Обучающая игровая программа о правильном питании Человек есть то, что он ест

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа VIII вида №72 г. Челябинска
Обучающая игровая программа о правильном питании
"Человек есть то, что он ест"







Классный руководитель: Измоденова М.А.
г.Челябинск




Пояснительная записка
Цель данной программы состоит в том, чтобы сформировать у детей основу культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Данная обучающая игровая программа "Человек есть то, что он ест" реализуется в рамках программы "Разговор о правильном питании" и предполагает использование системного подхода, который выражается в разнообразных методах и формах содержания программы :
Предварительная подготовка учащихся – подбор материалов из дополнительной литературы для творческих работ-сообщений о правильном питании
Участие в общешкольном празднике «Осенины»
Приготовление каш (в домашних условиях) для дегустации на выставке "Ее величество каша":
Выполнение игровых заданий (ребус, кроссворд, задания на внимание и смекалку и т.д.)
Творческая часть (инсценирование, пение песни).
Инормационно-образовательная часть - сообщения педагогов и учащихся.
Практическая игровая часть направлена на развитие представлений школьников о рациональном питании как составной части здорового образа жизни, познавательной информации, использование материалов русского народного творчества (пословицы, поговорки, загадки).
Данная программа проводится в форме устного журнала совместно для учащихся с ограниченными возможностями здоровья 5 и 9 классов (12-18 лет) в целях адаптации пятиклассников к предметному обучению, их социализации в среде старшеклассников и подготовки девятиклассников - будущих выпускников к их успешной интеграции в современное общество
Цели: Воспитательные
Формирование культурно-гигиенических навыков питания;
Формирование представлений о правилах этикета, связанных с питанием;
Воспитание осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
Пробуждение у детей интереса к национальной кухне.
Расширение знаний русского фольклора, народного творчества.
Образовательные
Формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья;
Формирование основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни;
Расширение знаний детей о правилах питания, формирование готовности соблюдать эти правила.
Коррекционно-развивающие
Развитие речи учащихся, умения давать полный ответ;
Развитие логичности и самостоятельности мышления;
Развитие зрительного и слухового восприятия;
Развитие наглядно-образного, наглядно-действенного мышления, его логичности;
Развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, исключения, группировки и классификации, сопоставления.





Ход занятия
Учитель: Чтобы вырасти сильным, красивым и здоровым, необходимо не только соблюдать режим дня, следить за чистотой своего тела, заниматься гимнастикой, но и есть полезные продукты, т.е. правильно питаться. Выдержка из сообщения "Питание детей" - представляет ученик 9 класса) Питание детей должно быть полноценным и обеспечивать организм всем необходимым. Пища источник энергии, которая обеспечивает работу органов, сокращение мышц, работу сердца и легких, движение крови. Человек питается разнообразной пищей. Она может быть растительной и животной. В состав пищи входят: белки, жиры, углеводы, витамины, вода и минеральные соли. Все это питательные вещества.
Какие полезные продукты вы знаете? (для учащихся 5 класса)
(Овощи, фрукты, молочные продукты, мясные продукты, рыба, хлеб, соки и т.д.)
Где можно приобрести все эти продукты? (для учащихся 9 класса)
(В магазинах, на рынке).
Давайте разгадаем кроссворд: 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Где покупают все перечисленные продукты? (гастроном)
Где приобретают дары моря и океана? (рыбный)
Где можно купить молочные продукты? (молочный)
Как называют магазин, в котором торгуют мясом? (мясной)
Где продают хлеб, булки? (булочная)
Где можно купить овощи, фрукты? (овощной)

Учитель: Говоря о правильном питании, уместно применить такое выражение как гигиена питания. (Выдержки из сообщения "Гигиена питания" - ученик 9 класса).
Здоровье человека во многом зависит от того, чем и как он питается. При правильном питании человек получает все необходимые для организма вещества.
Пища должна быть питательной и разнообразной. В состав пищи должны входить продукты растительного и животного происхождения. Чтобы пища лучше и полнее усваивалась, ее обрабатывают: измельчают, варят, жарят, тушат. В пищеварительной системе выделяются пищеварительные соки. Хорошему отделению соков способствуют фруктовые соки, овощные салаты и употребление первых блюд. Таким образом, гигиена питания это соблюдение определенных правил. Учащиеся 9 класса показывает для учащихся 5 классов плакаты, учащиеся 5 класса читают их:
Перед едой вымой руки с мылом!
Фрукты и овощи надо хорошо мыть!
Во время еды не разговаривай и не читай!
Не торопись!
Ешь небольшими кусочками, тщательно пережевывай с закрытым ртом!
Не переедай! Ешь в меру!
Учитель: Существует ряд пословиц, которые подтверждают то, что у питания есть свои гигиенические правила. (Читают учащиеся 9 класса)
Когда я ем, я глух и нем.
Хорош мед, да не по горсти в рот.
Много есть не велика честь: обжорой назовут
Учитель: Правильное питание - это не только гигиена питания, но и режим питания. (Выдержки из сообщения "Режим питания"- ученик 9 класса). Для нормальной работы пищеварительной системы важно питаться в одни и те же часы. У людей, которые соблюдают режим питания, пищеварительные соки начинают выделяться до принятия пищи. А, попав в желудок и другие отделы пищеварительной системы, пища сразу же начинает перевариваться, т.е. режим питания обеспечивает более быстрое переваривание и усвоение пищи.
Игра «Всему свое время» (Подобрать нужное время для каждого приема пищи).
Первый завтрак - дома - 13.10
Второй завтрак - в школе - 19.00
Обед- 16.00
Полдник- 7.00
Ужин- 9.40
Учитель: Отгадайте, о чем мы будем говорить сейчас? (Учащиеся 9 класса загадывают загадки):
В землю теплую уйду, К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких, как я, будет целая семья! (Зерно)
Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят. (Колос)
Две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает,
Две недели наливает, две недели подсыхает. (Пшеница)
Учитель: Сегодня мы говорим о зерне, блюдах из зерна, хлебе. (Выдержки из сообщения "Блюда из зерна" - ученик 9 класс). Зерно основной продукт питания человека с древнейших времен. Среди хлебных злаков наиболее распространены пшеница, рис, кукуруза, рожь, ячмень, просо. Бобовые культуры - горох, фасоль, соя, вика, чечевица, бобы. Продукты из пшеницы и ржи вкусны, питательны, содержат витамины и другие ценные вещества. Продукты, изготовленные из зерен овса, хорошо усваивается организмом, их называют диетическими. Рис диетический продукт. Отвар рисовой крупы обладает целебными свойствами. Самое распространенное блюдо из зерна - это каша. Каша - это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными. Кашу варят из крупы, которую получают из зерна путем помола. (Выдержки из сообщения "Каши" - ученик 9 класса).
Учитель: Каша - исконно русское блюдо. Считается, что она помогает стать сильным и непобедимым. Пшеницу, ячмень и овес человек использует в пищу более 9 тысяч лет. Для организма человека необходимы углеводы. В пище человека чаще всего встречаются углеводы в виде крахмала и сахара. Крупы богаты крахмалом. В сутки человеку требуется 400г крахмала. Избыток углеводов откладывается в печени, а также приводит к отложению жира в организме. Каши бывают разные, посмотрите на наш праздничный стол "Ее величество КАША" (демонстрация и дегустация каш).
На столе представлены каши - домашнее задание учеников 9 класса. Вместе с родителями дети не только приготовили каши, но и дали кашам название.
Рисовая "Вкусняшка";
Геркулесовая "Витаминный рай";
Гречневая - "Гречневая каша - матушка наша";
Пшеничная "Вырастай-ка";
Ячневая "Ячневая каша сила наша ".
Тыквенная "Солнечная каша" возьми в рот лучик и зарядись энергией на целый день;
Манная - "Манный цветок" -
Учитель: Вы слышали выражение "Кашу маслом не испортишь". Любую кашу можно сделать вкусной. Что можно добавить? (Ягоды, фрукты, изюмы, варенье, орешки).
Игра "Растение - каша"
Растение
Зерно, крупа
Каша

Просо
Пшено


Пшеница
Манная ,пшеничная крупа


Овес
Овсяные хлопья


Гречиха
Гречка


(Слова для справок: пшенная; манная; пшеничная; геркулесовая; гречневая).
Учитель: Каши очень полезно есть на завтрак. ( Выдержки из сообщения "О хлебе").Хлеб - основной продукт питания человека. Хлеб является одним из основных источников белка, углеводов, минеральных веществ - калия, фосфора, кальция, железа, магния, цинка. Хлеб содержит незаменимые аминокислоты, поэтому обязательно должен быть в рационе ежедневно. Хлеб беден кальцием, поэтому в детском питании полезно сочетать хлеб с молоком, кефиром и другими молочными продуктами.
Игра "Пословицы о хлебе" (Закончи пословицу - подбери окончание).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Есть еще много пословиц о хлебе:
Плох обед, если хлеба нет.
Хлеба к обеду в меру бери, хлеб - драгоценность, им не сори.
Хлебушко - пирогу дедушка
Без печки холодно - без хлеба голодно
Ешь пироги, а хлеб береги.
Много снега - много хлеба.
Хлеб на стол - и стол престол.
Учитель: Еще раз послушайте выражение "Хлеба к обеду в меру бери, хлеб - драгоценность, им не сори". Мы поговорим об обеде. Очень важно на обеденном столе иметь хлеб, который мы употребляем в пищу с первым блюдом - это различные супы (какие?): Борщ, рассольник, уха, щи. Вторые блюда это гарниры (каши, картофель, макаронные изделия, овощные блюда) и мясные, рыбные блюда (котлеты, тефтели, гуляш и др). (Выдержки из сообщения о рыбе - ученик 9 класса).
Учитель: Рыба наряду с мясом является одним из лучших источников высококачественного белка. Белки содержат все необходимые для организма незаменимые аминокислоты. Жир рыбы отличается высоким содержанием жирных кислот, поэтому легко усваивается организмом. Мясо почти всех видов рыбы богато минеральными элементами - калием, магнием, фосфором. Рыба - важный источник витаминов группы В. Обязательно в меню обеда должны включаться салаты, винегреты, просто овощи (свежие, отварные). Третьим блюдом является целебные, полезные напитки - соки, компоты, кисели.
Игра "Составь меню обеда".
Учащимся 5, 9 классов раздаются карточки с пустой посудой, необходимо "разложить" в нее свой обед. (Объявляется конкурс на лучший обед.)
Учитель: Если мы сейчас разгадаем ребус, то получим, может быть, очень правильное и полное меню обеда.
САЛЮТ УХО ПЛОТ СУК

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Полное меню обеда, составлено? Чего не хватает? - Хлеба.
Инсценировка учащихся 5, 9 классов "Обедать", Е. Благинина.
Вова, Лера, Владик, Женька, мойте руки хорошенько,
Не жалейте мыла! Я уж стол накрыла.
Всем поставила приборы, всем салфетки раздала.
Прекращайте разговоры я вам супу налила.
Ножик, вилку или ложку не держите в кулаке,
Не кормите тут же кошку: плошка кошки в уголке.
Хлеб в солонку не макайте, И друг дружку не толкайте.
На второе будет рыба, А на сладкое - компот. Пообедали? Ну вот! Что должны сказать?
- Спасибо!
Учитель: Обратим внимание на табличку "Режим питания"
Первый полдник
07.00

Второй полдник
09.40

Обед
13.10

Полдник
16.00

Ужин
19.00

В какое время рекомендуют полдник для школьника? (16.00)
Правильным будет употребление на полдник в пищу молочных продуктов. (Выдержки из сообщения "Молочные продукты" - ученик 9 класса). Молоко и продукты, изготавливаемые из него, имеют высокую пищевую ценность, являются источником жизненно важных веществ - белков, жиров, углеводов, целого набора витаминов и минеральных солей. Поэтому молоко и молочные продукты должны быть ежедневно в рационе питания - это молоко, сливки, сливочное масло, кефир, сыр, творог и др. Блюда из молока очень полезны. Какие блюда можно приготовить из молока и молочных продуктов? (Творожная запеканка, сырники, молочные супы и каши, йогурт, кефир, ряженка и др).

Учитель: Наконец, поговорим об ужине. Как вы понимаете поговорку?
"Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу". На ужин нельзя употреблять в пищу тяжелую, плохо усваиваемую пищу, нельзя переедать. Пища должна быть легкой, ни в коем случае нельзя переедать. Что вы понимаете под легкой пищей? Это запеканки, творог, омлет, кефир, простокваша. Такая пища позволит отдохнуть нашему желудку, а нам хорошо спать и отдохнуть ночью.
(Сообщение "О переедании" - ученик 9 класса.) Переедание так же опасно, как и недоедание. Избыток пищи приводит к увеличению веса, поскольку все излишние вещества откладываются в организме в виде жиров. Одна из важнейших причин ожирения у детей это не только переедание, но и преобладание в пище углеводосодержащих продуктов - хлебобулочные изделия, сахар, крупы, картофель. Избыточный вес - это начало серьезных заболеваний, нарушение обмена веществ. Как обед плох без хлеба, так и любой прием пищи (завтраки, обед, полдник, ужин) не может быть без жидкости. Жидкость человек употребляет не только в виде воды, но и это различные блюда. Какие? (чай, кофе, фруктовые соки, морсы, газированные напитки, молочные напитки, компот...)
Отгадайте загадки: (Учащиеся 9 класса для учащихся 5 классов).
Прозрачная, питьевая, Ключевая, речная.
Ни запаха, ни цвета,
Что за жидкость эта? (Вода)
Дяденька смеется,
На нем шубонька трясется. (Кисель)
Фрукты, ягоды сварились, Вкусно елись, сладко пились. (Компот)
Он морковный и томатный, И на вкус и цвет приятный. Чтоб здоровым стать ты смог, Пей скорей полезный ... (Сок)
Оно течет, но не вода. Оно, как снег, было всегда. На вкус узнать его легко, Ведь это в крынке... (Молоко)
Существуют и поговорки:
Если морс не пьешь, где силы берешь?
Выпей кисельку - забудешь тоску.
Игра "Выбери правильную ситуацию" Расположить ситуации в нужный столбик: МОЖНО НЕЛЬЗЯ
Ты отправился в путешествие, не позавтракав.
Ты купил абрикосы, вымыл их, а потом съел.
После игры в бадминтон ты выпил сок.
Ты купил яблоки и собрался их съесть, не вымыв.
После игры в футбол ты выпил холодную газированную воду.
Ты показал малышу, как надо правильно мыть руки.
На обед ты выбрал овощной салат, борщ, рыбу с гарниром, компот.
Вместо обеда съел бутерброд и запил газированной водой.
После обеда ты отдохнул в парке, на скамейке, читая книгу. 10.Сразу после обеда ты побежал играть в футбол.
11.Ты вырастил зеленый лук и придумал овощной витаминный салат. 12.На ужин ты решил съесть несколько бутербродов и булочку.
Учитель: Сегодня мы с вами говорили о правильном питании, о том, как быть сильным и здоровым. Ответили на вопросы: Что? Как? Когда? - ЕСТЬ.
Как вы понимаете выражение "Человек есть то, что он ест"?
Заключение: Коллективное исполнение песни (на мотив песни "Учат в школе")
Как питаться нужно нам по утрам и вечерам
Учат в школе - 3 раза
И как правильно нам есть правил всех не перечесть
Учат в школе - 3 раза,
2. Чтоб здоровыми нам быть, больше соков нужно пить Учат в школе - 3 раза Чтобы крепкими нам стать гигиену соблюдать
Учат в школе - 3 раза.
В конце занятия детям раздаются памятки:
"Гигиена питания".

Длительные промежутки между едой, питание всухомятку приводят к заболеванию желудка. Ужинать надо за 2 часа до сна. За это время пища в желудке успевает перевариться.
Перед едой необходимо тщательно мыть руки с мылом. Есть нужно аккуратно, тщательно пережевывать пищу. Во время еды нельзя читать, слушать радио, смотреть телевизор, вести разговоры.
Пища должна быть не очень горячей и не слишком холодной. Не следует злоупотреблять острой пищей. После еды требуется сполоснуть рот, очистить зубы от остатков пищи.









13PAGE 15


13PAGE 141115



1

2

3

4

5

6

















ю

а

о

а

т

в


у

о

Голодной куме

Хлеб-

Хлеб – батюшка,





не будет обеда


вода - матушка

всему голова

хлеб на уме






везде тоска

все не беда

народу голодать

и медом сыт не будешь

Не будет хлеба

Покуда есть хлеб да вода


Без хлеба куска

Хлеб ногами топтать

Без хлеба



15