Образовательный центр как модель взаимодействия школы и музея
Суриков Юрий Николаевич
ИПиП САФУ имени М.В.Ломоносова,
кафедра педагогики
Образовательный центр «Соловецкие острова» –
как модель взаимодействия социальных институтов
в системе непрерывного образования.
Концепция образования в России уделяет важное внимание развитию единой системе непрерывного образования, не только охватывающей все звенья этой системы, но и выступающей в качестве комфортной среды для самостоятельного образования человека, что невозможно без комплексной (и системной) межведомственной и межотраслевой интеграции. Особая роль в решении данной задачи принадлежит музею.
В современном обществе роль музеев кардинальным образом изменилась. Из достаточно архаичных хранителей раритетов, музей (отвечающий требованиям современной жизни) превратился в социокультурный институт, задачей которого является не просто показ, демонстрация, а активное участие в жизни общества, реализация различных идей и смелых инноваций.
В 2001 году на базе ФГУК «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник» был создан Образовательный центр «Соловецкие острова» (авторы проекта создания и программы деятельности Центра: Лопаткин М.В., Шилова Л.В.), ключевыми целями деятельности которого выступают:
Содействие формированию в обществе ценностного отношения к наследию, развитие гуманистического мировоззрения и творчески активной личности.
Вовлечение наследия Соловецких островов в развитие образования, науки, культуры.
Актуализация природного и историко-культурного наследия Соловецких островов в системе непрерывного образования, формирование культурологической модели открытого образования «образование культурой».
Расширение доступа и создание благоприятных условий для приема и рекреационно-образовательного обслуживания на Соловках учащихся, студентов, специалистов, создание на Соловецких островах среды реализации социокультурных, педагогических инноваций, научных исследований, конгрессных форм деятельности.
Решение открыть Образовательный центр «Соловецкие острова», явилось достаточно трудной, но интересной задачей для его создателей. Масштаб обусловленных целей деятельности Центра заставил искать особые способы организации музейно-образовательной работы в условиях уникальной культурно-исторической среды Соловков и с учетом современных реалий достаточно замкнутого островного пространства.
В настоящее время Образовательный центр является не только (и не столько) структурным подразделением реализующим просветительскую миссию музея, сколько выступает в роли интегративной площадки обеспечивающей взаимодействие Соловецкого музея-заповедника с различными социокультурными институтами по следующим шести ключевым направлениям:
Летний Университет
организация летних учебных практик студентов;
реализация научных исследований по соловецкой тематике аспирантами, докторантами и преподавателями ВУЗов, учеными, исследователями;
проведение конгрессов, конференций, семинаров, симпозиумов.
Летняя Культурно-Экологическая Школа
освоение природного и культурно-исторического наследия Соловков на основе разновариативных образовательных маршрутов;
организация проектно-исследовательской деятельности школьников 9-11 кл.
Летняя Школа Ремесел
система мастер-классов и демонстраций ремесленных технологий XV-XIX вв.
Летняя Школа Юнг
возрождение легендарных традиций Соловецкой Школы Юнг Военно-Морского флота (1942-1945 гг.);
обучение навыкам военно-морского дела на основе программы исторической Школы юнг.
Пленэрный центр
пленэры на Соловках для учащихся и профессиональных художников.
Волонтерское Агентство
Деятельность Образовательного центра базируется на кадровом, технологическом, научно-информационном и коллекционном потенциале Соловецкого музея-заповедника, включающем: недвижимые объекты наследия (более 1000 объектов); музейные коллекции (более 56,0 тыс.ед.хр.); научный архив (более 15,0 тыс.ед.хр.); научную библиотеку (более 8,0 тыс.ед.хр.); публичную библиотеку (более 22,0 тыс.ед.хр.); автоматизированные информационные базы; оргтехнику и персональные компьютеры, узел доступа к Интернет; технические средства для аудио-видеозаписи, фотофиксации и производству малотиражной эксклюзивной электронной и печатной продукции; благоустроенное общежитие (рассчитанное на 60 мест) и учебные аудитории, конференц-зал, выставочный зал, оборудованные современными средствами презентации.
Схема 2.
Возможности современного музея в формировании и развитии
системы непрерывного образования региона
В основе музейно-образовательного процесса Образовательного центра «Соловецкие острова» лежит методика «погружения» в историко-культурную и природную среду Соловков, при этом структура учебной практики строится с учётом выбранной темы «погружения» и конкретного проекта, результаты которого оказываются весьма неожиданными и для взрослой аудитории.
Вот как отразила свое впечатление от работы в Летней культурно-экологической школе Пиминова Ольга Николаевна, руководитель группы учащихся одной из московских школ: «Соловки – это просто праздник! На островах нам всем так понравилось, что уезжать не хотелось! Мы столько всего успели, что даже удивительно! Один из ребят на четвертый день работы в Образовательном центре начал сокрушаться, что всего 10 дней осталось! В один из дождливых дней я собиралась отдохнуть и поберечь голос, а в итоге вела два часа интеллектуальной игры до обеда, и основы исследовательской деятельности – после обеда и до вечера... Мне это в радость, но выспаться на Соловках было некогда...хорошее получилось лето, нескучное».
Знаковым направлением деятельности Образовательного центра является и проведение на Соловках Летней Соловецкой школы юнг. Примечательно, что участники данного проекта – воспитанники морских классов, детских морских клубов и пр., – не только с удовольствием участвуют в традиционных для них занятиях по рукопашному бою, стрелковой подготовке, основам морского дела и т.п., но и знакомятся с историей и традициями исторической школы юнг на Соловках, а после принятие торжественной присяги курсанты получают настоящие матросские бескозырки с легендарными бантиками и надписью «Соловецкая школа юнг».
К настоящему времени сложилась и стала традиционной система летних культурно-просветительных акций, организуемых Соловецким музеем-заповедником:
Соловецкая ярмарка (популяризация ремесленных традиций и технологий Соловецкого монастыря и Русского Севера). Июль. Проводится ежегодно с 2001 года;
Фестиваль авторской песни «На Соловецких островах». Август. Проводится ежегодно с 2005 года. Девиз фестиваля «Преображение».
Дни памяти жертв политических репрессий.
Интересны и результаты научной работы Образовательного центра «Соловецкие острова», в частности разработанный (в сотрудничестве с Поморским государственным университетом и музеем «Малые Корелы») курс краеведения «Мы – поморы!». Одной из важных задач данного курса является формирование этнического самосознания ребенка, которое относится к числу наиболее актуальных для младшего школьного возраста видов самосознания. Инновационность данного курса обеспечивается постепенностью расширения смыслового пространства (от погружения через приобщение к присвоению) составленными с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников.
Таким образом, опыт работы Образовательного центра «Соловецкие острова» показывает, что в реалиях современной действительности проблема формирования и развития системы непрерывного образования может решаться с использованием следующих способов (технологий):
«Размывание» грани между музейным работником и посетителем (так называемый «синтез функций»).
Действительно, современный Соловецкий музей-заповедник стер резкую грань между музейным работником и посетителем-потребителем некоторых продуктов музейной деятельности (в первую очередь таких как «информация»). Сегодня, участники летних сессий Образовательного центра уже сами участвуют в формировании и развитии музея, притом не просто из любви к историко-культурному прошлому вообще и к Соловкам в частности, а решая сегодняшние (актуальные для современного ученика, студента и ученого) проблемы, прибегая к культурным традициям и опыту. При этом, данная технология позволила Соловецкому музею-заповеднику перевести работу с разновозрастной аудиторией на уровень субъект-субъектного взаимодействия.
Интеграция с системой образования региона (территории) и на этой основе приобщение подрастающего поколения к музейной деятельности.
Разработка разновариативных культурно-образовательных программ (как средств организации стабильной музейной аудитории).
использование наследия и исторической памяти как основы системы непрерывного образования
опыт музеев по вовлечению общественности и населения
в культурное сотрудничество
возможности музеев по выявлению культурно-символического ресурса региона