Вопросы по олимпиаде по возрастной психологии

Сост. Т.А.Криволесова
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»


ОЛИМПИАДА ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
специальность Преподавание в начальных классах
Преподаватель: Т.А.Криволесова

ЗАДАНИЕ 1.ДАЙТЕОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 балла за каждый правильный ответ

Психологический возраст-это
Филогенез психики это...
Онтогенез психики это...
Социальная ситуация развития- это ...
Ведущая деятельность-это
Сензитивный период- это
Зона актуального развития –это..
Зона ближайшего развития- это
Возрастной кризис- это

ЗАДАНИЕ 2. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ :
2 балла за каждый правильный ответ

2.1. МЕЖДУ ВЕДУЩИМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОЗРАСТНЫМ ПЕРИОДОМ РАЗВИТИЯ

Период развития
Ведущая деятельность

Младенчество
А.Игровая деятельность

Дошкольный возраст
Б.Эмоциональное общение

Младший школьный возраст
В.Учеба

Подростковый возраст
Г.Интимно-личностное общение

Юношеский возраст



2.2. МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

1.Социальная ситуация
развития младшего школьника
А.Игра

2. Ведущий вид деятельности
младшего школьника








Б.Учеба


В. Труд


Г.«ребенок-ребенок»


Д.«ребенок- родитель»


Е. «ребенок-учитель


Ж.Общение


2.3. МЕЖДУ НАЗВАНИЕМ И СОДЕРЖАНИЕМ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Мотивационная готовность
А.Умение ставить и достигать цели, преодолевать препятствия, проявлять настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность

Интеллектуальная готовность.
Б.Умение выполнять указания взрослых и действовать по правилам школьной жизни

Общение ( коммуникативная готовность)
В. Умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Волевая готовность
Г.Рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);



Д. Развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.



Е. Желание занять новую социальную позицию- школьника


Ж Адекватное отношение к порицаниям и похвалам взрослого.


З. Внимание ко взрослому. Умение слушать и понимать его, учиться у взрослого.


И. Дифференцированное восприятие. Умение обобщать, анализировать. сравнивать


2.4.МЕЖДУ НАЗВАНИЕМ И ВОЗРАСТНЫМИ ПЕРИОДАМИ КРИЗИСОВ
1. Острые кризисы
а/ кризис 3 лет

2. Мягкие кризисы
б/ кризис 1 года


в/ кризис новорожденности


г/ кризис 17-18 лет


д/кризис подростковый


е/ кризис 7 лет


ЗАДАНИЕ 3. ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА
3 балл за каждый правильный ответ

3.1.Обычно современные психологи выделяют 2 группы компонентов психологической готовности:
1)....... готовность,2) ...... готовность.
3.2.В начальной школе завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход отмышления к мышлению.
3.3.На основе формирования научных понятий у младшего школьника формируется новый тип мышления - мышление.
3.4.Внимание младшего школьника характеризуется .... уровнем устойчивости.
3.5. Результат учебной деятельности младшего школьника, в которой происходит усвоение научных понятий, это прежде всего изменения... .
3.6.Основным побуждающим мотивом учебной деятельности в условиях традиционного обучения для младших школьников является ...

Периодизация возрастного развития по Д.Б.Эльконину
Новорожденный
0-2 мес.

...
0-1 г

...
1-3 г

....
3-7

...
7-13

...
13-15

....
16-18


ЗАДАНИЕ 4.ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ
1 балл за каждый правильный ответ

4.1.У младшего школьника более развито мышление
а) наглядно-образное Б) словесно логическое
4.2.Этот психический процесс у младших школьников характеризуется несовершенством и неточностью. Поэтому дети смешивают сходные по начертанию и произношению буквы и слова, не умеют рассматривать предметы .
а) воображение б) внимание в) мышление
4.3.Впервые термин «возрастные кризисы ввел
а/Л.С.Выготский б/ А.Н.Леонтьев в/Д.Б. Эльконин
4.4. Младший школьный возраст считается возрастом
а/ неравномерного и неспокойного, бурного физического развития
б/относительно равномерно и спокойного физического развития
в/ замедленного физического развития
4.5.«Школьной зрелостью» обычно считают достижение такой ступени нервно-психического развития, когда:
А) ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья.
Б) ребенок хочет идти в школу
В) ребенок достигает 7-летнего возраста
4.6.Правильное отношение к учению формируется у младшего школьника а/ сразу б/ не сразу

ЗАДАНИЕ 5. ВЕРНО ИЛИ НЕТ?
1 балл за каждый правильный ответ

5.1.Как считает Д.Б. Эльконин степень готовности к школьному обучению- это вопрос социальной зрелости ребенка, стремление занять новое место в обществе.
5.2.Младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
5.3.Жизнь детей в круглосуточных яслях и садах пятидневках в отличие от воспитания дома ведет к задержке физического и психического развития?
5.4.В качестве ведущего, реально действующего побудителя учебной деятельности для младшего школьника выступают учебно-познавательные мотивы, связанные с содержанием учения..
































КЛЮЧ
ОЛИМПИАДА
по возрастной психологии
3 курс, специальность Преподавание в начальных классах
Преподаватель: Т.А.Криволесова
Дата : март 2-15

ЗАДАНИЕ 1.ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 балла за каждый правильный ответ

стадия психического развития
становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.
формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида.
особые отношения ребенка с социальной средой на данный возраст.
деятельность, выполнение которой в большей степени определяет психическое развитие.
период, наиболее благоприятный для развития каких либо свойств.
то, что ребенок умеет делать самостоятельно без помощи взрослого, его вчерашние успехи. - это те наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день.
то, что ребенок умеет делать только с помощью взрослого, его завтрашние успехи.
целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов.

ЗАДАВНИЕ 2. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ
2 балл за каждый правильный ответ

2.1.Ведущей деятельности и возрастным периодом

Ответы: 1.-Б 2-А. 3-В, 4-Г. 5-В

2.2. МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

Ответ: 1--Е 2-Б

2.3.НАЗВАНИЕМ И СОДЕРЖАНИЕМ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

ОТВЕТ: 1-Е; 2-В, Г, Д, И; 3- Ж, З; 4-А,Б.

2.4. НАЗВАНИЕМ И ВОЗРАСТНЫМИ ПЕРИОДАМИ КРИЗИСОВ
Ответ: 1- а, в, д 2- б, г. е

ЗАДАНИЕ 3. ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА
3 балл за каждый правильный ответ

3.1. 1).социально-личностная готовность,2) интеллектуальная готовность.
3.2. наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению.
3.3. теоретическое мышление.
3.4. низким.
3.5. самого ученика, его развития
3.6. отметка.

Периодизация возрастного развития по Д.Б.Эльконину
Новорожденный
0-2 мес.

Младенчество
0-1 г

Ранний возраст
1-3 г

Дошкольный возраст
3-7

Младший школьный возраст
7-10

Подростковый
11-15

Юношеский (ранняя юность)
16-18


ЗАДАНИЕ 4. ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА
1 балл за каждый правильный ответ

4.1. а) наглядно-образное
4.2. б) внимание
4.3. а/Л.С.Выготский
4.4. б/относительно равномерно и спокойного физического развития
4.5А) ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья.
4.6. б/ не сразу

ЗАДАНИЕ 5. ВЕРНО ИЛИ НЕТ?
1 балл за каждый правильный ответ

5.1.Верно.
5.2.Верно.
5.3.Верно .
5.4.Неверно.

15