Конспект урока по письму и развитию речи. Тема: Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.
Конспект урока по письму и развитию речи
Тема урока: Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода
(1 урок)
Класс: 6.
Цель: научить учащихся правильно писать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже.
Задачи:
Образовательные:
Отрабатывать умения выделять окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже;
Учить определять падеж имени прилагательного по падежу имени существительного, к которому оно относится;
Коррекционно-развивающие:
Развивать устную и письменную речь учащихся;
Развивать внимание, мышление путем понимания словесной инструкции, при работе с наглядностью (использование плакатов);
Развить память при работе с правилами, формирование устной и письменной речи при чтении, работе с текстом;
Учить полно и правильно отвечать на вопросы;
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать учителя и одноклассников, не перебивая.
Воспитывать навыки поведения во время урока, при ответе и выполнении задания на доске и в тетради;
Воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку.
Оборудование:
таблица «Падежные вопросы и окончания прилагательных в мужском и среднем роде», мультимедийный проектор, экран, ноутбук. Все плакаты вывешены на доске.
Продолжительность урока – 40 минут.
Ход урока:
Подготовительный этап – 5 минут.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
Хорошо запоминать.
Проверка домашнего задания.
- А начнем мы нашу работу с проверки домашнего задания.
Что было задано на дом? (стр. 161 упр.266)
Что надо выполнить в задании? (Составить предложения из данных слов. Выделенные словосочетания поставить в нужном падеже. Выделить окончания и род у им. прил.в д.п. муж. и сред. рода.)
- Какое правило использовали при написании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Д.п. (Им. прил. м. и ср.р. в Д.п. отвечают на вопрос (какому?) – и имеют окончания -ому, -ему)
- Возникали ли какие-нибудь трудности при выполнении задания?
Прочитайте какой текст получился.
Основной этап – 30 минут.
Актуализация новых знаний.
Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
(Дательный падеж им. прилагательных м. и ср. рода.)
На какой вопрос отвечает прил. в д.п.? Какие окончания имеют прил. в д.п.? Как определить падеж имени прил.? (по сущ.)
(Правило)
Приведите примеры.
СЛАЙД 2.
Открываем тетради, пишем число, классная работа, тему урока.
СЛАЙД 3.
На доске вы видите словосочетания в И.п., нужно их поставить в д.п. Что нужно сделать, чтобы записать эти словосочетания в д.п. (Сначала ставим в д.п. сущ., затем от него задаем вопрос прил.)
Морозное утро
Огромное море
Могучее дерево
Яркий свет
Добрый человек
Белый снег
Д.п. утру (какому?) морозному
(Объяснение задания слабоуспевающим ученикам)
Теперь попробуйте записать те же словосочетания, но уже в форме т.п. Что для этого нужно? (задать другой падежный вопрос) Вам нужно определить окончания и род.
-Вспомните падежный вопрос т.п. прилагательных мужского и среднего рода? (каким?)
Т.п. утром (каким?) морозным
Читаем правило в рамочке, где нужно сделать вывод самому ( стр. 163). СЛАЙД 4.
Вывод: Прилаг. муж. и сред. рода в т.п. (каким?) и имеют окончания ым, им!!! СЛАЙД 5.
ПРАВИЛО:
Прилаг.
Т.п.
Каким?
- ым -им
Молодым
Горячим
Ребята давайте отдохнем и выполним физкультминутку. СЛАЙД 6.
Мы топаем ногами Мы топаем ногами. Топ, топ, топ. (Ходьба на месте.) Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп. (Хлопки в ладоши.) Качаем головой. (Наклоны головы вправо, влево.) Мы руки поднимаем, (Руки вверх.) Мы руки опускаем, (Руки вниз.) Мы руки разведем, (Руки в стороны.) И побежим кругом. (Бег.)
- Теперь, отдохнувшие, давайте продолжим нашу работу на уроке.
Выполнение упражнений. СЛАЙД 6.
Стр. 164 упр. 270. СЛАЙД 7.
-Ребята, сейчас на доске вы увидите картинки, вы должны к ним подобрать имена прилагательные в Т.п. СЛАЙД 8.
Котом (каким?) милым, шустрым, ласковым, мягким…
Солнцем (каким?) нежным, жарким, летним…
СЛАЙД 9.
Стр. 165 упр. 272.*( дополнительное задание для тех кто выполнил)
Завершающий этап – 5 минут.
Домашнее задание. СЛАЙД 10.
основная группа: Стр.163 упр. 269
слабоуспевающая группа: Стр. 168 упр. 2269 (переписать)
Итог урока. Обобщение.
- Чем занимались на уроке?
- На какой вопрос отвечают прилагательные в т.п?
- Какие окончания имеют прил. в т.п?
- Как определить падеж имени прил.? ( Падеж им.прил. определяется по падежу имени существительного.)
Постановка оценок.
- Спасибо за урок. Вы работали прекрасно! СЛАЙД 11.
Презентация к уроку:
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода»
Правило:
Прилаг.
Д.п.
Какому?
- ому -ему
Доброму
Могучему
Морозное утроОгромное мореМогучее деревоЯркий светДобрый человекБелый снегД.п. утру (какому?) морозному
Правило:
Прилаг.
Т.п.
Каким?
- ым -им
Молодым
Горячим
Т.п. утром (каким?) морозным
Вывод:
Прилаг. муж. и сред. рода в т.п. (каким?) и имеют окончания
ым, им
Физкультминутка.
Стр. 164 упр. 270.- Что надо выполнить в упражнении?- Прочитайте, образец.
Солнцем (каким?)
Котом (каким?)
Стр. 165 упр. 271. - Что надо выполнить в упражнении?- Прочитайте, образец.
Стр. 165 упр. 271.
- Что надо выполнить в упражнении?- Прочитайте, образец.
Домашнее задание:
Стр.163 упр.269.
Спасибо за работу.