Презентация на тему Социализация учащихся на уроках трудового обучения
"Социализация учащихся на уроках трудового обучения"
Социализация личности – это процесс усвоения образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, умений и навыков, позволяющих ему успешно существовать в обществе. Важнейшему социальному этапу становления личности соответствует школьный возраст от 6 до 18 лет. Именно в эти годы отмечаются интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности. Особое значение в подготовке детей с ограниченными возможностями к общественно-полезной практической деятельности, их успешной социализации имеет трудовое обучение и воспитание, привитие учащимся положительного отношения к труду. В коррекционной школе в решении данных задач особое место занимают уроки трудового обучения. Это особенно актуально в последнее время, когда медики и официальная статистика констатируют факты увеличения числа рождаемости детей с отклонениями в развитии, ограниченными возможностями, детей – инвалидов. Естественно, что такие дети испытывают значительные трудности в своей жизни, в приобретении необходимых трудовых навыков, выборе и освоении своего пути в жизни. Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности. Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1971 г. принята Декларация о правах умственно отсталых лиц. Особо оговорено в декларации право таких лиц трудиться в меру своих возможностей, получать за это материальное вознаграждение. Чтобы иметь возможность воспользоваться этими правами умственно отсталый ребенок должен быть достаточно хорошо подготовлен к жизни в условиях домашнего воспитания и в период обучения в школе.
Трудовое обучение в коррекционной школе ставит своей целью подготовить работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на производственных предприятиях в условиях трудового коллектива.
На уроках швейного дела учащиеся приобретают навыки, необходимые им в быту. Программа построена таким образом, что достаточно много часов отводится на тему «Ремонт одежды». На протяжении всего периода обучения дети изучают эту тему. Они учатся выполнять все виды ремонта одежды от пришивания пуговиц, до вшивания «молнии». На своих уроках мы всегда приветствуем ситуации, когда девочки приносят одежду требующую ремонта; разорванную вещь или просят помочь вшить молнию. Часто мальчики приходят в швейную мастерскую и просят зашить рубашку, брюки. Девочки с удовольствием откликаются на такие просьбы. В свою очередь и девочки в столярную мастерскую обращаются с просьбой отремонтировать сломанный стул.
Несложную работу дети выполняют самостоятельно, но обязательно с помощью учителя. Дети должны сами уметь и, главное всегда выполнять, посильные виды ремонта. Если ребёнок в состоянии выполнить данную работу, но просто пока не знает, как это надо сделать, ему нужно показать. Но работать он должен сам. В таком подходе кроется большое воспитательное воздействие. Иначе мы можем воспитать потребительское отношение к жизни у детей. У современных учащихся очень часто можно наблюдать элементы потребительского отношения к жизни. Таким детям лень делать что-то самим. Они будут ждать, когда посильную работу за них сделают взрослые.
Учителя рассказывают девочкам, как правильно подобрать одежду на себя, как определить размер. На уроках швейного дела учащиеся получают навыки по пошиву различных видов одежды: юбок, халатов, блуз, постельного белья, фартуков. На уроках швейного дела девочки получают первоначальные навыки работы на швейной машине, приобретают первичные навыки по раскрою изделий, технологии обработки, моделировании, знакомятся с различными фасонами одежды. На всех уроках труда учащимся прививаются правильные приёмы работы
Для развития познавательных способностей учащихся, обогащения их социального опыта проводятся экскурсии на предприятие, в магазин тканей и готовой одежды. Учащиеся знакомятся с профессиями швейного производства, получают представление чем занимаются представители данной профессии в цехах швейной фабрики. Экскурсии создают своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития, поток новой информации позволяет обогащать речевой запас. Определенное количество понятий и слов удается закрепить уже в ходе экскурсии, а в последующем вывести на уровень активного использования.
Учитель должен помочь ребенку поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. Этому способствуют праздники труда, выставки работ, конкурсы на лучшего по профессии.
Значительное внимание в ходе трудового обучения уделяется воспитанию положительных качеств личности. Трудолюбие, взаимопомощь формируется при организации практической деятельности, распределении поручений между учениками с учетом их возможностей. Поддержание в порядке школьных помещений, участие в ремонте развивает у воспитанников бережное отношение к имуществу. В такой деятельности дети общаются со взрослыми и сверстниками, накапливают определенный запас знаний.
После окончания школы выпускники продолжают образование в учебных заведениях города ТУ №49, училище инвалидов, заканчивают вечернюю школу получая аттестат.
Таким образом, образование решает задачи социализации, совершенствования личности, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения среднего и профессионального образования.