Технологическая карта урока по русскому языку по теме Учимся находить и проверять орфограммы в словах (3 класс)


Русский язык (УМК «Начальная школа XXI века)
Николаева Елена Анатольевна
учитель начальных классов, МБОУ «НОШ№98»
Технологическая карта
Тема урока: Учимся находить и проверять орфограммы в словах.
Количество часов отведенных на реализацию: - 20 часов
Цель урока: осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению, создать условия для формирования УУД.
Задачи урока: 
1)формирование орфографических навыков, умения находить и проверять орфограммы в слове;
2)развитие потребности в совершенствовании своей устной и письменной речи, развитие внимания и мышления;
3)воспитание ценностного отношения к урокам русского языка, к полученным результатам.
Оборудование: Доска, таблицы со словами, учебник, рабочие тетради, печатные тетради, карточки с заданиями, карточка «Рефлексия»
Результаты:
личностные метапредметныепредметные
Ценностное отношение к умению узнавать орфограммы в словах и проверять их, к совместной деятельности, к полученным результатам. коммуникативные УУД: создать условия для культуры общения, интереса к урокам русского языка, умение выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать и понимать других.
Познавательные УУД: формирование орфографических и каллиграфических навыков, создание условий для выработки навыков нахождения и проверки орфограмм в слове.
Регулятивные УУД: умение целеполагания, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Умение узнавать изученные орфограммы, знать способы проверки, применять полученные знания при выполнении письменных работ
Результатом педагогической деятельности будет ученик, который самостоятельно может: 1) определить изученные орфограммы и способы их проверки; 2)осуществлять контроль по применению полученных знаний при самостоятельной работе.3) применять полученные знания в жизни.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Ход урока
Этап урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1 2 3 4 5
1
Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности Формировать умение оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке, психологически и эмоционально подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
- Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным?
- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.
- Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке?
- Я желаю всем маленьких удач на уроке. Выполнили самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки,настрой на урок. Личностные, регулятивные
Мотивация к учебной деятельности
2
Актуализация знаний.
Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний. Создание ситуации успеха.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску.
Дети читают запись на доске:
Грамоте учиться- вперед пригодится.
— Объясните смысл пословицы.
- А где еще может пригодиться грамота?
Давайте прочтем тему нашего урока на доске: Учимся находить и проверять орфограммы в словах. Ребята читают запись на доскеи объясняют смысл пословицы.
Дети рассуждают о том, где может пригодиться грамота.
Дети, читают тему урока и ставят учебную задачу. Регулятивные: целеполагание. Личностные: жизненное самоопределение.
1 2 3 4 5
3
Постановка учебной задачи На данном этапе развивались такие учебно-интеллектуальные умения, как анализ, синтез, обобщение.
- Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке? (находить и проверять орфограммы в словах)
- А что же такое орфограмма?
- Что помогает выбрать букву в слове? (правило)
- Значит, не всегда мы пишем так, как слышим, а подчиняемся правилу, выбирая только один вариант, который будет правильным. Ребята вспоминают что же такое орфограмма (В переводе с греческого «орфо»- правильно. То есть орфограмма – это правильное написание.) Предметные, коммуникативные, познавательные, коммуникативные, личностные.
Умение классифицировать и определять критерий для классификации.
Умение принимать и сохранять учебную задачу.
Планирование деятельности
4
Решение учебной задачи
Цель этапа: Актуализировать знания учащихся по теме, закрепить знания, умения и навыки учащихся по нахождению изученных орфограмм в словах, определения места орфограммы в слове, выбора нужного способа проверки, а также повысить уровень осмысления материала.
1) Работа у доски 
Первое задание
Вставь где нужно, ь и ъ знаки.
С.делать, раз.яснениеоб.явление, с.ел, колос.я, солов.и, корабл., Ил.я, Ол.я, здоров.е, об.езд, на.ехать, об.ем.
Второе задание
Составь и запиши из слов предложения.Подчеркни в словах «опасные» места.
лужа, под, в, окном, саду, появилась.
2) Работа в группах. Учимся находить и справлять ошибки.
Верба за моимакномПочьки распустила-
Раньше все вкраюрадномРасцвести решила.
- Найдите ошибки. Сделайте работу над ошибками. Обоснуйте свой ответ.
выходят 2 ученика
Проверка выполненных заданий у доски. (каждый объясняет, оценивает свою работу)
Разделительные ь и ъ.
Работа с остальными учениками
Предметные, коммуникативные, познавательные, коммуникативные, личностные. Регулятивные УУД:соотнесение результата своей деятельности и оценивать его.
Верно выполненное задание, развитие коммуникативных навыков при работе в группе.Регулятивные:оценивание качества и уровня выполнения задания. Умение сотрудничать со сверстниками. Умение логически строить цепь рассуждений
1 2 3 4 5
3) Коллективная работа
Распредели данные слова в
три столбика, вставляя пропущенные буквы
Словарные слова
Проверяемые гласные
Непроизносимая согласная
Быстр., б.гут, звез.ный, яг.да, г.рой, чес.ный, л.нивый, зв.риный, грус.ный, ст.лица, праз.ник.
- Какие знания нам помогли правильно выполнить это задание? (Знание орфограмм, способы проверки)
по одному ученику с объяснениями.
Называют правило проверки непроизносимого согласного, проверяемого и непроверяемого безударного гласного Умение наблюдать, анализировать, сравнивать
делать выводы.Умение классифицировать и определять критерий для классификации
5.
Физ. минутка Цель этапа: Сохранение здоровья детей. Предлагаю прервать активную мыслительную деятельность, заменив ее активной физической.
Музыкальная зарядка «Гномики» Выполнение динамической паузы Регулятивные, личностные
6. Закрепление Цель этапа: Формирование умения выполнять задание самостоятельно. Самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки. Самостоятельная работа
Открываем печатную тетрадь №2 стр. упр. 6, упр. 7 (на выбор)
Самопроверка: Сравнивают с ответами на доске
(оцените свою работу)
-С какими орфограммами вам пришлось столкнуться выполняя упр 5?, упр.6?
Как называется орфограмма?
Можно ли её проверить? Как можно проверить эту орфограмму? Каждый выбирает упражнение для самостоятельной работы.
Самооценка.
Предметные, коммуникативные, познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные
1 2 3 4 5
7.
Итог занятий. Рефлексия деятельности Формирование умения анализировать и осмысливать свои достижения.
Цель этапа – дать анализ успешности усвоения знаний. Формирование умение рефлексировать пройденный материал - Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке?
-Смогли мы её достичь?
- У вас на партах лежат смайлики. Если сегодня на уроке вам понравилось, покажите – веселый смайлик, если не очень понравилось – серьезный смайлик, если не понравилось – грустный смайлик
- Нужно ли продолжать изучение данной темы?
Спасибо за урок. Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки. Личностные УУД:ценностные установки на результат познания.
Способность к саморефлексии, саморазвитию, мотивация к познанию.
Предметные, познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные
8. Домашнее задание Формирование умения в домашних условиях применять правила, изученные на уроках Откройте дневники, запишите домашнее задание. Т. С. 71 упр. 5 Предметные, познавательные, личностные, коммуникативные.