«Коррекция и развитие познавательной сферы учащихся с ОВЗ»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий
«Коррекция и развитие
познавательной сферы учащихся с ОВЗ»
для 1 класса С(К)К адаптированного обучения
Пояснительная записка
Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности.
Для детей с задержкой психического развития, сущность нарушения состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют обучающимся успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет им общество.
Внимательное изучение таких учащихся показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и тормозимости, медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания.
Настоящая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей, интересов и психолого-возрастных особенностей детей с ЗПР, на основе индивидуальных занятий по Погудкиной И.С. Работа психолога с проблемными школьниками: Цикл коррекционных занятий.
Актуальность программы
В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза.Каждый ребенок – личность. Дети, обучающиеся в нашей школе в классах адаптированного обучения, отличаются общей физической ослабленностью, быстрой утомляемостью, которая наступает в результате не только физической, но и умственной нагрузки, ЗПР, различных заболеваний. Все это учитывалось при составлении данной коррекционно-развивающей программы.
Программа направлена на коррекцию и развитие психических процессов учащихся и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие у учащихся потенциальных творческих возможностей.

Программы (авторы), положенные в основу настоящей программы: индивидуальных занятий по Погудкиной И.С. Работа психолога с проблемными школьниками: Цикл коррекционных занятий. – М.: Издательство «Книголюб», 2007. 
Контингент: учащиеся 1 классов С(К)К.
Направленность программы.
Комплексная психолого – педагогическая поддержка психического развития, сохранения психического здоровья, развития коммуникативных умений, развития навыков самоконтроля, произвольного внимания.
Причины создания программы.
Причиной создания адаптированной программы индивидуального сопровождения стало заключение коллегиальной комиссии (ПМПК) и результаты обследования когнитивной и эмоционально – личностной сферы ребёнка, индивидуальной консультации с ребёнком, педагогами СОШ, исследования особенностей социальной ситуации развития.
ФИО: Преображенский Сергей Дмитриевич
Дата рождения 16.05.2008г.
Возраст на момент обследования   7 года  10 мес.
Внешний вид
Телосложение нормальное, пропорциональное.
Кожные покровы бледные.
Лицо не выразительное.
Эмоциональные реакции и характер общения со взрослым в процессе обследования (в том числе динамическом) и в процессе наблюдения за особенностями поведения, активностью, успешностью усвоения материалов во время организованной образовательной деятельности.
Дарья на контакт идёт охотно, не избирательно.
Цель и задачи индивидуальной адаптированной программы сопровождения.
Цель программы – оказание комплексной психолого – педагогической поддержки психического развития, сохранение психического здоровья, развитие коммуникативных умений, навыков самоконтроля, произвольного внимания.
Задачи:
Развивать двигательный контроль.
Развивать концентрацию внимания.
Элиминация импульсивности, агрессии.
Развивать навык удерживания программы.
Развивать навыки и умения взаимодействия со сверстниками.
Снять психомоторное напряжение.
Снять эмоциональные зажимы.
Развивать эмоциональную сферу.
Формировать положительную самооценку.
Развивать зрительно – моторную координацию.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год.
Формы реализации:
индивидуальные занятия.
Методы и приемы:
Опросы и тестирования;
Работа с индивидуальными карточками;
Беседы;
Игровая терапия;
Сказкотерапия;
Тренинговые занятия.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Эффективность реализуемой программы осуществляется на основе диагностики уровня развития познавательной сферы учащихся, проводимой 2 раза в год (в начале и конце учебного года).
Длительность одного занятия (и индивидуального, и группового) 25 – 30 минут. В арт – терапевтических занятиях длительность может быть увеличена в зависимости от пожеланий и активности детей – участников. Длительность занятий по программе нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности/ Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 50 – 60 минут.
Формы подведения итогов реализации программы:  
Психолого – педагогическое заключение о развитии коммуникативных умений, состоянии эмоционально – личностной сферы, развитии произвольного внимания, самоконтроля.
Тематическое планирование
Тематическое планирование индивидуальных занятий по Погудкиной И.С. Работа психолога с проблемными школьниками: Цикл коррекционных занятий. – М.: Издательство «Книголюб», 2007 
моторики руки, точности координации пальцев рук, графических навыков, зрительно – моторной координации по Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003; Узоровой  О.В. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель, 2005; Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002; Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009; Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006.
Месяц Тема Программные задачи
(едины для каждого занятия) Дидактический материал, оборудование
Октябрь Занятие №1 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление, речь.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие.
Развивать внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 4,5;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 2;
2 нитки, иголка, 9 средних по размеру пуговиц, 1 большая пуговица (пуговицы с двумя отверстиями);
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002, с, 2, 3;
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Октябрь Занятие №2 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление, речь.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие.
Развивать внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 6,7;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 3;
заготовки геометрических фигур для геометрической мозаики;
2 шнурка (для ребёнка и для взрослого);
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002, с, 4, 5;
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Октябрь Занятие №3 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление, речь.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие.
Развивать внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 8,9;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 4;
нитка с иголкой, 5 маленьких пуговиц, 3 больших пуговицы (пуговицы с двумя отверстиями);
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002, с, 6, 7;
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Октябрь Занятие №4 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие.
Развивать внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 10,11;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 1;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 5;
заготовки геометрических фигур для геометрической мозаики;
2 шнурка (для ребёнка и для взрослого);
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002, с, 8, 9;
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Ноябрь Занятие №5 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие.
Развивать внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 12,13;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 2;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 6;
нитка с иголкой, 5 больших пуговиц (пуговицы с двумя отверстиями);
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002, с. 10, 11;
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Ноябрь Занятие №6 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие.
Развивать внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 14,15;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 2;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 7;
заготовки геометрических фигур для геометрической мозаики;
 2 шнурка и 2 ленты (по одному наименованию для ребёнка и для взрослого);
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002, с. 12, 13;
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Ноябрь Занятие №7 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие.
Развивать внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 16,17;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 3;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 8;
нитка с иголкой, 3 большие пуговицы (пуговицы с четырьмя отверстиями);
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002, с. 14, 15;
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Ноябрь Занятие №8 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие.
Развивать внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 18,19;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 4;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 9;
заготовки геометрических фигур для геометрической мозаики;
2 шнурка (для ребёнка и для взрослого);
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002, с. 16, 17;
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Декабрь Занятие №9 моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие.
Развивать внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 14,15;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 2;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 7;
заготовки геометрических фигур для геометрической мозаики;
 2 шнурка и 2 ленты (по одному наименованию для ребёнка и для взрослого);
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002, с. 12, 13;
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Декабрь Занятие №10 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие.
Развивать внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 20,21;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 5;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 10;
нитка с иголкой, 3 большие пуговицы (2 пуговицы с четырьмя отверстиями, 1 пуговица с двумя отверстиями);
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002, с. 18, 19;
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Декабрь Занятие №11 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие.
Развивать внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 22,23;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 6;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 11;
заготовки геометрических фигур для геометрической мозаики;
2 шнурка (для ребёнка и для взрослого);
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002, с. 20, 21;
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Декабрь Занятие №12 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие.
Развивать внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 24,25;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 7;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 12;
нитка с иголкой, 4 большие пуговицы (2 пуговицы с двумя отверстиями, 2 пуговицы с четырьмя отверстиями);
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002, с. 22, 23;
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Январь Занятие №13 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие.
Развивать внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 26,27;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 10;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 13;
заготовки геометрических фигур для геометрической мозаики;
2 шнурка (для ребёнка и для взрослого);
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002, с. 24, 25;
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Январь Занятие №14 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление, речь.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие.
Развивать внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 8,9;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 4;
нитка с иголкой, 5 маленьких пуговиц, 3 больших пуговицы (пуговицы с двумя отверстиями);
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002, с, 6, 7;
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Январь Занятие №15 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие.
Развивать внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 28,29;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 12;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 14;
нитка с иголкой, 3 большие пуговицы (с четырьмя отверстиями);
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002, с. 26, 27;
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Январь Занятие №16 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие.
Развивать внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 30, 31;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 13;
Рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 15;
заготовки геометрических фигур для геометрической мозаики;
2 листа бумаги для оригами (для ребёнка и для взрослого);
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002, с. 28, 29;
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Февраль Занятие №17 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие.
Развивать внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 32, 33;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 14;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 16;
нитка с иголкой, 3 большие пуговицы (2 пуговицы с четырьмя отверстиями и 1 пуговица с двумя отверстиями);
Безруких М.М. Ступеньки к школе. Учимся рисовать фигуры: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002, с. 30, 31;
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Февраль Занятие №18 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие.
Развивать внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 34, 35;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 16;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 17;
заготовки геометрических фигур для геометрической мозаики;
2 листа бумаги для оригами (для ребёнка и для взрослого);
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Февраль Занятие №19 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие.
Развивать внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 36, 37;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 17;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 18;
нитка с иголкой, 3 большие пуговицы (2 пуговицы счетырьмя отверстиями и 1 пуговица с двумя отверстиями);
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Февраль Занятие №20 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие.
Развивать внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 38, 39;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 18;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 19;
заготовки геометрических фигур для геометрической мозаики;
по 2 листа бумаги для оригами (для ребёнка и для взрослого);
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Март Занятие №21 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие.
Развивать внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 40, 41;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 19;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 20;
нитка с иголкой; 4 большие пуговицы (с четырьмя отверстиями);
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Март Занятие №22 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие, внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 42, 43;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 20 - 21;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 21;
заготовки геометрических фигур для геометрической мозаики;
2 листа бумаги для оригами (для ребёнка и для взрослого);
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Март Занятие №23 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие, внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 44, 45;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 20 -21;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 22;
нитка с иголкой, 3 большие пуговицы (с четырьмя отверстиями);
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Март Занятие №24 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие, внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 46, 47;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 22;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 23;
заготовки геометрических фигур для геометрической мозаики;
2 листа бумаги для оригами (для ребёнка и для взрослого);
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Апрель Занятие №25 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие, внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 48, 49;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 22;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 24;
нитка с иголкой, 2 большие пуговицы и 1 маленькая (большие пуговицы с четырьмя отверстиями, маленькая пуговица с двумя отверстиями);
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Апрель Занятие№26 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие, внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 50, 51;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 23;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 25;
заготовки геометрических фигур для геометрической мозаики;
2 листа бумаги для оригами (для ребёнка и для взрослого);
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Апрель Занятие №27 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие, внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 52, 53;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 23;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 26;
нитка с иголкой, 2 большие пуговицы и 1 маленькая (большие пуговицы с четырьмя отверстиями, маленькая пуговица с двумя отверстиями);
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Апрель Занятие №28 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие, внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 54, 55;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 24 - 25;
рабочая тетрадь: Безруких М.М. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики: Пособ. по обуч. детей ст. дошк. возраста/ М.М. Безруких, Т.А. Филипповой. – 4-е изд., стереотип. – Дрофа, 2003, с. 27;
заготовки геометрических фигур для геометрической мозаики;
2 листа бумаги для оригами (для ребёнка и для взрослого);
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Май Занятие №29 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие, внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 56, 57;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 24 - 25;
рабочая тетрадь: Узорова  О.В. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель, 2005, с. 3,4;
ножницы;
клей, кисточка для клея, клеёнка, тряпочка;
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Май Занятие №30 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие, внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 58, 59;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 26;
рабочая тетрадь: Узорова  О.В. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель, 2005, с. 5,6;
ножницы;
клей, кисточка для клея, клеёнка, тряпочка;
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Май Занятие №31 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие, внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 60, 61;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 27;
рабочая тетрадь: Узорова  О.В. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель, 2005, с. 7,8;
ножницы;
клей, кисточка для клея, клеёнка, тряпочка;
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Май Занятие №32 Развивать мелкую моторику руки, точность координации пальцев рук, графические навыки, зрительно – моторную координацию.
Развивать образно – логическое мышление.
Развивать воображение.
Развивать слуховое восприятие, внимание. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб.: Издательский дом ЛИТЕРА, 2009, с. 62, 63;
Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006, с. 30;
рабочая тетрадь: Узорова  О.В. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель, 2005, с. 9,10;
ножницы;
клей, кисточка для клея, клеёнка, тряпочка;
простой карандаш;
набор цветных карандашей.
Тематическое планирование занятий в малой группе по развитию навыков общения со сверстниками и взрослыми, творческих способностей, доверия, группового сотрудничества; по развитию представлений о понятии «дружба» на основе собственного опыта и переживаний (помочь настроиться на дружеские отношения с миром, с другими людьми – детьми и взрослыми – и с самим собой; помочь формированию умения сознательно корректировать неправильно сложившиеся отношения с другими людьми) по программе «Преодоление противоречий между детьми и взрослыми, или «Дружба»/ Работа с детьми: школа доверия/ Н. Сальникова. – СПб.: Питер, 2003.
Тематическое планирование занятий в малой группе по развитию двигательного контроля, концентрации внимания, по элиминации импульсивности, агрессии, по развитию навыка удерживания программы, навыков и умений взаимодействия со сверстниками по программе нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности/Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу года у обучающихся должны сформироваться следующие умения и навыки:
* эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;
* чувство единства, умение действовать согласованно;
* готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
* целостная психолого-педагогическая культура;
* учебные мотивы;
* устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
* основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
* адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя.
К концу года у обучающихся должны повыситься:
* уровень работоспособности;
* уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
* уровень развития памяти;
* уровень развития внимания;
* уровень развития мышления;
* уровень развития восприятия;
* уровень развития произвольной сферы;
* уровень интеллектуального развития;
* уровень развития воображения;
* уровень развития речевой активности;
* уровень развития познавательной активности.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
* признавать собственные ошибки;
* анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
* контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
* работать самостоятельно в парах, в группах.