с английского означает «вызов», т.е. выполнить задание на спор. У каждого из вас есть листочки, которые вы вытянули в самом начале. А найдите свою «вторую половинку», а найдя и соединившись, определите в каком литературном произведение это блюдо упоминается.
А как насчёт приготовить его? Это вызов с нашей стороны вам.
4. Подведение итогов и оцениевание.
Планируя занятие, мы, конечно же, хотели достичь определённых результатов. Каких? Мы отразили их в оценочной карточке. Ваша задача, используя пятибалльную оценочную шкалу, оценить насколько нам это удалось.
Оценочная карта.
1. Познавательность
2. Интерес
3. Яркость подачи материала
4. Доступность
5. Приобретённый опыт
Победившая пати получает отметку «5», а остальные на балл ниже.
Благодарим вас за урок. До свидания!
ПреподавателиГоголева Н.Ф., Порываева И.В.