Методическая разработка по английскому языку на тему Приемы использования технологии сотрудничества на уроках английского языка
Приемы использования технологии сотрудничества на уроках английского языка
1.Jigsaw «ажурная пила, ножовка». (разработан профессором Эллиотом Аронсоном в 1978 году).
Учащиеся разбиваются на группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на логические и смысловые блоки. Вся команда работает над одним и тем же материалом, но каждый член группы получает тему, для тщательного изучения и становится в ней экспертом. Далее проводятся встречи экспертов разных групп. Каждый из экспертов затем докладывает в своей группе о проделанной работе. Необходимо всем участникам слушать друг друга внимательно, делать записи. На завершающем этапе учитель может задать любому ученику из группы вопрос по теме, или же учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивает их работу. Результаты всех суммируются, команда, набравшая большее количество баллов, награждается.
2.Learning Together «Учимся вместе» (разработан в университете Миннесота в 1987 году.)
Класс разбивается на разные (по уровню обученности) группы по 3 – 5 человек, где для каждой группы предусмотрено одно задание, являющееся подзаданием большой темы, над которой работает весь класс. В группах учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. В результате такой совместной работы достигается усвоение всего материала. Учителю остается лишь контролировать деятельность учащихся.
3.Исследовательская работа учащихся в группах (Шломо Шаран, Университет Тель - Авива, 1976 г.).
Главным принципом этого метода выступает самостоятельная деятельность учащихся. Они могут работать индивидуально или в группах до шести человек, выбирают подтему общей темы, намеченной для изучения всем классом. Далее эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных учеников. Совместно составляется общий доклад, который учащиеся презентуют перед всем классом.
4. Learning Together (Учимся вместе).
Класс разбивается на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием большой темы. Например, весь класс (т.е. языковая группа) работает над темой «London». Все вместе вырабатывают маршрут путешествия по Лондону. Каждой группе дается задание подготовить свою часть: разработать программу экскурсий для группы туристов (музеи, театры, парки и сады Лондона); заказать билеты для всей группы, гостиницу; подготовить багаж и т.д. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. По ходу работы группы общаются между собой в процессе коллективного обсуждения, уточняя детали, предлагая свои варианты, задавая друг другу вопросы. Надо иметь в виду, что вся лексика, необходимая по теме, усвоена в ходе предыдущей работы на других уроках. Поэтому на данном уроке идет речевая практика, коммуникативная деятельность, что очень важно. На следующем уроке учащимся в группах предложена следующая речевая ситуация «You have just returned from a trip to London. Start the conversation with your classmates» (Вы только что вернулись из Лондона. Обсудите поездку с одноклассниками). Обучающимся необходимо вспомнить материал прошлого урока, составить вопросы по блокам: Places to visit in London; Public transport; Essential things for trip и т.д. Данную работу можно организовать в парах, где задающий вопросы, следит за правильностью информации в ответах соседа и отмечает свои замечания в листе взаимооценки.
Необходимо отметить, что при использовании технологии сотрудничества, недостаточно разбить класс на группы и дать задания. Суть состоит в том, чтобы учащийся захотел приобретать знания сам. Обучение в сотрудничестве помогает учителю не только развить у детей самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к предложенной ситуации, умение работать со словарями и другой справочной литературой, но самое главное – самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться.