Открытый урок по окружающему миру на тему Здоровый образ жизни (3- класс)
Тема: Здоровый образ жизни
Девиз урока: «Умеем мы думать, решать, рассуждать, что полезно для здоровья, то и будем выбирать!»
Цели:
Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни человека.
Познакомить детей с составляющими здорового образа жизни.
Воспитывать потребность быть здоровым. Познакомить учащихся с жизненно важными гигиеническими умениями, навыками и полезными привычками.
Развивать умения самостоятельно использовать знания, приобретенные на уроке для сохранения своего здоровья.
Ход урока:
1. Организация начала урока. Психологический настрой.
- Приветствуем всех, кто время нашёл.
И к нам на урок сегодня пришёл!
Здравствуйте!
Дети: - Что особого мы друг другу сказали…
-Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
-Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
-Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Здравствуйте!-мы друг другу сказали…
Учитель: -А задумывались ли вы, какой смысл имеет это слово?
Здравствуй – это, значит, желать здоровья.
Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, радости, здоровья.
- Наш урок я предлагаю провести в виде передачи «Здоровье». Слайд №1 Давайте представим себе, что мы в студии, в прямом эфире. Ведущей программы буду я. Все вы становитесь участниками программы. И как на любой передачи, у нас есть эксперты: Лемена Н.Н.- школьная медсестра, Герасименко С. –повар, Щербак В.А._ учитель физкультуры и Клевцова Ю.В.- школьный психолог. Они будут консультировать, дополнять, давать советы. А еще у нас в студии присутствуют гости. Гости могут принимать активное участие в ходе всей передачи.
-Как настроение? Говорят, что «хорошее настроение – половина здоровья!».
- Посмотрит друг на друга, улыбнитесь друг другу и нашим гостям ,
Передайте частичку своего хорошего настроения . -И так начнем!
Ученик: Получен от природы дар –
Не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это, не арбуз –
Здоровье. Очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить.
2. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, целей урока.
-А как? Сейчас я вам скажу,
Что знаю - все вам покажу.
Как здоровье сохранить.
Без болезней чтоб прожить!
3. Сообщение темы и целей.
- А чтобы определить тему нашей передачи, постарайтесь вспомнить все наши встречи и ответить на вопрос. Что такое здоровье?
ЗДОРОВЬЕ – это бесценный дар, который дан человеку самой природой.
ЗДОРОВЬЕ – это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия. Слайд №2
-От чего же зависит наше здоровье? Слайд №3
- Итак, как вы уже догадались, тема нашей передачи «Здоровый образ жизни».
- Как бы вы сформулировали, что же это такое?
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья. Слайд №4.
4. Работа по теме урока.
-Давайте задумаемся, а можно ли вывести формулу здоровья? Слайд №5. Как она будет выглядеть и, что в себя будет включать? Какие есть предложения?
Предлагаю посмотреть вот на эти картинки. Слайд №6. Кто этот мужчина? (В. Катаев). А к какой его сказки эти иллюстрации? («Цветик-семицветик»).Давайте прибегнем к его помощи. Слайд №7..
Первое чудо. Будешь правильно питаться, со здоровьем будешь знаться! Слайд №8.
Без еды человек не может долго прожить. Еда ему необходима в течение всей жизни. Если человек долго не ест,его организм начинает расходовать вещества, которые в виде запасов находятся в теле. Человек худеет. Без пищи он может прожить около месяца. Без воды 3-4 суток.
- Но как, же понять, полезный продукт или нет?
- Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержатся в них.
- Давайтевспомним, какие же это вещества и какую роль они играют.
Белки- вещества, как кирпичики для строительства дома, нужные для роста и развития организма. Из них строятся все необходимые организму процессы. Белки незаменимы в питании. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. Человеку необходимо 100 грамм белков в сутки. Слайд № 9
Жиры- вещества, которые обеспечивают организм энергией и теплом. Слайд № 10. Эти питательные вещества необходимы нам для того, чтобы организм хорошо двигался. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мыщц и это вредно. Поэтому их нужно меньше, чем белков. Жиры содержатся в сливочном и растительном масле, сметане, молоке и маслянистых растениях, кукурузе, подсолнечнике.
Углеводы- главные поставщики энергии. Слайд № 11. Они снабжают энергией все процессы в организме человека, но, особенно, улучшают работу головного мозга. Мы их получаем в виде крахмала и сахара. Они помогают вырабатывать энергию. Содержатся в хлебе, крупах, картофеле, макаронах.
Минеральные вещества- нужны нам для роста костей, зубов. Слайд № 12. Они участвуют в работе всего организма, насыщая кровь, нервные и мышечные ткани. Человеку необходимо 20 минеральных веществ: кальций, фосфор, йод, магний, натрий, железо, калий, фтор и другие.
-Что еще должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми? (Витамины) Слайд №13.
- Знаете ли вы, что означает слово «витамин»?
- Слово «витамин» придумал американский ученый Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо человеку. Соединив латинское слово vita «жизнь» со словом «амин», получилось слово «витамин». Витамин – источник жизни.
Где содержатся витамины? (В овощах и фруктах)
Работа в парах.
Перед вами листочки. Выберите те продукты, которые полезны для здоровья.(Морковь, лук, чипсы, попкорн, земляника, фанта, гамбургер, кефир. геркулесовая каша, торт, шоколадные конфеты, подсолнечное масло, пепси-кола, капуста, яблоко.)
(Проверка выполнения работы. Дети зачитывают названия полезных продуктов).
- Ребята, но мало знать о питательных веществах, еще нужно помнить и соблюдать правила правильного питания.
Правила рационального питания .
1.Никогда не переедать.
2.Тщательно пережёвывать пищу.
3.Не употреблять очень горячую пищу.
4.Не злоупотреблять сладостями.
5.Больше есть зелени, овощей, фруктов.
6.Ужинать за 2 часа до сна.
7.Руки мой перед едой и всегда дружи с водой.
Первый лепесток: Рациональное питание. Слайд №14.
Гимнастика для глаз. Слайд №15
Второе чудо: Личная гигиена. Слайд №16.
-Что такое личная гигиена?
Ученик: (стихотворение Г.Остера «Вредные советы»)
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять?
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.
Учитель:
- Выскажите свое мнение об этих советах! (Обсуждение)
- Назовите предметы личной гигиены, отгадав загадки: Слайд №17.
Ускользает как живое,
Ноне выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло.)
Костяная спинка,На брюшке щетинка.По частоколу попрыгала -Всю грязь повыгнала. (Зубная щётка)
Вафельное и полосатое,Гладкое и мохнатое,Всегда под рукою.Что это такое? (Полотенце)
Целых 25 зубковДля кудрей и хохолков.И под каждым под зубкомЛягут волосы рядком. (Расчёска)
Лег в карман и караулю
Реву, плаксу иль грязнулю.
Им утру потоки слез, не забуду и пронос.
(Носовой платок.)
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего приятно это –
Дождик теплый, подогретый.
(Душ.)
Ей руки, ноги, спину трут.Скажите, как её зовут? (Мочалка)
Второй лепесток: Личная гигиена Слайд № 18.
Третье чудо. Физкультурой занимайся, бегай, прыгай, кувыркайся. Слайд №19.
-Кто из вас посещает спортивные секции? Ходит в бассейн? Занимается танцами?
А кто по утрам делает зарядку?
Физминутка выполняется - секрет здоровья открывается. Слайд №21.
Спинки дружно все прогнули-
Вот и мышцы отдохнули.
Повернулись вправо-влево-
Стало гибким наше тело.
Руки к солнцу потянули,
Опустили и встряхнули.
Носом воздух мы вдыхаем
И на месте пошагаем.
Третий лепесток: Активный образ жизни. Слайд №22.
Четвертое чудо: (Музыка) Закаливание организма. Слайд №23.
-Каких правил надо придерживаться при закаливании, чтобы не навредить своему здоровью?
Слайд №24.
-У нас в прямом эфире наверное произошел какой то сбой. Посмотрите на эти картинки… Почему они здесь появились? Что бы это значило? Слайд №25.
(зима, прорубь, колокола, гадание, число 19)
-Правильно! Завтра 19 января большой христианский праздник Крещение.
На Руси на Крещение принято освящать воду, в том числе на естественных водоёмах, для чего во льду вырубается крестообразная прорубь. Клик 1, 2. Говорят, что если окунуться в этот день в прорубь целый год не будешь болеть! Существует также народный обычай гадания на Крещение. Народный русский календарь связывает праздник Крещения с морозами т. н. «крещенские морозы». Клик 3.
Четвертый лепесток: Закаливание. Слайд №26
Пятое чудо: Положительные эмоции. Слайд №27.
-Что такое эмоции? Как они влияют на наше здоровье?
Пятый лепесток: Положительные эмоции. Слайд № 28
Зимняя зарисовка (релаксация) Слайд №29.
Шестое чудо: Вредные привычки , пусть горят как спички. Слайд №30.
- Какие привычки вы считаете полезными?
Учитель: - Когда человек курит, то медленно сгорает табак и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых 30 – ядовитые, это никотин, угарный газ и табачные смолы. Ученые установили, что извлеченный из пяти сигарет никотин убивает кролика, а из 100 – лошадь. Дышать табачным дымом вредно для вашего здоровья.
Шестой лепесток: Полезные привычки. Слайд №31.
Седьмое чудо: Помни твердо, что режим людям всем необходим. Слайд №32.
-Зачем детям нужен режим дня? Может можно обойтись и без него? Буду делать что хочу и когда хочу….
Работа в группах. Каждая группа должна составить режим дня третьеклассника.
(Дети на листочках восстанавливают порядок в режиме дня). А эксперты оценят вашу работу.
Седьмой лепесток: Режим дня Слайд №33.
5.Закрепление изученного.
А вы заметили, что на листочках нашего цветика появились еще слова? Почему?
Давайте сделаем вывод: Если все будут вести здоровый образ жизни, то в нашем государстве будет здоровое общество людей и все будут жить долго! Слайд №34.
6. Соревнование по рядам «Перетяни канат».
- Чей ряд назовёт больше пословиц о здоровом образе жизни, тот и перетянет канат.
1. Здоровым быть – горе забыть.
2. Здоровому – всё здорово.
3.Кто аккуратен – тот людям приятен.
4. Чисто жить - здоровым быть.
5. С хмелью познаться – с честью расстаться.
6. Чистая вода – для хворобы беда.
7. Береги платье снову, а здоровье смолоду.
8.В здоровом теле, здоровый дух.
9.Голову держи в холоде, а ноги в тепле.
10.Заболел живот, держи закрытым рот.
11.Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
12.Землю сушит зной, человека болезни.
13.К слабому и болезнь пристает.
14.Поработал - отдохни.
15. Любящий чистоту – будет здоровым. 16.Чистота – лучшая красота.
17.Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным. Слайд №35.
7. Домашнее задание.
Прочитать с.150-153. Заполнить по памяти Цветик –семицветик: составляющие здорового образа жизни.
8. Подведение итогов урока.
– Наш урок подошел к концу.
- Сегодня мы поговорили о здоровом образе жизни. И мне очень хочется, чтобы вы поделились своими впечатлениями о нашем сегодняшнем разговоре. Дополните предложения
1. Сегодня я понял…
2. Мне еще нужно …
3. Я буду обязательно…
4. Дома я обязательно расскажу о…
- А еще, ребята, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих, нам всем необходима доброта.
- Давайте хором пожелаем друг другу: " Будьте здоровы!” Слайд №36.
Вы сегодня хорошо работали, помогали друг другу и справились со всеми заданиями.
– Я всех благодарю за активную работу на уроке. Слайд №37.