Археологичские раскопки в Старом Крыму
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Управление образования и по делам детей
Красноперекопской райгосадминистрации
Отделение: гуманитарное, истории, наук о Земле
Секция: археология
Археологические раскопки в Старом Крыму (мечеть хана Узбека и медресе)
Работу выполнила:
Иванова Ольга Александровна,
Ученица 10 класса
Ишунской общеобразовательной школы
I – III ступеней
Научный руководитель:
Мемедляев Дилявер Эпсудович,
Учитель истории
Ишунской общеобразовательной школы
I – III ступеней
Красноперекопский район - 2014
Содержание
Введение3 – 4
1. Приход к власти хана Узбека и утверждения ислама 5 – 8
2. Археологические раскопки мечети хана Узбека и медресе9 – 14
Заключение15 – 16
Список литературы17
Приложения18
Введение
Крым – это не только край уникальных маршрутов и великолепных пляжей, благодатного климата и многочисленных курортов и турбаз. Небольшой клочок суши, словно старинный ларец с драгоценностями, хранит самые разнообразные исторические памятники. Каждый прошедший век добавлял новые жемчужины в сокровищницу полуострова. Не все, конечно, но многие из них сохранились до нашего времени.
Среди многочисленных исторических памятников – мечеть и медресе хана Узбека. Овеянный легендами небольшой городок Старый Крым (Солхат), в котором сосредоточено множество памятников, архитектуры, привлекая к себе внимание не только поэтов, писателей, художников, но и археологов. Один из них – Марк Крамаровский, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа РФ. Как руководитель старокрымской археологической экспедиции уже 37 лет, он буквально по крупинкам воссоздает облик средневекового Солхата. Мечеть хана Узбека значится в списке объектов национального достояния Крыма.
Мечеть и медресе хана Узбека прекрасно сохранившийся памятник, давно поражал воображения путешественников и привлекал внимание любителей древностей и исследователей. [ 5 – 67 – 80 ] (рис.5)
В 20-е годы 20 века была создана экспедиция, целью которой было изучение татарской древности в Крыму. В нее вошли И. Н.Бороздин, П. И. Голландский, А. С. Башкиров, Б. Н. Засыпкин. Одним из объектов, исследованию которого были посвящены работы экспедиции была «мечеть–медресе Узбека». Результаты раскопок этого памятника были опубликованы в серии статей журналов «Крым» и «Новый Восток». Краткое описание этого памятника приводит А. Л. Якобсон. В 1978-1983 гг. исследование мечети и медресе в Солхате проводила экспедиция под руководством М. Г. Крамаровского.(рис.7) Эти исследования доказали, что сначала, в первой трети 14 века было построено медресе, а уже потом в конце 15 века, к нему было пристроено здание мечети. Раскопки охватили всю площадь постройки, что позволило уточнить планировку не сохранившихся помещений и выявить многие детали. В этом году в Крыму произошло важное событие, которое имело мировое значение – 700-летие мечети и медресе хана Узбека в Старом Крыму. В этих мероприятиях, которые проходили в Крыму с 15 по 18 октября 2014 года, приняли участие муфтии европейских стран, в частности, из Турции, Польши, Беларуси, Эстонии, Литвы, Румынии, Татарстана, Кавказа и др. стран. (рис.1)
Мечеть хана Узбека наистарейшая мечеть Крыма, построенная во время правления хана Узбека в 1314году на территории города Старый Крым( Солхат). Мечеть и медресе также считаются самыми древними на территории Восточной Европы, которые чудом сохранились со времен Золотой Орды. [ 2 – 4 – 9 ] (рис.9)
В рамках этих мероприятий, в Старом Крыму прошла международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы изучения и сохранения исламского наследия Крыма». Приглашенные гости посетили комплекс мечети хана Узбека и медресе Инджибек Хатун в г. Старый Крым.(рис.2,3)
Это событие взволновало меня и вызвало большой интерес для более глубокого изучения золотоордынского периода истории Крыма.
Цель работы: на основе исторических источников, данных археологических раскопок, рассказа участницы раскопок выяснить, при каких обстоятельствах и исторических условиях были построены мечеть хана Узбека и медресе, какие предметы были найдены при раскопках, в чем состоит ценность этих археологических памятников.
Задачи исследования:
Анализ литературы по проблеме;
Проведение интервью с участницей археологической экспедиции Мемедляевой Фериде, студентки 3 курса, историко-филологического факультета Крымского инженерно-педагогического университета;
Обобщение имеющихся данных.
Новизна работы заключается в том, что золотоордынский период истории Крыма мало изучен и исследования продолжаются, археологические раскопки не прекращены.
Предмет исследования: археологические раскопки в Старом Крыму
Объект исследования: мечеть хана Узбека и медресе Инджибек Хатун.
Практическая часть: возможно использование данного исследования в рамках проведения различных исторических мероприятий, в курсе изучения краеведения, истории.
Работа состоит из введения, теоретической части, списка использованной литературы, приложения.
1. Приход к власти хана Узбека и утверждения ислама
Узбек хан был сыном Тогрулчи, десятого сына Менгу Тимура – внука Бату хана. А матерью Менгу Тимура была Кучу хатун из тюркского рода Ойрат. Но и первой старшей женой Бату хана тоже была представительница славного тюркского племени Кунграт по имени Олджай хатун, от семейного союза с которой, появился на свет сын Менгу Тимура Тугрылчи, отец Узбек хана, отсюда следует вывод, что самый великий и знаменитый хан Золотой Орды Узбек, не был монголом, а имел чисто тюркское происхождение. В период правления Менгу Тимура (1266 -1280гг.) – деда Узбек хана, Золотая Орда стала государством, полностью независимым от Монгольской империи. Поэтому в 1269 году на курултае (съезде) ханы улусов признали друг друга независимыми государствами и заключили союз против великого хана Хубилая на случай, если он попробует оспорить их независимость от центральной власти Монгольской империи. [ 1 – 40 – 52 ]
Однако, независимое золотоордынское государство продолжали называть Улусом Джучи, пока его трон не занял Узбек хан (1313 – 1341гг.). Хан Узбек занял власть в Золотой Орде в результате борьбы ее ханов с ханами Белой Орды, а также при поддержке жены своего отца Баялун. Он принадлежал к части отуреченных монгол из рода Чингизхана. Хан был внуком хана Менгу Тимура, имевшего 10 сыновей, которые боролись одни за Ногая и его ставленников, другие за ханов Белой Орды. Отец Узбека, Торубжа, был противником Ногая и после его гибели, сыну его удалось при помощи ханов Белой Орды занять власть в Золотой Орде. Ко времени правления Узбека шло отуречивание улусов Монгольской империи и центральной власти ее уже не существовало. Монголы, малочисленные по количеству и слабые по культуре, неизбежно попадали под влияние культуры завоеванных ими народов. Правящий слой принимал культуру местного народа, менял обычай кочевников и превращался в правителей оседлых народов. [ 6 – 315 – 400 ]
В 1280 году верховный хан Хубилай, после завоевания Южного Китая, перенес свою столицу в Пекин, принял придворные порядки китайских императоров, порвал с династией Чингизхана и объявил себя основателем китайской династии Юань. С этого времени власть Великого хана Монгольской империи перестала существовать. [ 3 – 142 – 150 ]
Правление хана Узбека стало временем наивысшего могущества Золотой Орды. Арабский писатель Ибн Баттута был удостоен чести личной аудиенции с ханом Узбеком в 1333 году, дал Узбеку самую высокую оценку «Он один из тех семи царей, которые величайшие и могущественные цари мира». Об Узбек хане, как о государственном деятеле и человеке писали многие арабо-персидские авторы 14-15 веков. Арабский историк-хронист аль-Му-Фаддал писал: «Это молодой человек красивой наружности, отличного характера, прекрасный мусульманин, храбрый и энергичный». Арабский географ и историк рубежа 14-15 вв. писал: «Узбек был человек храбрый и отважный, религиозный и набожный, почитал правоведов, любил ученых, слушался советов их, доверял им, был милостлив к ним, посещал шейхов и оказывал им добро». В других источниках о хане Узбеке писали, что он исповедовал ислам, отличался умом, красивой внешностью и фигурой, прекрасного нрава, мусульманин, уничтоживший множество эмиров. [ 7 – 199 – 201 ]
Воцарение Узбека осуществлялась при поддержке сторонников ислама. Выдвижению предшествовала оживленная борьба, поскольку представители кочевой аристократии хотели иметь на ордынском престоле преемника Тохты, сторонника традиционных порядков и первой монотеистической веры. В результате Узбеку, вступившему на престол, при поддержке происламских сил региона пришлось восемь лет провести в Северной Арке. И только в 1320 – 1321 гг. он официально принял ислам. [ 5 – 67 – 80 ]
Узбек принимает ислам от потомка Баб Арслана Занги-Ата и его преемника Сеит-Ата. Баб Арслан был наставником Ахмеда Ясави, крупного идеолога среди тюркских племен. Согласно работам арабского ученого 15 в. , Хан Узбек после восшествия на ханский престол до истечения восьми лет провел жизнь со своим улусом в странах Северного Арка, где он изучал под руководством святого шейха ислам.
Став ханом, Узбек принял ислам и попытался ввести ислам в качестве государственной религии, но встретил сопротивление ордынской аристократии. Лидеры оппозиции Тунгус, эмир Сарая Кутлук заявили Узбеку, что не собираются принимать новую веру. Приверженцы этой оппозиции- эмиры и царевичи- были казнены (в источниках сообщается о казни 120 чингизидов). [ 1 – 33 – 35 ]
Узбек твердо держал власть в своих руках и жестоко присекал всякие сепаратистские выступления на окраинах, упразднил баскачество, передав право взимать дань вассальным князьям, так как русские князья стали сами заниматься отправкой дани в Орду.
Узбек хану удалось ликвидировать внутренние распри в Орде и добиться ее подъема. В начале 14 в. хан Узбек осуществил крупную административно-территориальную реформу, по которой правое крыло Улуса Джучи было разделено на четыре крупных улуса: Сарай, Хорезм, Крым и Дешт-и-Кыпчак во главе с назначаемыми ханом улусными эмирами(улусбеками), благодаря чему выстроилась более жесткая вертикаль власти и что обеспечила ему бесприкословного подчинения Крыма и Поволжья, Хорезма и Кыпчакской степи. Правление Узбека стало временем наивысшего могущества Золотой Орды, в частности, в культурной сфере. Эпоха хана Узбека отмечена культурным подъемом и широким городским строительством. Хан много внимания уделял развитию корованной торговли. Торговые пути стали не только безопасными, но и благоустроинными. Орда вела оживленную торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем. При Узбеке была построена новая столица Сарай аль-Джедид («новый дворец»). [ 6 – 202 – 204 ]
В 1317 г. Узбек хан выдал замуж за московского князя Юрия Даниловича свою сестру Кончаку, разрешив ей принять христианство, что позволило князю заручиться поддержкой хана в борьбе за великое княжение с Михаилом Ярославичем Тверским. Узбек дал Юрию татарское войско во главе с Кавгадыем, но Михаил разбил войско Юрия. Неожиданная смерть Кончаки в тверском плену дала повод Юрию обвинить перед Узбеком Михаила в ее отравлении. Михаил был вызван в Орду и здесь, вследствии ненависти к нему Кавгадыя, был убит по приказанию Узбека.
Сын Михаила, Александр, княживший в Твери, возобновил борьбу с московским князем Иваном Калитой, приняв в 1327 году участие в народном восстании, в котором тверичи убили ордынского посла Чолхана. Узбек очень разгневался, узнав об убийстве Чолхана и послал за московским князем. По другим сведениям, Калита поехал в Орду сам, торопясь воспользоваться тверским проишествием. Узбек выдал ему ярлык и 50 тыс. войско. В 1327 г. Иван Калита с татарским и суздальским отрядами разгромил тверское войско, жестоко подавил антиордынское восстание и опустошил Тверское княжество. После этого Узбек разделил основную территорию Северо-Восточной Руси (Великое княжение Владимирское) на две части, одну из них отдав Ивану Калите, а другую, вместе со столицей Владимиром, передал малозначительному суздальскому князю Александру Васильевичу. После смерти Александра в 1331 г., Калита вновь отправился в Орду и получил ярлык на все княжество. Александр Тверской, спасаясь от гнева Узбека бежал в Литву. В 1337 г. он сам явился к Узбеку и просил помилования. Узбеку понравилась мужественная речь князя и он его простил. Но 29 октября 1339 г. по наущению Калиты, Александр с сыном Федором были казнены Узбеком мучительной смертью. На смоленского князя Ивана Александровича, не желавшего платить дани, Узбек в 1340 г. послал войско, которое разорило смоленскую землю. [ 2 – 15 – 18 ]
Несмотря на то, что хан Узбек вел достаточно активную внешнюю политику, территория государства при нем не претерпела изменений. Хан стремился помешать захвату поляками Галицко-Волынского княжества. В 1337 г. объединенное русско-ордынское войско совершило поход на Люблин. Затем по просьбе галицкого боярина Дмитра Дедко, Узбек направил против короля Казимира III 40 тысячное войско, которое было разбито на Висле.
Продолжая действовать в русле традиционной политики Джучидов, Узбек претендовал на закавказские территории владения Хулагуидов. В 1318-1319гг., 1325 и 1335гг. ордынские войска вторгались в Ширван и Арран, но ощутимого успеха не достигли. Тимур выступил против войны с Хулагуидами, опасаясь, что она подорвет торговлю и внутреннюю стабильность Золотой Орды.
Узбек поддерживал дипломатические отношения с Византией, Индией, странами Западной Европы. Были возобновлены взаимоотношения с мамлюкским Египтом. Вступил в династический брак с византийским императором Андроником младшим, женившись на его дочери, а также вступил в родственный союз с египетским султаном ан-Насир Мухаммедом, за которого была выдана племянница Узбек хана царевна Тулунбай. Правда, султан очень скоро развелся с ней, а на просьбу Узбека выдать за него одну из дочерей султана отказался. [ 3 – 13 – 25 ]
Некоторое время поддерживал хорошие отношения с Византией. В конце правления Андроника II, отношения между Византийской империей и Золотой Ордой резко испортились. Около 1320 по 1324гг. войска Узбека вторглись во Фракию и в очередной раз разграбили ее. [ 4 – 78 – 92 ]
После смерти Узбека в 1341 году власть в Золотой Орде на короткий срок перешла его сыну Танибеку.
2. Археологические раскопки мечети хана Узбека и медресе
Хан Узбек, вступивший на золотоордынский престол в 1312 году, став приверженцем ислама, велел построить в Солхате красивую мечеть и высшее мусульманское духовное училище – медресе. Строительство мечети было начато в 1314 году. По сообщению турецкого путешественника Э.Челеби, в 1512 -1513гг. при Менгли – Гирее мечеть была соборной. Мечеть представляет собой шестистолпную базилику под двухскатной крышей. Храм хорошо сохранился до наших дней. Главный вход в мечети выделен порталом, украшенным отличной резьбой по камню. Интересно и ярко расписанная резьба внутри здания. [ 5 – 52 – 63 ] (рис.5,7)
По своим формам мечеть – здание, прямоугольная в плане, с входом с северной стороны и встроенным в северо-восточный угол минаретом. Продольной осью здание ориентировано в направлении север-юг с тем, чтобы находящиеся в зале правоверные, молясь, лики свои обращали к югу, в сторону Мекки. Вход украшен резным порталом с надписью и следами ремонта в верхней части. Кладка стен бутовая, на известковом растворе. Боковые стены сложены также из бута, на глине. Западный фасад оживлен тремя двухъярусными окнами (два света), восточный – двумя, в один ряд. Внутреннее пространство храма разделено тремя парами восьмигранных колонн со сталактитовыми капителями и три нефа, продольно соединенных стрельчатыми арками. В южной стене устроен резной стройный михраб (молитвенная ниша), направленная в сторону Мекки. Пол вымощен каменными плитами, тогда устилался, циновками и ковриками. Потолок, возможно, был лакированным.
К мечети с южной стороны было пристроено прямоугольное в плане, приближающееся к квадрату медресе – духовное училище (построено в 1332-1333гг.). Это было значительное по размерам сооружение с обширным внутренним двором. Двор с фонтаном по средине и колодцем для сбора воды был вымощен каменными плитами. Расположенные по трем сторонам большие глубокие ниши – айваны- служили аудиториями для занятий. Здесь изучали коран, философию и др. предметы: арабский язык, риторику, арифметику, астрономию, логику, законоведение. В малых помещениях – худжрах- жили семинаристы. Получив духовное образование в медресе, его питомцы становились муллами, судьями(кадиями), философами, распространяя учение Магомета о едином мусульманском народе по всему полуострову Крым, получивший новое имя от Солхата – Крыма. Фасад здания медресе был украшен монументальным арочным порталом, испещренным резным орнаментом. Северо-восточный угол медресе включено небольшое дюрбе со склепом. Сложено медресе из бутового камня на известковом растворе с выравнивающими рядами кирпича. Сейчас от медресе остались лишь руины.(рис.9,10)
Мечеть хана Узбека в городе Старый Крым являлся центром мусульманской жизни в Солхате – средневековой столице Крымского улуса Золотой Орды. Мечеть и медресе построены в разные годы.
Под влиянием времени и погодных условий руины медресе все более разрушаются.
Солхатское медресе – самое раннее мусульманское учебное заведение в Восточной Европе. Сохранился рисунок прошлых веков художника Иванова из Петербурга – изображение портала медресе, не менее 12 метров высотой.
Высшее мусульманское духовное училище – медресе – большое величественное здание площадью почти 800 кв.м – построено в середине 30-х годов 14 века на средства матери хана Узбека Инджибек- ханум. К нему впоследствии пристроили внутренний обширный двор с фонтаном. Фасад украсили каменными резными орнаментами. В небольших комнатах жили ученики духовного училища. К сожалению, до наших дней сохранились лишь его развалины. Что касается мечети, в 1921году мечеть закрыли, с 1923 года по 1940 год в здании располагался краеведческий музей. В 1980-е годы мечеть была отреставрирована под руководством археолога М.Крамаровского. Шесть сезонов непрерывных полевых исследований позволили сделать ряд выводов. М. Крамаровский выделил два периода строительства мечети Узбека. Первый из них отнесен к середине 14 века, второй к началу 16 века, когда мечеть была превращена в соборную.
Раскопками были установлены конструктивные особенности строения медресе. Результатом многолетней работы старокрымской археологической экспедиции стал значительный накопившийся материал. Исследования позволили уточнить хронологию достопримечательности, получить представления о частично или полностью утраченных архитектурных деталях сооружения. На основе проведенных исследований установлено, что медресе возведено в 1332-1333 гг. по распоряжению Инджибек Хатун. В начале 15 века здание было сильно повреждено, возможно, вследствии землетрясения 1423 года. После этого мусульманская община продолжала поддерживать лишь дюрбе основательницы медресе. В конце 15 века к северной стороне медресе была пристроена мечеть. В 1512-1513гг. по приказу Менгли Гирея произведен капитальный ремонт обеих построек. Изменился внешний облик мечети.
Медресе квадратное в плане здание с внутренним двором фасадами ориентировано по сторонам света. Вход в сооружение один, вел с востока. Все помещения галереи завершались сводами. Внешние формы здания монументальные со ступенчатым силуэтом стен. Главный и дворовые фасады были украшены профилированными наличниками и карнизами. Общее состояние медресе неудовлетворительное, местами аварийное. Стены медресе сильно повреждены, декоративные детали утрачены. Медресе сохранилось в виде руин, искаженных некачественно выполненной реставрацией.(рис.15)
Мечеть Узбека – здание базиликального типа. Перекрытия деревянные, крыша двускатная, крытая черепицей. Главный вход расположен в северной стороне, обрамлен высоким резным порталом, на котором сохранилась арабская надпись. В юго-восточный угол мечети встроен высокий минарет, вход в который ведет из мечети по винтовой лестнице. Минарет и лестница были восстановлены. Продольной осью здание ориентировано в направлении север-юг. В мечети было два сливных устройства, очевидно, для омовения. Здание сохранилось не на всю высоту, верхняя часть стен восстановлена и реставрирована. От первоначальной постройки сохранились часть северной стены с порталом, колонны с арками в интерьере, михраб, украшенный резьбой по камню.(рис.6)
Передняя стена главного фасада здания сохранилась на высоту 0,5 – 1,7 м. Фасадная сторона кладки выполнена на известковом растворе из тщательно оттесанных блоков известняка, тыльная часть и заполнение внутреннего пространства конструкции бутовые. На нескольких участках произошло проседание конструкций, что привело к появлению трещин. Среди остатков обрамления фасадов сохранились отдельные элементы наличника оконного проема, частично кладка подоконника.
Вход в медресе располагался в центре восточной стены на продольной оси здания. Сооружение дверного портала сохранилось крайне плохо на высоту 1, 75 м. Все богатство декоративного убранства строения было сосредоточено в оформлении портала. Декоративная резьба полностью утрачена, частично сохранились лишь профилированные пилястры и цокальные границы айванов в виде отдельных деталей, современное местоположение которых не соответствует их первоначальному расположению. Состояние остатков декоративного убранства неудовлетворительное, присутствуют физические и механические повреждения.(рис.14,23)
Уникальным строительным приемом является одновременное использование на смежных участках лицевого слоя кладки двух разновидностей известняка прочного мелкозернистого и менее стойкого. При декоративной отделки фасадов предпочтение отдавалось той или иной породе камня.
Наружные стены здания имели ровную поверхность без декоративного убранства. Они были сложены из бута средних размеров на известковом растворе. Состояние неудовлетворительное, постоянно идет деструктивный процесс. Деревянные связи между стенами не сохранились. Кладки между стен сохранились на высоту 1,5 – 7, 5 м.
Каждая из трех площадок для учебных занятий в теплое время года представляло собой прямоугольное в плане трехстенное сводчатое помещение, полностью открытое со стороны двора. По обе стороны от западного айвана находились большие помещения, которые предназначались для учебных занятий в холодное время года. Более уцелевшими являются остатки южной аудитории. Северное учебное помещение было перестроено под мавзолей основательницы медресе, что сопровождалось существенной перепланировкой. Внутри бывшей аудиторией под полом появилось прямоугольное в плане усыпальницы. Вход в нее вел с востока, со стороны двора. Наземная часть дюрбе представляла собой частично перестроенное учебное помещение. При декорировании мавзолея использовались майоликовые плитки , украшенные арабесками в виде звезд.
Жилые помещения для учеников располагались вдоль внешних стен здания по периметру, занимая пространство между боковыми айванами и аудиториями, а также южным айваном. Худжры представляли собой прямоугольные в плане сводчатые помещения одинаковой величины. Каждая из них имела отдельный вход,окно, а также нишу для книг и письменных принадлежностей. За исключением единственного помещения, занимавшего юго-восточный угол медресе, все худжры однотипные. Дверной проем находился у края передней стены, наиболее близко расположенного к главному входу в медресе. Помещения освещались с внешней стороны зданий. По свидетельству М. Крамаровского , внутренние поверхности стен в худжрах были отштукатурены известковым раствором, а пол помещений имел каменное покрытие с известковой обмазкой. В одной из келий археологическими работами обнаружено отопительное устройство-тандыр.
Внутреннее пространство галерей со стороны двора было ограждено арочной колоннадой, которая соединяла между собой края больших айванов и входом. Ни один из стволов колонны до настоящего времени не выявлен. Капитель, единственная уцелевшая, при проведении археологических раскопок, была обнаружена на месте восточной галереи.
Внутренний двор здания в плане квадратный. По периметру он был огражден арочной колоннадой. Весь двор был покрыт прямоугольными известняковыми плитами разной величины и формой. На отдельных участках двора наблюдается проседание покрытия, местами достигающие 0,7 м.
В центре двора на оси входа ранее располагался фонтан, от которого сейчас сохранилось массивное подножье прямоугольной формы. Кладка выполнена из бута разной величины на известковом растворе с розовато-бурым оттенком. Подножье имело водопроводящее устройство с керамическими трубами и каменным коленом, поднимавшим воду под прямым углом в несохранившуюся чашу.(рис.13)
Рядом с фонтаном, у северо-восточного угла сооружения находился круглый в плане колодец. По мнению М. Крамаровского, он предназначался для сброса дождевых стоков двора. В данный момент каменная вымостка площади перед входом и внутренне пространство двора законсервировано грунтом.
В Старом Крыму в ходе археологических раскопок ученые обнаружили более 150 средневековых монет золотоордынского периода, а также различные ювелирные изделия, керамическую посуду.
По рассказам участницы археологической экспедиции, Мемедляевой Фериде, студентки 3 курса, историко-филологического факультета Крымского инженерно-педагогического университета, при раскопках медресе было найдено много ценных предметов золотоордынского периода, в частности, фрагменты хозяйственной посуды, кувшины, поливные миски с орнаментом граффито под светлой поливой, крупные фрагменты двуручной амфоры, медные монеты, фрагменты кашинной вазы с носиком и двойными ручками, тарная посуда, неорнаментированная поливная и кухонная керамика, фрагменты светильников, бронзовые украшения, куски обмазки, черепицу, кувшины с зеленой поливы и даже куски разрушенного тандыра. Восточней мечети был заложен раскоп площадью 125 кв.м. Очищены от слоя бытового и строительного мусора до метра. В ходе раскопа обнаружен грунтовый могильник. Большинство погребений соответствовало мусульманскому обряду.(рис.21,24-35)
Найден участок стены на известковой кладке, два колодца, один из которых – с каменной облицовкой и на глинисто-грязевом растворе. Находки представлены поливной и неполивной керамикой, фрагментами кашина и стекла, металлическими поделками, нумизматический материал – более 50 монет.(рис. 18-20)
Заключение
Солхат (Старый Крым), небольшой по меркам Золотой Орды город, формировался на протяжении двух веков. В 40-80-е гг. 13 в. на базе христианского и иудаистского поселков здесь выросло селение, ставшее административным центром крымского улуса Золотой Орды. В 1265 году здесь селится большая группа малоазиатских тюрков, которые пришли, освободившись из византийского плена. В конце 13 первой половине 14 века селение перерастает в город. Пришедший к власти в Золотой Орде хан Узбек, ставший приверженцем ислама, распорядился построить в Солхате мечеть и духовное училище медресе.
Имя хана Узбека и год возведения мечети – 1314 год – сообщает надпись на портале, а медресе было учреждено Инджибек Хатун в 1332-1333гг. В 1925 году было найдено мраморное надгробие основательницы медресе, датированное 1371годом. Медресе хана Узбека было рассчитано на 14 учащихся, с ними работали 2 преподавателя. Всего было 26 учебных, жилых и вспомогательных помещений. Кроме корана, воспитанники медресе изучали разные науки. Получив образование, они распространяли ислам в Крыму и далеко за ее пределами, были уважаемыми людьми в Стамбуле, Мекке и Медине.
В Солхате, на ограниченном пространстве, сосуществовали несколько религиозных общин – христианская, иудаистская и самая поздняя – исламская. Исламская община состояла преимущественно из турок-кыпчаков, но включала и представителей высокопоставленных монгольских семей. В нее входили выходцы из Средней Азии и турки-сельджуки.
Главным культовым зданием в странах мусульманского Востока является мечеть, а встроенные в здания или стоящий с ней рядом минарет, устремленный вершиной в небо, стал своеобразным символом ислама. В то же время с религиозным культом в мусульманских странах связаны не только мечети, но и некоторые другие учреждения. Прежде всего, это медресе – высшее учебное заведение, в которых преподавали богословие (коран и хадисы) и право. Часто наряду с этими предметами велось преподавание математики, риторики, языкознания, медицины. В то же время многие медресе были центрами развития других наук: часто в них находились крупные библиотеки и работали известные ученые. Студенты и преподаватели жили в здании медресе постоянно, здесь имелись жилые помещения, аудитории различного назначения, двор и сад.
Итогом данной работы является то, что мной были исследованы различные источники по истории и археологии. В своей работе я описала историю основания самой древнейшей мечети в Крыму золотоордынского периода, создание духовного мусульманского заведения – медресе. Основываясь на археологических данных, я описала внутренний и наружный облик медресе, которое в настоящее время, к сожалению, находится в руинах. Раскопки медресе ведутся с 20-х гг. 20 века. В работе мной описаны предметы, найденные археологами в ходе раскопок и имеют важную ценность.
Мне бы очень хотелось самой принять участие в одной из археологических экспедиций в Старом Крыму, так как исследования и раскопки медресе продолжаются.
Данный материал можно использовать в краеведческих музеях, на уроках истории, при изучении тем, связанных с нашим краем.
Список литературы
Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение – М., Л. : Издательство АН СССР, 1950
Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды в 13-14 вв./Отв. редактор В. И. Буганов – М. Наука, 1985. – 11000 экз
Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом/Отв. редактор В. А. Ромодин – М.: Наука. 1966. – 160 с.
Камалов И. Х. Отношения Золотой Орды с хулагуидами/Пер. с турецкого и науч. ред И. М.Миргалеева – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2007. – 108 с. – 500экз.
Костюков В. П. Историзм в легенде об обращении Узбека в ислам//Золотоордынское наследие . Материалы Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды(13-15вв.)». 17 марта 2009 г.: сб. статей – Казань: Издательство «Фэн» АН РТ, 2009. – В.1. –С. 67-80
Почекаев Р. Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителе Золотой Орды. – СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2010. – 408 с. – 1000экз.
Селезнев Ю.В. Элита Золотой Орды. – Казань: Издательство «Фэн» АН РТ, 2009. – с.199-201. – 232 с.
Приложения
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Рис.6
Рис.7
Рис.8
Рис.9
Рис.10
Рис.11
Рис. 12
Рис.13
Рис.14
Рис.15
Рис.16
Рис.17
Рис.18
Рис.19
Рис.20
Рис.21
Рис.22
Рис.23
Рис.24
Рис.25
Рис.26
Рис.27
Рис.28
Рис.29
Рис.30
Рис.31
Рис.32
Рис.33
Рис.34
Рис.35