Индивидуальная программа развития в классах адаптированного обучения
Индивидуальная программа развития
______________________________
класс
__________________
школа
Цель программы: Повышение эффективности процесса социально-психологической адаптации в условиях общеобразовательной школы, способствование в повышении самооценки, самореализации личности.
Пояснительная записка
Сроки реализации программы: 5 лет
Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из её образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию. Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития.
В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения которые включают:
во-первых,систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;
во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;
в-третьих,создание специальных психолого-педагогических и медико-социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями.
Направления работы на протяжении всего периода их обучении:
психолого-педагогическое
медико-социальное сопровождение
Настоящая программапсихолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1959г., законами РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), от 24.11.1995г. №181-фз «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальным образованием)» (принят Государственной думой 02.06.1999г.), Семейного кодекса РФ 1995г., письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», инструктивным письмом Министерства образования РФ №27/2967-6 от 14.07.2003г. «О психолого-медико-педагогической комиссии. Задачи
выявление уровня развития ребенка (на уровне школьного психолого-педагогического консилиума);
комплексное ППМС сопровождение образовательного процесса детей с нарушениями слуха;
составление индивидуальной программы сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (обучающей, медицинской, социально-педагогической, психологической, коррекционной);
психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка семей, имеющих детей с нарушениями слуха, создание условий для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности;
формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, формирование системы семейных ценностей;
оценка эффективности обучения и сопровождения обучающихся с нарушениями слуха.
Участники программы:
Зам. директора по оздоровительной работе
Зам. директора по административно-хозяйственной работе
Психолог
Социальный педагог
Учитель РСВ
Медицинский работник
Классный руководитель
Учителя-предметники
Родители
Дети с ограниченными возможностями здоровья
Формы взаимодействия участников сопровождения:
Совместное обследование учащихся.
Семинары-практикумы.
Педагогические советы, заседания круглых столов, творческих групп, конференции.
Заседания ПМПк.
Выступления на родительских собраниях.
Выступления на методических объединениях для учителей.
Проведение индивидуальных консультаций, бесед.
Взаимопосещение и анализ занятий.
Анкетирование, деловые игры, мастер-классы.
Обзоры специальной литературы.
Этапы и сроки реализации программы
1.Этап подготовительный. Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка при помощи школьного ПМПк. Обсуждение специалистами по сопровождению с участниками образовательного процесса возможных вариантов решения проблемы, составление программы сопровождения. Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми, имеющими нарушениями слуха. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы. Социальный патронаж. Создание банка данных для реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей. Взаимодействие с муниципальными государственными органами и учреждениями в разработке программ, планов по сопровождению.
Промежуточные результаты:
Изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, индивидуальной карты реабилитации обучающегося, социального паспорта семьи, медицинской карты).
Разработка индивидуальной программы сопровождения.
Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса.
Повышение качества комплексных мероприятий;
Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2.Этап основной. Обеспечение дифференцированных условий (посещение кружков и секций, вариативные формы получения образования) и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями. Реализация комплексного сопровождения ребенка. Проведение углубленного медицинского осмотра. Проведение специфической профилактики, учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий. Организация социально-педагогической и психологической помощи детям и их родителям. Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о возможностях взаимодействия с другими социальными институтами или общественными организациями.
Промежуточные результаты:
Успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, социуме, повышение уровня толерантности социума;
Расширение участия детей с ОВЗ в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях.
Повышение уровня родительской компетентности через консультирование.
Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников, школьных мероприятий, в работу родительского комитета.
3. Этап аналитико-обобщающий. Период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Мониторинг динамики развития учащихся на основе реализации индивидуальных программ сопровождения. Перспективное планирование дальнейшего ППМС сопровождения обучающегося с нарушением слуха.
Промежуточные результаты:
Анализ результатов деятельности специалистов по работе с детьми, имеющими ОВЗ.
Перспективное планирование.
Корректировка программы.
Формы работы специалистов
Профилактические и просветительские беседы.
Индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга, ролевые игры.
Консультирование участников образовательного процесса.
Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время.
Диагностика.
Семинары, консилиумы, предметные недели.
Диспуты, акции, викторины, олимпиады.
Индивидуальный план развития
Фамилия, имя ребенка:
Дата рождения
Учреждение: МБОУ СОШ №5 им. Ю. А. Гагарина
Класс:
Диагноз:
Заключение ПМПК:
Направления работы
Психологический блок
Цель: Создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье).
Ответственный: психолог
№ Направления деятельности Сроки
Диагностическое
1. Диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации. По плану
2. Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка. 3. Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся. 4. Изучение условий семейного воспитания ребёнка. 5. Изучение уровня социализации ребёнка с нарушением слуха 6. Системный разносторонний контроль над уровнем и динамикой развития ребёнка. В течение года
Коррекционное
1. Разработка индивидуальной программы сопровождения. Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. В течение года
2. Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии. Развивающее
1. Развитие моторики, восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы. В тече-ние года
2. Развитие универсальных учебных действий. Консультационное
1. Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися для всех участников образовательного процесса. В течение года
2. Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися. 3. Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с нарушением слуха 4. Содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, обучения. Просветительское
1. Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса, повышения психологической грамотности. В течение года
2. Проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с нарушением слуха 3. Работа на школьном сайте. Социальный блок
Цель: Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка, оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нём, защита ребёнка в его личностном пространстве, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и школой.
Ответственный: Социальный педагог
№ Направления деятельности Сроки
Диагностическое
1. Исследование семей для выявления общих, социально-педагогических сведений о семье в соответствии с социальным паспортом семьи. По плану
2. Изучение ситуации развития ребёнка, условий воспитания. Обследование жилищно-бытовых условий. 3. Собеседование с участниками образовательного процесса для выявления проблем в обучении и воспитании детей с нарушением слуха, их реабилитации. 4. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий. Учебно — воспитательное
1. Помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка. В течение года
2. Составление индивидуальной программы сопровождения, включая: определение вида и объема необходимой помощи. 3. Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость. 4. Оказание помощи в учебной деятельности и личностном росте, выработка единых педагогических требований в работе с каждым ребёнком с нарушением слуха. 5. Организация досуга детей с нарушением слуха, вовлечение их в кружковую, секционную, трудовую деятельность, с целью проявления творческих способностей ребёнка и обеспечения его занятостью в свободное время. 6. Содействие в социальной адаптации обучающихся (социальный патронаж, экскурсии, участие в праздниках, концертах, спектаклях). 7. Групповая работа в микросоциуме (ролевые игры, направленные на преодоление трудностей в общении). Оздоровительное
1. Обеспечение сохранности и укрепление физического, психического, социального и нравственного здоровья личности. В тече-ние года
2. Организация совместных усилий социальной, медицинской, педагогической поддержки. 3 Содействие в организации санаторно-курортного лечения, медицинского обследования, посещения оздоровительного лагеря (пришкольный). Консультационное
1. Индивидуальное и групповое консультирование детей и родителей по вопросам воспитания; разрешение проблемных жизненных ситуаций, снятие стресса. В течение года
2. Оказание социально-правового консультирования детям с ОВЗ и их семьям с целью соблюдения их прав. Социально – правовое
1. Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов. В течение года
2. Соблюдение прав ребенка, социально-правовое консультирование. Коррекционный блок
Цель: Организация эффективного комплексного сопровождения обучающихся с целью коррекции и развития слухового восприятия и речи на основе системно-деятельностного подхода.
Ответственный:
№ Направления деятельности Сроки
Диагностическое
1. Диагностика уровня развития слухового восприятия По плану
2. Определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у учащихся. 3. Диагностика письменных работ обучающихся. Коррекционное 1. Планирование соответствующей коррекционной работы. По плану
2. Создание условий, благоприятных для развития и коррекции слухового восприятия и речи учащихся. 3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы В течение года
Консультационное
1. Проведение с участниками образовательного процесса целенаправленной и систематической работы по РСВ и речевому развитию детей, необходимой коррекции, фиксированию речевых и неречевых реакций, анализу характера взаимодействий. В течение года
2. Систематические консультации для родителей. Профилактическое
1. Профилактика нарушений речи у детей. Организация пропедевтических занятий. В течение года
Развивающее
1. Совершенствование слухового восприятия. В течение года
2. Коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, пространственных представлений ориентаций, представлений о времени, фонетико-фонематических представлений. 3. Развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления. 4. Развитие речи: фонематических процессов; артикуляционной моторики, речевого дыхания; постановка и автоматизация дефектных звуков. Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания, монологической и диалогической речи. Предметно — образовательный блок
Цель: Организация обучения детей с нарушением слуха с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.
Ответственные: Классные руководители, учителя — предметники
Формы деятельности классного руководителя Сроки
1. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их учет при организации учебной деятельности. По плану
2. Контроль за функциональным состоянием обучающихся в динамике учебного дня, недели, четверти, года в целях предупреждения возникающего переутомления.В течение года
3. Изучение и использование в работе рекомендаций специалистов. 4. Сбор информации о летнем отдыхе обучающихся. По плану
5. Изучение жилищно — бытовых условий обучающихся. В течение года
6. Сбор информации о занятости обучающегося во внеурочное время. 7. Обеспечение участия всех детей с нарушением слуха, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно- оздоровительных и иных досуговых мероприятиях, проводимых в школе и городе. В течение года
8. Посещение ребенка на дому (по мере необходимости). По плану
9. Совместная деятельность классного руководителя с учителями – предметниками. В течение года
10. Беседы с родителями. 11. Создание условий, способствующих развитию индивидуальности обучающихся. Формы деятельности учителя – предметника
1. Создание специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с нарушением слуха (использование специальных методов, приемов, средств обучения, специальных образовательных программ). В течение года
2. Дифференцированное и индивидуализированное обучение детей с учетом специфики нарушения развития. 3. Привлечение обучающихся к участию в олимпиадах, учебно — исследовательской деятельности. 4. Наблюдение за учащимся во время учебных занятий, во время его общения со сверстниками. 5. Вовлечение детей с нарушением слуха с согласия медицинских работников и родителей в спортивные мероприятия и секции согласно их потребностям и возможностям. Лечебно — оздоровительный блок
Цель: Создание здоровье сберегающей среды для формирования эффективной системы психолого — педагогического и медико — социального сопровождения детей с нарушениями слуха Ответственные: зам. директора, медицинский работник
Форма деятельности Сроки
1. Соблюдение теплового режима, нормативов освещенности в помещениях. В течение года
2. Поддержание чистоты, уютной и комфортной обстановки. 3. Контроль за организацией здорового, витаминизированного, разнообразного питания. 4. Соблюдение санитарно – эпидемиологического режима в школе. 5. Обеспечение учебных кабинетов мебелью в соответствии с ростом обучающихся. 6. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы. По мере необходимости
7. Проведение углубленного медицинского осмотра. По плану
8. Проведение специфической профилактики (профилактические прививки). Согласно национальному календарю
9. Обучение родителей, педагогов основам социально-медицинских знаний. В течение года
Результатом сопровождения является достижения детей с нарушениями слуха планируемых результатов освоения образовательной программы