Конспект урока по географии 5 класс «Человек и литосфера»
БОУ «Тарская СОШ № 5»
Учитель географии Перепёлкина Тамара Ивановна
Высшая квалификационная категория
География 5 класс
Конспект урока «Человек и литосфера»
Тип урока: урок повторяющего обощенияЦели урока.
Образовательная:
- организация деятельности учащихся по закреплению понятий «полезные ископаемые», значение литосферы в жизни планеты и человечества
Развивающая:
- создание условия для развития познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- развитие умений выделять, .описывать, объяснять существенные признаки основных понятий темы;
- развитие умения работать с информацией разного вида;
- развитие умения находить нужную информацию в карте атласа, учебнике на основе этого делать соответствующие выводы:
- развитие умения владения монологической речью;
Воспитательная:
- воспитание толерантного отношения друг другу, развитие коммуникативных умений
- воспитание чувства любви и интереса к родному краю, к своей Родине;
- воспитание экологического мышления.
Задачи:
- знать полезные ископаемые своей местности
- научиться находить на карте объекты (из параграфа учебника)
- продолжить работу по формированию ИКТ;
- продолжить формирование умения работать с картой
- сравнивать районы по заселенности населения (горные или равнинные).
Планируемые результаты
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение практическими умениями работы с учебником.
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом ( в микрогруппе и в коллективе).
Используемые учебники и учебные пособия: учебник географии 5 класс, УМК «Вентана – Граф»; карты атласа.
Используемые оборудования: ; компьютерная и мультимедийная техника.
Смысловые блоки содержания Учебно – познавательные и учебно – практические вопросы и задания Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) Ценностный компонент урока
Творческий компонент урока
Организационно- мотивационный этап урока
Создание мотивационной установки
Как вы думаете, насколько человек зависим от процессов, происходящих в литосфере? Приведите доказательства своей точки зрения.
Задачи урока
Высказывают свое мнение, приводят свои доказательства.
Отвечают и называют тему урока.
Определяют основные задачи урока и составляют план урока:
- выяснить, каким образом человек связан с литосферой;
Установить, какие элементы литосферы использует человек.
Определить, как взаимодействуют друг с другом человек и литосфера
Формулирование задач урока Что даёт литосфера человеку?
Назовите опасные явления которые происходят в литосфере?
В каких районах, горных или равнинных человек любит отдыхать?
-минеральные ресурсы
- отдых в горах и на равнинах
-
- Геофизические опасные явления Землетрясения, Извержение вулканов Геологически опасные Оползни, сели; обвалы; осыпи; лавины. Просадка (провал) земной поверхности в результате карста. эрозия.
Высказывают своё мнение
Формулируют основные задачи урока
2. Процессуально- содержательный этап урока
Взаимодействие человека и литосферы.
Полезные ископаемые
Жизнь человека в горах и на равнине.
Отдых в горах и на равнине. Ответьте на вопросы и выполните задания.
Оценочный лист
Перед каждым из вас листок с тестовыми вопросами. Вам необходимо подписать лист и выбрать из предложенных вариантов правильный ответ к поставленным вопросам.
Самопроверка за каждый правильный ответ 1 балл
Переходим к следующему этапу нашего урока
2. Расскажите, какие места отдыха и туризма связанные с литосферой есть в нашей местности? Какие из них чаще всего посещаются туристами? Чем они уникальны?
Положительные или отрицательные воздействия оказывают на просмотренных фотографиях объекты?
4. Прочитайте составленные вами дома описание опасных явлений в литосфере, Какой вывод можно сделать о взаимодействии человека и литосферы.
Отвечают на вопросы, выполняют задания Назовите части литосферы
Презентация № 1
Подвели итог, подсчитали количество баллов
2. Высказывают свои предположения. Равнины отличаются большей заселенностью и освоенностью, они пригодны для хозяйственной деятельности. Горы малоосвоены человеком; жизнь людей в горах сопряжена с различными трудностями: (увеличение физических нагрузок, недостаток кислорода и т.п.)
3. Приводят примеры мест отдыха и туризма. Смотрим презентацию № 2
Делают вывод о том , как человек и литосфера взаимодействуют друг на друга.
Осознают взаимосвязь геосфер Земли и человека.
Физкульминутка
Школа географа – следопыта
Практическая работа. А сейчас мы побываем в школе географа следопыта и отгадаем загадки
За каждую загадку 1 балл
2. Найдите соответствие
Взаимопроверка
3. Покажи географический объект- части литосферы
4.Убери лишнее слово На столе у каждого загадки(карточка № 1)
Карточка № 2
Уральские горы
Гималаи
Западно-Сибирская равнина
Алтай
Восточно-Европейская равнина
Байкал
Среднесибирское плоскогорье
Ключевская Сопка
Кавказ
Карточка № 3
Рефлексия деятельности Прием «Закончи фразу».
Для того, чтобы установить взаимосвязь человека и литосферы, мы…. (что сделали, к какому выводу пришли?) Описывают свои действия на уроке: изучили содержание параграфа о полезных ископаемых, жизни человека в горах и на равнинах, местах отдыха и туризма; установили взаимовлияние друг на друга человека и литосферы. Анализируют свою деятельность на данном этапе урока.
Рефлексивный этап урока
Самостоятельно подвести индивидуальные итоги уроков т.е. лично ответить на вопросы:
– Что я узнал на уроках по теме «Литосфера»?
– Чему я научился на уроках по теме «Литосфера»?
– Что я понял на уроках по теме «Литосфера»?
– Как я могу применить то, что я узнал и чему научился на уроках по теме «Литосфера»?
Анализируют свое эмоциональное состояние.
Домашнее задание по выбору 1 Напишите мини – сочинение на тему «Что мне дало изучение темы «Внутреннее строение Земли?».
2. Составьте схему «Полезные ископаемые Омской области
Разрабатывают вопросы по изученному материалу.
Составьте схему.
Приложение
Карточка № 1
6. Определи лишнее слово:
1 Ядро, мантия, впадина, земная кора.
2 Литосфера, гидросфера, сейсмические волны, биосфера.
3 Кратер, очаг, перевал, жерло.
4 Нефть, торф, гранит, уголь
Карточка № 3
1.Горы, названные именем древнеримского бога огня , - это ___________________________________
2. Излившаяся на поверхность магма – это ______________________________
3. Фонтанирующие горячие источники – это _____________________________
4. Твёрдая оболочка Земли- это_______________________
5. Подземные толчки и колебания земной коры – это__________________________________
6. Чашеобразное углубление на вершине вулкана -
Оценочный лист _______________________________________
Ф.и.
№ задания Выполнение заданий Кол-во баллов
1задание
Угадай объект 1
2
3
4
5
6
7
8 2 задание
Загадки Количество житонов1 житон-1 балл 3 задание
Знаток карты Количество житоновПравильный ответ 1 балл 4 задание
Убери лишнее слово 1 Ядро, мантия, впадина, земная кора.
2 Литосфера, гидросфера, сейсмические волны, биосфера.
3 Кратер, очаг, перевал, жерло.
4 Нефть, торф, гранит, уголь 5 задание
Заполни пропуски 1.Горы, названные именем древнеримского бога огня, - это ___________________________________
2. Излившаяся на поверхность магма – это ______________________________
3. Фонтанирующие горячие источники – это _____________________________
4. Твёрдая оболочка Земли- это_______________________
5. Подземные толчки и колебания земной коры – это__________________________________
6. Чашеобразное углубление на вершине вулкана - ___________________________________