Презентация по русскому языку Подготовка к ЕГЭ .Сочинение . Находим проблему текста


Определяем проблему текста. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Что такое проблема? Проблема – общественно значимый вопрос, который автор поднимает в тексте.Этот вопрос может не иметь определенного ответа: - В чем смысл жизни? - Что такое красота?Проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами на жизнь, н-р , «отцов» и «детей». Сформулировать проблему можно следующими способами:Формулировка в виде вопроса:«В чем проявляется милосердие человека? Над этой проблемой размышляет писатель(указать имя и фамилию),рассказывая нам случай из жизни героя».Использование конструкции «проблема чего?»:«Писатель(указать имя и фамилию) поднимает в своем тексте сложную проблему духовного становления молодого поколения».Обозначение проблемы как самой актуальной: «Одна из важных проблем современного общества- это проблема бережного отношения к природе».Процитировать Помните! Верная формулировка проблемы является залогом получения высокого балла за написанное вами сочинение . При обозначении выдвинутой вами проблемы можно использоватьследующие словосочетания:Какая проблема? Проблема сложная, важная, трудная, серьёзная, злободневная, острая, философская, нравственная, глубокая, социальная. Что делает проблема? Проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.Что с проблемой можно сделать? Автор поставил , выдвинул, рассмотрел, рассмотрел проблему; автор думает, размышляет, работает над проблемой; автор уделили внимание проблеме; автор коснулся проблемы. Основные группы проблем:Человек и обществоЧеловек и природаЧеловек и человекЧеловек и культура/ искусствоЧеловек и язык/ речьЧеловек и нравственные ценности Человек и обществоПроблема несправедливости социального устройства общества.В чем заключается смысл жизни человека? Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)?Значимость труда в жизни человека.Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?Проблема выбора профессии Человек и природа:Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы? Человек и человек:Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми).Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?Проблема любви/ревности, дружбы/предательства.Проблема взаимоотношений подростков. Человек и культура/искусство:Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты.Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве.Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры?Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека?Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение? Человек и язык/ речь:Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцелярита.В чем опасность штампов в нашей речи? Человек и нравственные ценности:Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными?Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным? Выбираем проблему!Сформулировать проблему помогут ключевые слова и предложения, которые можно подчеркнуть в самом тексте.Какую из них положить в основу сочинения? Следует сосредоточиться на проблеме, которая: 1) находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно; 2) дает больший простор для выражения мысли, т.е. соответствует знаниям, жизненному и читательскому опыту. Типичные ошибки:Непонимание проблемы или неумение её сформулировать.Расширение или сужение проблемы.Чрезмерное цитирование текста.Пересказ содержания.Замена проблемы авторской позицией. Удачи на экзамене! Найдите ключевые фразы, которые помогут вам определить проблему, поднятую автором в тексте , и его позицию. Выпишите эти фразы. 1)…загрустила земля… 2)…мы себе навредили… 3)…всё, брат, береги… 4)…человек в этом главный ответчик… Проанализируйте свои записи. Какую проблему поднимает автор в прочитанном вами тексте? Сформулируйте и запишите эту проблему. Взаимоотношения человек с природой. Проблема эгоизма в любви.