Промежуточная аттестация по литературному чтению, 4 класс
Промежуточная аттестация
Предмет: литературное чтение
Форма контроля: проверочная работа
Дата проведения: 13.05.2015
Цель: определить уровень сформированности у учащихся четвертого класса навыка чтения, выяснив понимание учащимися содержания литературного текста.
Планируемые результаты: осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя) содержание текста, выявлять их специфику определять главную мысль и героев произведения; умение находить информацию; отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять последовательность событий; задавать вопросы по прочитанному тексту; сформулировать на основе прочитанного несложные выводы
Общая характеристика проверочной работы
Содержание работы соответствует основным требованиям программы к знаниям, умениям и навыкам учащихся 4 класса.
Проверка степени осознанности чтения включает в себя следующие параметры:
- Проверка степени извлечения фактической информации, т.е. информации, заданной в явном виде. Выясняется, насколько ученик понимает, о чем идет речь в тексте.
- Проверка степени извлечения информации, содержащейся в тексте в неявном виде, проверка умения формулировать выводы на основе явной и скрытой информации. Проверяется умение понять, что говорится в тексте.
- Проверка степени успешности анализа языковых средств, элементов текста. Проверяется понимание ребенком употребленных в тексте многозначных слов, слов, употребленных в переносном значении, образных выражений, фразеологических оборотов, на проверку понимания последовательности смысловых частей текста, жанровых особенностей текста.
- Проверка степени извлечения концептуальной информации, умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию. Проверяется умение понять общий смысл текста, подойти к пониманию основной мысли текста.
Структура работы.
Структура работы :
- Текст для самостоятельного чтения каждым учащимся класса про себя.
- Двадцать пять заданий к этому тексту.
Предлагается литературный текст.
Все задания к тексту можно разделить на четыре группы в зависимости от их назначения:
1 группа заданий направлена на проверку общего понимания содержания прочитанного текста, на проверку умения находить информацию, заданную в явном виде.
2 группа заданий направлена на проверку умения извлечь из текста информацию, данную в неявном виде, сформулировать на основе прочитанного несложные выводы.
3 группа заданий направлена на проверку понимания использованных в тексте языковых средств, на проверку понимания последовательности смысловых частей текста, жанровых особенностей текста.
4 группа заданий направлена на проверку умения понять общий смысл текста, определить авторский замысел, выбрать из ряда перечисленных такое предложение, которое передает основную мысль текста. Распределение заданий в соответствии с выделенными группами : Группа заданий
№ заданий
Общее количество
заданий
1 группа заданий
1, 2, 4, 5, 6,7, 8, 9,
10, 11, 12, 13, 14, 17
14
2 группа заданий
15, 19, 22
3
3 группа заданий
3, 16, 18, 20, 21, 24
6
4 группа заданий
23, 25
2
В предлагаемой проверочной работе можно выделить задания трех уровней сложности: базовый уровень, повышенный, высокий.
Уровень
сложности
№ заданий
заданий Общее
количество
базовый
1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
12
повышенный
3,
7, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 24
10
высокий
21, 23, 25
3
В проверочной работе используются следующие типы заданий :задания с выбором правильного ответа из трех - четырех предложенных (17 заданий из 25), 1 задание на нумерацию предложений – учащиеся должны расставить цифры от 1 до 5, определив правильную последовательность пунктов плана, задания с кратким и развернутым ответом (7 заданий из 25).
Время выполнения работы.
На выполнение работы отводится 45 минут. В случае необходимости учитель может разрешить учащимся завершить работу после звонка.
Учащиеся получают листок с текстом и специальные бланки, на которых напечатаны задания к тексту. Учащиеся выполняют работу на данных бланках, букву с правильным ответом учащиеся обводят или помечают +.
Оценка выполнения заданий и работы в целом
Проверочная работа оценивается в баллах. За каждое верно выполненное задание
№1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 проверочной работы ученик получает один балл. За верно выполненные задания № 3, 7, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25 – 2 балла,
за частично выполненные – по 1 баллу. За правильно выполненное задание
№ 21 - 5 баллов за полностью верный порядок пунктов плана и по1 баллу за каждый правильный пункт. Таким образом, максимальное число баллов, которые может набрать ученик за всю работу, равно 41.
Общая оценка качества выполнения проверочной работы :
менее 20 баллов – низкий уровень выполнения работы; от 20 до 28 средний уровень , от 29 до 41 –высокий уровень .
Отметка «5» выставляется ученику, если он набрал 36 и более баллов,
«4» - от 29 до 35 баллов,
«3» - от 20 до 28 баллов,
«2» -менее 20 баллов. Текст
Борис Михайлов
САМЫЙ КРОХОТНЫЙ ЗВЕРЬ
Слышали ли вы о землеройках? Может быть, и слышали. И, может быть, даже знаете, что землеройки приносят большую пользу лесу, так как истребляют множество вредных насекомых. Может быть, и слышали, но, наверное, не видели. Потому что землеройки - это самые крохотные зверьки, населяющие наши леса и поля. Ну кто, скажите, разглядит в густой высокой траве крохотульку размером меньше детского пальца? А если к этому прибавить, что землеройка - зверёк чрезвычайно скрытный, пугливый, осторожный и при всяком приближающемся незнакомом шуме прячется, затаивается, то и понятно, почему увидеть землеройку практически невозможно.
А вот мне довелось увидеть её. И не одну, а с целым выводком детёнышей! Вы можете себе представить, что это такое - детёныши крохотной землеройки? Это же совершенно невообразимые крохотулины величиной с муху! И у этих малышек есть всё, что полагается иметь зверю: и туловище, и ножки, и хвостик, и головка, конечно. А в головке - мозг величиной, наверное, с просяное зёрнышко. Это по размеру. А что касается ума, судите сами.
Случилось так, что в лесу пересеклись пути двух зверей - самого огромного и самого крохотного.
Я шёл на этюды с ящиком для красок и кистей, такой ящик называется «этюдник». Шёл я и случайно спугнул с дневной лёжки отдыхавшего лося. Вскочил лось и рванул рысью в сторону от меня. Вот это зверюга! Килограммов, наверное, триста - четыреста весом. Размах рогов у таких великанов достигает полутора метров. А следы, наверное,
величиной с мою кепку.
Лось со страшным шумом проломился через зелёную стену молодых сосенок и скрылся в густой осиновой рощице. «Вот так громила», - подумал я и пошёл посмотреть следы.
Встал я на колени перед вмятиной, снял с головы кепку, чтобы для интереса
попробовать накрыть ею лосиный след.
И тут увидел, что сверху по краю вмятины мечется маленький зверёк, а на дне вмятины копошится второй, в несколько раз меньше того, что наверху. Ну до чего махонький! Пришлось мне очки надеть, чтобы получше его разглядеть. Как надел очки, сразу понял - да это же землеройки, мать и детёныш!
Вот так удача, вот так счастье мне подвалило! Стою я на коленях и дыхание затаил, чтобы не спугнуть редких зверюшек. Смотрю и вижу: мать отыскала пологий участок вмятины, проворно спустилась вниз и подставила свой хвостик малышу. Тот, не долго раздумывая, будто всю свою жизнь только этим и занимался, ухватился своими зубками (я не видел их, а лишь догадался об этом) за кончик хвоста матери, и та по пологому склону выволокла малыша, будто на буксире, наверх.
Дальше было совсем чудно. Оказавшись наверху, мать открыла рот и что-то пропищала на своём землеройском наречии. И сразу же невесть откуда около неё оказался целый десяток, как мне показалось, таких же малышей, как тот, первый. Они выстроились - это уж хотите - верьте, хотите - нет! — один за другим: хвостик в
ротик, хвостик в ротик. Получилась живая цепочка, будто ребятишки из детского садика дорогу переходят: каждый задний держится за пальтишко переднего.
И вся эта процессия — а процессия - то длиной всего несколько сантиметров!
— мгновенно двинулась к какой - то своей цели, быстро - быстро семеня крохотными ножками.
И не успел я глазом моргнуть, все скрылись в траве. Были землеройки — и нету!
Вот вам и мозг с просяное зёрнышко!
Задания к тексту
Внимательно прочитай рассказ Бориса Михайлова «Самый крохотный зверь» и ответь на следующие вопросы.
Желаем удачи!
1. Где происходит действие рассказа?
А) в деревне; Б) в лесу;
В) в поле; Г) на водоеме .2. Кого называют в рассказе «самым крохотным зверем»?
А) лося; Б) землеройку ;В) муху ; Г) мышь.
3. Выбери из рассказа и запиши все слова, родственные слову «крохотный».
Ответ : _________________________________________________________________________
4. Какую пользу приносит землеройки лесу?
А) роют землю; Б) истребляют вредных насекомых;
В) рыхлят почву; Г) очищают воду.
5. Почему нельзя практически увидеть землероек? Выберите все правильные ответы.
А) зверек пугливый, осторожный; Б) зверек скрытный ;В) зверек очень маленький; Г) зверек не любит встречаться с человеком.
6. Каков размер взрослой землеройки?
А) не больше 10 см ; Б) меньше детского пальца;
В) величиной с карандаш; Г) такая же, как хомячок.
7. Кого автор называет «громилой» и «зверюгой»? _________________________________
Почему?___________________________________________________________________
8. Что такое этюдник? Напиши._____________________________________________________
9. Зачем автор отправился в лес?
А) рисовать; Б) охотиться;
В) ловить рыбу; Г) собирать ягоды.
10. Кого он случайно спугнул?
А) оленя; Б) волка;
В) зайца; Г) лося.
11. Что делал лось?
А) щипал траву; Б) отдыхал на дневной лежке;
В) ел грибы; Г) пил воду из лесной речки.
12. С чем сравнивает автор величину следов лося?
А) со следами человека; Б) размером с тарелку;
В) величиной с кепку; Г) величиной с резиновый сапог.
13. Для чего автор снял с головы свою кепку?
А) было очень жарко;
Б) хотел насобирать в нее ягод;
В) хотел для интереса накрыть след лося;
Г) хотел посадить в нее землероек.
14. Что помогло разглядеть землероек на дне и краю вмятины?
А) фонарик; Б) лупа;
В) очки; Г) ничего не понадобилось.
15. О каком счастье и удаче говорит автор?
А) удалось случайно понаблюдать за сообразительными землеройками;
Б) выиграл в лотерею;
В) удачно поохотился;
Г) хорошо отдохнул.
16. Как понимаешь выражение «дыхание затаил»?
А) сидел тихо, неподвижно, чтобы не спугнуть зверюшек;
Б) перестал дышать;
В) затаил обиду;
Г) замолчал.
17. Напиши, каким образом землеройка мать спасла своего детеныша из ямки от следа лося:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. Как ты понимаешь выражение «мать ... что -то пропищала на своем землеройском наречии» ? Напиши.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. О каком «детском садике » говорит автор рассказа?
А) о садике из цветов;
Б) о выстроившихся в цепочку детенышах землеройки;
В) о ребятишках их детского садика, переходивших дорогу;
Г) о птице с ее птенцами.20. Как ты понимаешь выражение «не успеть глазом моргнуть»?
А) очень медленно; Б) очень быстро;
В) не моргать глазами
21. Расположи пункты цитатного плана текста в соответствии с содержанием:
_____ «... землеройки – это самые крохотные зверьки, населяющие наши леса и поля».
_____ «Вот так счастье подвалило!»
_____ «Получилась живая цепочка »
_____ «Что это такое – детеныши крохотной землеройки ? »
_____ «Вот так громила!»
22. Как ты понимаешь предложение «Вот вам и мозг с просяное зернышко!»?
Напиши:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
23. Чему учит данный рассказ ? Выберите все правильные ответы.
А) «Любовь к родине начинается с любви к ее природе»;
Б) Наблюдение за природой обогащает человека не только новыми знаниями, но и новыми впечатлениями и чувствами;
В) Человек - главный в природе, и он будет делать с природой все, что ему надо ради своей выгоды.
Г) И землеройка, и лось, и человек – это дети природы. Все нужны, все важны , и нет среди кого - то главнее , лучше, умнее, полезнее;
24. В какой из сборников можно было бы поместить данное произведение?
А) литературные сказки;
Б) рассказы о природе;
В) рассказы о детях;
Г) рассказы о временах года.
25. Что интересного узнал ты, прочитав этот рассказ?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________