Конспект урока по теме: Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-..
Цели:
I. Образовательно-развивающие:
1.1 Применение опорных понятий: морфемика, морфема, значимы части слова, присавка, корень, суффикс, окончание, остнова слова..
1.2 Овладение общеучебными понятиями оперировать понятиями (УУД): определять, делить (классифицировать по определенному признаку), формулировать проблемные вопросы (вопросы – понятия, вопросы – суждения), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые понятия.
1.3 Овладение специальными умениями: употреблять предлоги в тексте, определять вид предлога по структуре, происхождению, отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.
II. Воспитательная цель:
Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее - особенное – частное, первичное – вторичное, причина – следствие.
Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (комплект карточек № 1- 6 в системе СДО, Приложение 1 (тексты для выполнения заданий в группе)
Приложение 1
Задание для повторения. Вставьте пропущенную букву, отметьте в соответствующей колонке знаком «+»
Гласные после приставок.
И
Ы
Слова.
Раз_скивать.
Сверх_дейный
Без_скусный
Сверх_нтересный
С_грать
Меж_нститутский
Под_грать
Задание №1. Распредели слова в таблице по группам.
Присоединение
Приближение
Близость
Неполное действие
Прикрепить, прийти, пришить, приморье, присесть, привокзальный, прибежать, приоткрыть, приклеить, приехать, привстать, пришкольный.
Задание№2. В каждом слове выдели приставку.
Задание№3. Ответить на вопрос: Что лежит в основании деления этих слов по группам?
Заявка на оценку:
«5» 17 баллов и более.
«4» 13-16 баллов.
«3» 10-12 баллов.
План-конспект
Этапы урока
Деятельность учителя
Баллы
время
Деятельность учащихся
I.
Оргмомент.
1.1.
Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие раздаточного материала)
10 сек.
1.2. Слайд №1
Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора):
«5» 17 баллов и более
«4» 13-16 .
«3» 10-12
30 сек.
II.
Повторение.
5-7 мин.
Карточка №1. (Вопрос – понятие)
Что называется морфемикой?
Что считается морфемой?
Что понимается под корнем слова?
Что представляет собой основа слова?
Что выражает окончание?
Что является суффиксом?
Что такое приставка?
Каковы свойства и виды морфем?
В чем заключается сущность морфемного разбора?
2.1.
Задание для повторения. Вставьте пропущенную букву, отметьте в соответствующей колонке знаком «+»
Что такое приставка?
Выведение цели урока:
Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать
цель урока.
4 мин.
За каждую версию – по 1 баллу.
2 мин.
Гласные после приставок.
И
Ы
Слова.
Раз_скивать.
Сверх_дейный
Без_скусный
Сверх_нтересный
С_грать
Меж_нститутский
Под_грать
Версии уч-ся:
1. Когда пишется приставка ПРИ-, а когда Пре-.
III
Объяснение нового материала.
Индивидуальный труд.
Простая кооперация.
Сложная кооперация.
5 мин.
2 мин.
3 мин.
Задание №1. Распредели слова в таблице по группам.
Присоединение
Приближение
Близость
Неполное действие
Прикрепить, прийти, пришить, приморье, присесть, привокзальный, прибежать, приоткрыть, приклеить, приехать, привстать, пришкольный.
Задание№2. В каждом слове выдели приставку.
Задание№3. Ответить на вопрос: Что лежит в основании деления этих слов по группам?
Задание №1 и №2 выполняется по группам: 1 группа «Присоединение и приближение».
2 группа: «Близость и неполнота действия».
3 группа: Задание №3.
3.1..
Что общего у всех этих слов? Какой вывод можно сделать об условии написания гласной в приставке ПРИ-?
1 мин.
Если приставка имеет значение присоединение, приближение, близость, неполное действие, то пишется приставка ПРИ-
3.2
IV
Объясните значение слов ПРЕГРАДА, ПРЕУМНЫЙ
Закрепление.
5 мин.
5-7 мин.
Преграда – перегородили
Преумный – очень умный.
Сформулируйте правило о написании гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-
Творческий диктант. Какое слово с приставкой ПРИ или ПРЕ_ соответствует каждому словосочетанию. Запишите его. Ответ постройте в виде «Умозаключения».
Пуговицу к пальто (пришить), участок рядом со школой( пришкольный), чуть-чуть открыть (приоткрыть), край у моря (прибрежный), гвоздь к стене (прибить), очень красивый (прекрасный), на самолете в СОЧИ (прилететь), нарушитель закона (преступник).
2.8. .
Самооценка урока.
Подсчет набранного количества баллов. Выставление оценок в соответствии с заявкой.
1 минута
Учащиеся подсчитывают количество набранных баллов, выставляют оценки согласно «Заявке на оценку».
«5» 17 баллов и более.
«4» 13-16
«3» 10-12
III
Организация домашнего задания:
1. Составить вопросы суждения по данной теме.
2. Придумать предложения со словами, начинающимися на приставки ПРЕ- и ПРИ_
5 мин.
Чем объяснить, что___________?
Как доказать что_____________?
В каком случае_______________?
Заявка на оценку.
«5» - 17 баллов и более
«4» - 16 – 13 баллов
«3» - 12 – 10 баллов.
15