Методическая разработка ЭСТАФЕТА С ЭЛЕМЕНТАМИ ТУРИСТСКОГО МНОГОБОРЬЯ ДЛЯ СПОРТИВНОГО ЗАЛА

Авдеева Е.Н.,
педагог дополнительного образования
МБУДО «Дворец детского творчества»


ЭСТАФЕТА С ЭЛЕМЕНТАМИ ТУРИСТСКОГО МНОГОБОРЬЯ
ДЛЯ СПОРТИВНОГО ЗАЛА

В современном обществе значимой составляющей здорового образа жизни является спортивный туризм – один из самых востребованных видов отдыха для взрослых и детей. Походы, путешествия, экскурсии, туристские лагеря восстанавливают и укрепляют духовные и физические силы человека. Спортивный туризм располагает многообразием средств, обеспечивающих участникам активные движения, физические нагрузки, положительные эмоции, которые оказывают положительное влияние на здоровье, мироощущение и физическое развитие детей и подростков. Подготовленные туристы владеют элементами многих видов спорта: спортивного ориентирования, тяжелой атлетики, легкой атлетики, скалолазания, плавания, гимнастики.
Основой туризма является туристский поход. Безопасность и технико-тактический уровень проведения похода в значительной мере зависят от предварительной походной подготовки, в которой большую роль играют соревнования. Один из распространенных видов соревнований – эстафеты, которые развивают ловкость, выносливость, скорость реакции, быстрое ориентирование, точность движений, общую моторику, усиливают чувство коллективизма.
Представленные в данной методической разработке эстафеты рассчитаны на учащихся среднего школьного возраста (5-8 классы) и предназначены для проведения в специализированном спортивном зале, обустроенном тренажерами для общей и специальной физической подготовки, специальными тренажерами для отработки техники туризма (фанерные щиты с зацепами, жесткие точки крепления веревки и др.). Преимуществами такого зала являются:
- возможность отрабатывать технику и тактику туризма в любой сезон, в любую погоду, в любое время;
- в построении эталонных дистанций или эталонов отдельных локальных препятствий любой категории сложности;
- возможна работа со спортсменами различного возраста, различного уровня спортивной подготовки;
- возможность менять, перестраивать, модифицировать различные препятствия (дистанции) согласно программам, возрасту, уровню подготовки, определенным целям и задачам тренировки или соревнований;
- возможность применять стандартные формы, методы обеспечения безопасности и различное стандартное (и нестандартное) оборудование;
- возможность одновременной работы нескольких микрокоманд или всех тренирующихся сразу;
- более продуктивно используется время тренировки;
- создаются бтльшие наглядность и зрелищность как тренировочного, так и соревновательного процесса.
Эстафета включают в себя технически простые этапы (жерди, траверс, узлы) и технически сложные (навесная переправа, параллельная переправа).
Этапы должны быть оборудованы так, чтобы команды могли работать параллельно, иначе эстафеты теряют зрелищность.
Для успешного проведения эстафеты, помимо туристского снаряжения и подготовки этапов, учащиеся должны знать правила соревнований и быть технически подготовленными для прохождения этапов.
Методическая разработка предназначена для педагогов, работающих в объединениях спортивно-туристского профиля, и для учителей физической культуры при проведении спортивных праздников.
Прохождение этапов эстафеты
1. Траверс
Этап оборудован перилами, закрепленными на фанерных щитах с зацепами, и имеет 2 промежуточных пункта страховки, подводные и отводные перила. По команде «Марш» первый участник начинает работу на этапе.
Участник проходит этап без потери страховки (самостраховки). Для организации страховки при движении по перилам на траверсе участник использует «усы» самостраховки, идущие от грудного перекрестья страховочной системы.
После прохождения этапа первый участник передает эстафету следующему. Все остальные члены команды проходят этап так же, как и первый участник. (рис.1)


Рис.1. Траверс
2. Узлы
Для этапа подготовлены карточки с указанием названий узлов и репшнурами (диаметром 6 мм или 10 мм, длиной 1 м). По команде «Марш!» первый участник команды берет первую карточку и вяжет указанный на ней узел. После этого передает эстафету следующему. Все остальные члены команды проходят этап так же, как и первый участник.
Узлы, рекомендуемые для применения при выполнении технических приемов в туризме: для связывания веревок (встречный, грейпвайн, встречная восьмерка, брамшкотовый); петлевые (проводник восьмерка, австрийский проводник, двойной проводник); узлы к опоре (карабинная удавка, штык, стремя, булинь). (рис. 2)




Рис.2.Узлы

3. Параллельная переправа
Этап оборудован параллельными перилами, натянутыми в зале. На перилах обозначены опасные точки этапа. По команде «Марш!» первый участник начинает движение по перилам. Переправа может быть занята поочередно только одним участником. Участники переправляются по параллельной переправе с самостраховкой.
Запрещается загрузка перил (оттягивание вниз) другими участниками. Разрешается взаимопомощь в процессе пристежки к перилам и отстежки. После отстежки первого участника начинает работу на этапе второй участник эстафеты и т.д. (рис.3)

Рис.3. Движение по параллельной переправе


4. Навесная переправа
Этап оборудован сдвоенными перилами, натянутыми по длине зала для каждой команды. На перилах обозначены опасные точки этапа. По команде «Марш!» первый участник начинает движение по перилам. Переправа может быть занята поочередно только одним участником. Все участники эстафеты переправляются по навесной переправе с самостраховкой.
Порядок пристегивания к перилам:
- встать на самостраховку;
- подключиться к транспортным перилам.
Порядок отстежки от перил – обратный.
Запрещается загрузка перил (оттягивание вниз) другими участниками. Разрешается взаимопомощь в процессе пристежки к перилам и отстежки. После отстежки первого участника эстафеты начинает работу на этапе второй участник и т.д. (рис. 4)



Рис.4. Движение по навесной переправе

5. Движение по жердям
Этап оборудован тремя опорами и двумя жердями для каждой команды (в качестве опор можно использовать старые автомобильные покрышки). По команде «Марш!» первый участник движется по жердям, укладывая их на опоры. Оба конца жерди во время движения по ним должны находиться на опорах. Не допускается использовать жердь в качестве шеста, перепрыгивать с опоры на опору. Перед стартом жерди лежат рядом с первой опорой. После прохождения этапа участник возвращает жерди к первой опоре и передает эстафету следующему. Все остальные члены команды проходят этап так же, как и первый участник.



6. Переправа вертикальным маятником
Длина этапа до 2,5 м., высота до 4 м. Для переправы используются вертикальные перила. Участник должен пристегнуть к перилам жумар. Участник преодолевает опасную зону прыжком. По команде «Марш!» первый участник начинает движение по перилам. Переправа может быть занята поочередно только одним участником. После отстежки первого участника эстафеты начинает работу на этапе второй участник и т.д. (рис. 5)


Рис.5. Маятник
7. Комбинированный этап
Этап заключается в последовательном прохождении этапов, предложенных выше. Каждый из участников проходит свой этап, выбранный заранее:
- траверс;
- узлы;
- параллельная переправа;
- узлы;
- навесная переправа;
- узлы;
- переправа.
Второй участник начинает работу на своем этапе только после того, как первый участник передаст ему эстафету и т.д.
8. Подведение итогов
За победу на каждом из этапов команда получает 2 очка, за проигрыш – 1 очко. По окончании соревнований суммируются все очки, заработанные командами. Команда, набравшая большее количество очков, становится победителем. В случае равенства очков победитель определяется по приоритетному комбинированному этапу: команда, победившая на этом этапе при равенстве очков, является победительницей. (рис. 6)


Рис.6 . Награждение победителей и призеров соревнований


ЛИТЕРАТУРА
1. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
2. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся: – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2000.
3. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.
4. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Лето, дети и туризм. – М.: ЦДЮТур РФ, 1997.
5. Уваров В.А., Козлов А.А. В поход пешком. – М.: Советский спорт, 1988.






















Приложение 1

































































13PAGE 15


13PAGE 14515




'  '  '  15