Работа с портфолио как с накопительной системой оценки ученика начальной школы
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
г. Воркуты
работа с портфолио
как с накопительной системой оценки достижений учащихся начальной школы
Смысл портфолио –
«показать все, на что ты способен»,
«каждодневный учебный и творческий процесс
ученика должен быть зафиксирован»
Одной из важных задач образования является создание системы мониторинга достижений учащихся, полученных ими не только в рамках классной работы, но и позволяющие отследить индивидуальную траекторию развития каждого школьника. Это даст ребёнку возможность попробовать свои силы в различных направлениях и видах деятельности, в творчестве. Разнообразие позволит ребёнку лучше понять, что ему нравится, что лучше получается, а что не нравится, получается не очень хорошо или не интересно.
Помочь ученику раскрыть себя, учителю заметить в каждом индивидуальные особенности, способности и таланты может портфолио. Создание личного портфолио наиболее актуально для учеников старшей школы, но в начальной школе присутствует атмосфера, которая даёт возможность ребёнку развиваться в разных направлениях, активизирует его интеллектуальные, эмоциональные, физические и социальные ресурсы. Динамику развития ученика начальной школы необходимо отслеживать, и это возможно только при условии постоянного учёта достижений и успехов ребёнка. Значит, портфолио ученика начальной школы необходимо.
Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащегося. В ходе выполнения работы над портфолио неизбежно происходит осмысление учеником своих достижений, формирования личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
В начальной школе такая форма оценивания, как портфолио, носит, прежде всего, обучающий характер, является инструментом формирования контрольно– оценочной деятельности младших школьников. Необходимо с первого года обучения приучить ученика к систематической работе по сбору папки личных достижений.
Портфолио, то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений , индивидуальная папка ученика, в которой накапливаются, фиксируются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности за определённый период времени все контрольно-проверочные и диагностические работы (стартовая, итоговая, диагностическая, тематическая проверочная работы) и их оценочные листы; продукты учебно-познавательной деятельности школьника (доклады, презентаций и т.п.); результаты районных, областных олимпиад, самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов.
Портфолио показывает рост ученика, его особенности и возможности, отражает самооценку, перспективы его дальнейшего развития.
Цель создания портфолио в начальной школе – выявление и развитие индивидуальных способностей ребёнка.
Основными задачами ведения портфолио в начальных классах являются:
1. Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.
2. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных областях учебной и внеурочной деятельности.
3. Развитие познавательных интересов учащихся.
4. Формирование установки на творческую деятельность, развитие стремления к дальнейшему творческому росту.
5. Формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.
Что портфолио даёт ученику?
у школьника формируются навыки самооценки и самоконтроля, а также он получает возможность видеть своё продвижение и развитие.
поддерживается высокая учебная мотивация обучающихся.
поощряется их активность и самостоятельность, расширяются возможности обучения и самообучения.
формируется умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Что портфолио даёт учителю?
- учитель наглядно видит процесс формирования предметных знаний.
- обеспечивает своевременную помощь и коррекцию.
- направляет деятельность ученика на формирование и развитие у него индивидуальных способностей.
Принципы формирования портфолио:
универсальность содержания – структура портфолио предоставляет возможность отразить информацию, которую можно использовать при поощрении, мониторинге учебных и внеучебных достижений учащегося.
вариативность – ученик имеет право выбора направлений.
Добровольность – ученик оформляет портфолио по своему желанию
Помощь со стороны учителя и родителей
технологичность – проектирование индивидуальной траектории развития ученика, процессов самонаблюдения, самоконтроля.
востребованность материалов портфолио – презентация материалов в рамках системы мероприятий по оценке качества образования.
Портфолио выполняет несколько функций:
- диагностическую – фиксируется рост знаний ученика
- содержательную – показываются все виды выполняемых учеником работ
- развивающую – обеспечивается непрерывность процесса обучения и развития
- мотивационную – поощряются результаты деятельности учащихся
- рейтинговую – показывается уровень достижений учащегося по сравнению с другими учащимися класса
Как выглядит портфолио?
Как правило, для создания портфолио требуется папка, которая наполнена файлами с перфорацией. Желательно приобрести файлы для хранения документов или работ формата А4, А5 и А3. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут структурировать папку по разделам.
Содержание портфеля достижений
1841522288500
Официальных документов и рекомендаций по ведению портфолио ученика начальной школы нет. Поэтому в портфель достижений учеников начальных классов, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, включаются выборки детских работ — формальных и творческих, систематизированные материалы наблюдений, материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеурочной и досуговой деятельности.
Выборка детских работ может быть представлена работами, выполненными в ходе обязательных учебных занятий по всем предметам, а также в ходе занятий в рамках системы внеурочной деятельности. Обязательной составляющей являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы подбираются так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:
по русскому языку и литературному чтению – диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, «дневники чтения», иллюстрированные «авторские» работы детей. Результаты учебной деятельности и различных предметных конкурсов.
по математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели. Результаты учебной деятельности и различных предметных конкурсов.
по окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, творческие работы. Результаты учебной деятельности и различных предметных конкурсов.
по предметам эстетического цикла – иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества. Результаты учебной деятельности и различных предметных конкурсов.
по технологии – фото- и видео-изображения продуктов исполнительской деятельности, , продукты собственного творчества. Результаты учебной деятельности и различных предметных конкурсов.
по физкультуре – самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений. Результаты соревнований, как школьных, так и внешкольных.
Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.
Работа с портфолио способствует формированию у младших школьников универсальных учебных действий. Личностные УУД обеспечивают воспитание личности, нравственное развитие и формирование познавательного интереса. Регулятивные УУД направлены на формирование навыков самоорганизации. Познавательные УУД формируют информационную и исследовательскую культуру школьников. Коммуникативные УУД способствуют формированию культуры общения учеников.
Материалы раздела «Мой мир» (личные данные учащегося: моё имя, моя семья, мой город, моя школа, мой класс, мои друзья и т. д.) способствуют формированию УУД:
Личностные УУД:
- формирование основ идентичности личности
- осознание этнической принадлежности
- формирование чувства сопричастности к своему народу, родине, истории
- развитие толерантности
- формирование самооценки
- развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе
Коммуникативные УУД:
- развитие потребности в общении со взрослыми
- коммуникация как взаимодействие и как сотрудничество
Материалы раздела «Моя учёба» (различные работы по всем предметам) способствуют формированию УУД:
Личностные УУД:
- формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности
Регулятивные УУД:
- умение контролировать процесс обучения и результаты своей деятельности
- умение оценивать свою деятельности и воспринимать оценку со стороны
- умение планировать свою деятельность
- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности
- готовность к преодолению трудностей
Познавательные УУД:
- развитие общеучебных универсальных действий
Коммуникативные УУД:
- коммуникация как взаимодействие и как сотрудничество
Материалы раздела «Мои достижения» (сертифицированные достижения учащегося в различных видах деятельности, общественная работа) способствуют формированию УУД:
Личностные УУД:
- формирование самооценки
Регулятивные УУД:
- умение контролировать процесс обучения и результаты своей деятельности
- умение оценивать свою деятельности и воспринимать оценку со стороны
- формирование основ оптимистического восприятия мира
Материалы раздела «Моё творчество» (проектные и исследовательские работы учащегося, фотографии, чертежи, рисунки и т. д.) способствуют формированию УУД:
Личностные УУД:
- формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности
Регулятивные УУД:
- умение контролировать процесс обучения и результаты своей деятельности
- умение оценивать свою деятельности и воспринимать оценку со стороны
- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности
Познавательные УУД:
- развитие общеучебных универсальных действий
Коммуникативные УУД:
- коммуникация как взаимодействие и как сотрудничество
Раздел «Материалы наблюдений» (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.):
Личностные УУД:
- развитие толерантности
- формирование самооценки
Регулятивные УУД:
- умение воспринимать оценку со стороны
Коммуникативные УУД:
- коммуникация как взаимодействие и как сотрудничество
Структура портфолио
-635317500Титульный лист содержит основную информацию об учащемся (фамилия имя и отчество, учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Необходимо дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа.
Раздел «Мой мир»:
Мое имя" - информация о том, что означает имя ребёнка. Возможна интересная информация о знаменитых людях, носивших такое же имя, информация о значении фамилии.
Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
«Моя родословная» - рисунок генеалогического дерева.
«Мой город» - рассказ о своём городе, его интересных местах, его истории, фотографии достопримечательностей.
"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах, фотографии.
«Мой маршрут от школы до дома» - рисунок или чертёж, какой дорогой ребёнок пользуется, когда идёт в школу. Лучше, если это будет вид сверху. Можно пометить опасные места.
«Чему учат в школе» - памятка о том, чему и как ты будешь учиться в школе. Ученик сам может оценить свои умения в начале и в конце учебного года.
«Мои учителя» - информация о школьных предметах и учителях.
«Мой класс» - список и общая фотография класса.
«Мой классный руководитель» - фамилия, имя, отчество и фотография классного руководителя.
Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
«Лист моих взаимодействий в классе» - самооценка учащегося его взаимоотношений с учителями, сверстниками, родителями и членами семьи.
«Сведения о занятости в кружках и секциях» - информация о том, какие кружки и секции посещает ребёнок, где они расположены, данные руководителя, время занятий.
"Мои увлечения" – фотографии и небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
«Мои впечатления».
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
«Мои путешествия» - рассказ о поездках, экскурсиях, походах; фотографии, сделанные во время путешествий.
Раздел «Моя учёба» - результаты стартовых, промежуточных и итоговых диагностик, контрольных и проверочных работ; отзывы о прочитанных книгах, графики роста техники чтения, творческие работы по учебным предметам.
Раздел «Мои достижения»
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
«Моя общественная работа»
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе . Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. Вкладываются грамоты и благодарности за участие или победу.
Раздел «Моё творчество»
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Вкладываются грамоты и благодарности за участие или победу.
Раздел «Материалы наблюдений» - оценочные листы, листы наблюдений за индивидуальным ростом ребёнка, составленные классным руководителем, учителем – предметником, школьным психологом, педагогом – организатором.Система работы с портфолио как накопительной системой оценки достижений учащихся начальной школы
-635-317500Работа с портфолио обучающихся ведется при участии родителей, классного руководителя, педагогов дополнительного образования.
При формировании портфолио обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:
Учащиеся:
собирают материал для портфолио, обсуждая с учителями и родителями.
Классный руководитель:
является консультантом и помощником, выстаивающим взаимодействие с обучающимся на основе принципов сотрудничества, поэтапного обучения основам ведения портфолио;
координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации, информирует обучающихся о конкурсах и олимпиадах различного уровня;
способствует вовлечению обучающихся в различные виды деятельности;
проводит информационную работу с родителями учащихся по формированию портфолио;
подтверждает достоверность образовательных достижений обучающихся;
осуществляет посредническую функцию между обучающимися, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио.
Родители:
помогают в заполнении порфолио, в структурировании материалов;
принимают участие в подготовке и проведении презентации портфолио;
участвуют в анализе и оценивании портфолио.
В самом начале, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Родители могут быть не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.
Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле оформления портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации по оформлению и заполнению страничек портфолио.
Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Процесс создания портфолио способствует налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.
Работая над составлением портфолио, родители и ребёнок не только поддерживают постоянный интерес к учебно – познавательной деятельности, но и приобретают бесценный опыт работы с портфолио, который, пригодится в старшей школе.
Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки учителя: часто она бывает заниженной, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей. С этой целью с родителями проводятся беседы, индивидуальные разговоры.
Работа над составлением портфолио станет для ребёнка и родителя интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв в дальнейшем своё достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминании и доставит не меньшее удовольствие, чем семейный альбом.
Работа с портфолио достижений состоит из нескольких этапов:
1. Подготовительный
2. Диагностический
3. Аналитический
4. Заключительный
-635254000Подготовительный этап работы с портфолио достижений учащегося начальной школы начинается в первых числах сентября в первом классе и продолжается по сентябрь – октябрь (1 четверть первого класса).
В этот период учитель информирует учащихся и родителей о значимости портфолио и необходимости его ведения. Для учащихся проводится классный час, а для родителей – индивидуальная разъяснительная работа, а также уделяется время во время первого родительского собрания в первом классе.
Классный руководитель демонстрирует образец портфолио ученика начальной школы, знакомит со структурой портфолио, даёт чёткий инструктаж по оформлению.
В подготовительный период учащиеся совместно с родителями и классным руководителем должны подготовить рабочие материалы, составить план портфолио и оформить папку. Учитель рекомендует ученикам определённый (одинаковый для всего класса) вид портфолио, но ученики могут выбрать по своему усмотрению вид портфолио и его оформление (см. приложение).
Родители получают краткие памятки, как оформить рабочие материалы и сам электронный вариант портфолио на электронном носителе.
ПАМЯТКА
КАК ОФОРМИТЬ ПОРТФОЛИО
«Портфолио» - это титульный лист. Если получится, вставьте в рамочку фотографию ребёнка с 1 сентября.
Мой мир – это название большого раздела. На нём писать ничего не надо.
«Что означает моё имя?» - найти расшифровку имени Вашего ребёнка. По возможности пусть он сам своей рукой напишет печатными буквами.
«Моя семья». Можно вклеить общую фотографию. И пусть ребёнок напишет имена родителей.
«О моей семье». Желательно написать мини-сочинение.
«Мой город». Вставить фотографию в рамочку. Внизу подписать название города.
«Схема маршрута от дома до школы». Нарисовать схематический рисунок. Обозначить дорогу, дома, дорожные знаки, если они встречаются на пути.
«Моя школа». Фотография или рисунок школы, номер школы
«Классный руководитель» и « Мой класс». Вставить фотографии, подписать ФИО классного руководителя.
«Список класса». Писать ничего не надо. Позднее будет вклеен список класса.
«Мои учителя». Название предмета, ФИО педагога. Информацию смотрим на первых страницах дневника.
«Мои увлечения». Фото ребёнка, увлекающегося каким-то делом. И небольшой рассказ про хобби.
«Мои друзья». Фотографии и имена друзей.
«Мои путешествия». Фотографии с отпуска. Где отдыхали? С кем?
«Моя учёба», «Мои достижения», «Моя общественная работа», «Моё творчество». Ничего не пишем. Это титульные листы разделов портфолио.
Диагностический и аналитический этапы работы с портфолио достижений учащихся начальной школы являются сквозными и длятся все четыре года обучения. Данные этапы не отделяются друг от друга. Диагностика и анализ результатов тесно связаны между собой.
Диагностический этап подразумевает работу по развитию навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся. А также формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.
Все диагностические работы хранятся в портфолио в разделе «Моя учёба». А полученные за них баллы или отметки фиксируются в оценочных листах в разделе «Материалы наблюдений». Оценочные листы учитель оформляет по своему усмотрению, в соответствии с поставленными целями и планом работы.
Аналитический этап предполагает индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностик и выбору образовательного маршрута. А также индивидуальное консультирование родителей по итогам работы за определённый период, обработка и анализ результатов.
Учитель ведёт учёт всех достижений учащихся как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Предметные результаты фиксируются в пятибалльной системе оценки полученных результатов, метапредметные результаты – в баллах, достижения во внеурочной, проектной и исследовательской деятельности – в количественном и качественном показателях (количество грамот, сертификатов, наград и какие призовые места занял ученик). Может выстраиваться рейтинг достижений ученика как в сравнении с самим собой, так и с другими учащимися класса за определённый период времени, например, по четвертям, полугодиям или учебным годам.
Завершается работа с портфолио на заключительном этапе в апреле – мае четвёртого класса. Анализируются результаты работы. Подводятся итоги.
Промежуточное подведение итогов проводится в конце каждого учебного года, лучшие портфолио достижений по решению методического объединения учителей начальных классов могут быть представлены на городском конкурсе портфолио достижений - «Смотр отличников». Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих «портфеля достижений» и всего портфолио в целом ведется с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, устанавливаемых требованиями ФГОС НОО.
Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут быть адаптированы учителем с учётом особенности классного коллектива и индивидуальных особенностей детей.
При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, спроецировав их на данный этап обучения.
Составляющие «портфеля достижений» могут быть оценены качественно и количественно (в баллах).
В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих «портфеля достижений» могут использоваться оценки типа:
«зачет/незачет» («удовлетворительно/неудовлетворительно») — т. е. оценка, свидетельствующая об освоении знаний и правильном выполнении учебных действий, построенных на опорном учебном материале;
«хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте или избирательности интересов.
Это не исключает возможность использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения.
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов «портфеля достижений», делаются выводы о:
сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний;
сформированности основ умения учиться;
индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности.
Качественная работа с портфолио достижений как с накопительной системой оценки достижений учащихся начальной школы возможна только при условии соблюдения всех этапов работы с портфолио, хорошая предварительная работа учителя с учащимися и родителями.
Работа с портфолио достижений как накопительной системой оценки достижений учащихся начальной школы позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащихся на основе анализа разнообразных видов учебно – познавательной деятельности.
Эта работа способствует развитию навыков взаимодействия и сотрудничества ученика с учителем и родителями, поощряет активность и самостоятельность учащихся, поддерживает высокую мотивацию, развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности школьников, тем самым повышает интерес к учёбе и качество обученности.
Пакшина Лариса Александровна
Демидова Людмила Андреевна