Урок литературы. А. Платонов Сказка о неизвестном цветке (7 класс)


УРОК ПО СКАЗКЕ-БЫЛИ А. Платонова
«Неизвестный цветок»
7 класс
Сказка создана в 1950 году, в самом конце творческого пути писателя. Это своеобразный итог жизни писателя, последний совершенный мазок мастера. В сказке нашли отражение самые заветные мечты автора: о победе человека над смертью, об огромной силе созидающего труда, о великом братстве всего во Вселенной, о превращении «скучного», сонного мира в мир одухотворенный, звучащий – мир гармонии. Урок начинаем с вопросов. – что общего между юшкой из рассказа «Юшка» и неизвестным цветком? Ради чего живут герои Платонова? Чтение рассказа «Неизвестный цветок».
- Какое чувство вызывает описание одинокого цветка?
- Меняется ли настроение повествования к концу сказки?
- Кого бы вы назвали героем сказки?
- Почему произведение названо сказкой-былью?
Художественный мир Платонова насыщен чувствами самого высокого накала. Рассказы и сказки, созданные в конце 30-х и в 40-е годы, приближаются по форме к лирической миниатюре. Подходы к изучению будут гибкими. Обратимся к началу сказки, где описывается жизнь цветка на пустыре. Здесь значима каждая деталь, каждое слово. В первых фразах звучит одиночество, которым насыщен эмоциональный мир героев Платонова, вечная тоска сиротливых душ, живущих на земле. Какие слова помогают нам понять настроение в первых двух предложениях? Маленький – никто – на земле. Построим этот ключевой ряд и объясним наш выбор. – Почему важным для нас оказалось не только слово маленький, но и сочетание на земле? Какое прилагательное надо добавить? Маленький цветок на огромной земле. Вот откуда это щемящее чувство жалости к одинокому живому существу. Вспомним, что говорит девочке цветок в ответ на самый обычный вопрос: «Как тебя зовут?» Меня никто не зовет, я один живу. Грамматическое переосмысление формы неопределенно-личного предложения (зовут – никто не зовет) придает особую остроту чувству, возникающему у читателя. Мир Платонова – мир всеобщего сиротства и разобщенности. Одиноки люди, особенно дети, одиноки растения и животные, забыты и нелюбимы даже предметы и механизмы. Мир словно разбит на кусочки, и «немое горе вселенной» можно понять, высказать и одолеть лишь человек, и в этом его обязанность» («Афродита»). И вот появляется в сказке девочка Даша, другие дети, помогающие цветку выжить. – Отчего Даше были так близки и понятны чувства цветка? Перечитаем строки: «Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери». Девочка особенно остро почувствовала сиротство цветка, потому что и она была в тот момент в разлуке с матерью и ощущала себя одинокой и покинутой. Два бесприютных сердца тянутся друг к другу. Находят один в другом надежду и опору. Как поддержали в трудную минуту цветок дети? Почему автор именно детям предоставляет право изменить несовершенство мира? Смысл фразы: «Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нет»? Только ли о потомках цветка тут идет речь? Мы видим, что Платонов связывает особые надежды с детьми. – Как описывает Платонов расцветший цветок? «Венчик у него был составлен из лепестков простого и светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь». Показывает слова Платонова «Человек и Вселенная – одно, и человек сам та же сила, которая бьется и дышит в звездах и траве». Вывод: только любовь и труд могут объединить распавшуюся вселенную, положить конец всеобщему сиротству. Каждый одинок в мире, где борются добро со злом; для преодоления зла люди должны объединиться и осуществить «братство звезд, зверей и людей». Против враждебных сил мира нужно бороться людям с чистыми, как у детей, помыслами и открытым сердцем. Идея сказки. Анализ эпизода – описание пустыря в первой части сказки. Значимые образы в описании: старые серые камни, сухая мертвая глина, голый каменный пустырь. Платонов постоянно возвращает нас к мысли о том, что человек рождается дважды. Рожденное природой существо есть лишь тело, мертвая материя. Второе рождение – одухотворение – может произойти только благодаря упорному труду – физическому и нравственному. Трагическим символом не одухотворённости мира, его смертельной тоски, становятся образы ямы, оврага, пустыря. Мысль о превращении неживой природы в живую трактуется в сказке своеобразно: цветок вырастает на камне и глине, преодолевая все мучения. Это борьба не только тела, но и духа. Еще одна философская идея – идея воскрешения умерших отцов. По мысли Платонова, жизнь человека есть напряженный труд души и тела во имя будущих поколений. Смерть как рубеж бытия и небытия становится началом новой, совершенной жизни, подобно тому, как дает молодые, сильные всходы зерно, захороненное в землю. И эти новые поколения всем обязаны своим отцам, уступившим им место на земле. Платонов верит, что когда-нибудь Вселенную можно будет «собрать» не только в пространстве, но и во времени, отдав тем самым долг своим отцам. Как это передать ученикам? Подбором глаголов из текста, мучительные усилия цветка по преодолению враждебных сил природы. Семечко приютилось, томилось, впилось в камень, цветок сторожил ветер и влагу, трудился, превозмогал терпением.
- Каким враждебным силам сопротивлялся цветок? Боль, голод, усталость, безжизненность почвы пустыря. – Как можно одним словом передать жизнь цветка? Трудная. – Найдите в тексте слова, однокоренные с этим прилагательным: труд, трудиться, трудно, труженик. Понятие труд – одно из ключевых в сказке. Автор подчеркивает, что только напряженный труд поможет цветку преодолеть все препятствия. – Что, кроме физической силы, потребовалось цветку, чтобы преодолеть все трудности? –Сила духа. Главная мысль автора? Для того чтобы преодолеть враждебные силы природы, превратить неживое в живое, безобразное и низкое в прекрасное, нужно обладать огромной силой духа и упорно трудиться.
Перечитываем два последних абзаца текста. – В конце сказки цветок погибает. Можем ли мы сказать, что он прожил свою жизнь зря? Почему? Найдите слова-выражения, описывающие жизнь цветка-сына. Был живой и терпеливый, был сильнее отца, немного лучше его. Так цветок-труженик нашел продолжение в своем потомке, который упорным трудом и терпением проложит путь другим поколениям, еще более сильным и прекрасным. В сказке о неизвестном цветке Платонов высказал свою заветную мечту о совершенном будущем человечества, где труд и сила духа побеждают враждебные силы природы, где память о предках свята, а любовь и добро помогают людям объединиться и преодолеть все преграды. В итоге задаем вопросы:
- Что реального, а что сказочного в истории о неизвестном цветке? Можно ли назвать ее притчей? Определение слова притча записано на доске. Убедившись, что произведение носит притчевый характер, спросим, чему научила нас сказка?
Домашнее задание: нарисовать мир героев Платонова таким, каким они его себе представляют. Гармония, которая рождается в одухотворенной Вселенной, - гармония звучащая: здесь озвучены и краски, и запахи. Вот почему цветок зовет Дашу безмолвным голосом своего благоухания.