Брошюра для учителей Активные методы обучения
Активные методы обучения —
система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала.
455676031242000
Активные методы подведения итогов урока
А.М: «Шкатулка успехов и достижений», «Комплименты», «Мухомор", «Цветик-семицветик», «Мудрый совет», «Итоговый круг», «Ресторан», «Ромашка»
«Ресторан»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение: учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого… - Больше всего мне понравилось… - Я почти переварил… - Я переел… - Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.
Условия, необходимые для эффективного проведения АМО:
1. Гармоничное встраивание АМО в урок – соответствие этапам урока, теме.
2. Взаимосвязь и соотношение с другими дидактическими инструментами урока.
3. Достаточность запланированного времени для проведения АМО.
4. Эргономичность используемых методов.
5. Наличие места и других условий для качественного проведения АМО.
7. Соблюдение субъект - субъектных отношений.
8. Вовлечение в процесс каждого обучающегося.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия.
Этапы:
Инициация (приветствие, знакомство).
Вхождение или погружение в тему (определение целей урока).
Определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды).
Фаза 2. Работа над темой
Этапы:
Закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания).
Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации).
Проработка содержания темы (групповая, парная работа)
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия.
Этапы:
Эмоциональная разрядка (разминка).
Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).
Активные методы первой фазы образовательного мероприятия
К активным методам начала образовательного мероприятия относятся АМ приветствия и знакомства, целеполагания, выяснения ожиданий и опасений.
Метод «Поздоровайся глазами» Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
Поздороваемся друг с другом не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Метод «Поздоровайся локтями»Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомствоПодготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.Проведение:Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; • Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; • Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Активные методы рефлексии:
«Светофор», «Все у меня в руках», «Какой путь я прошёл»
«Всё у меня в руках»
Цель: выяснить отношение обучающихся к прошедшему занятию.
Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 5-7 минут
Необходимые материалы: листы бумагам всем участникам, разноцветные карточки, скотч.
Проведение: вопросы для оценки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:
большой палец – над этой темой я хотел(а) бы ещё поработать;
указательный – здесь мне были даны конкретные указания;
средний – мне здесь совсем не понравилось;
безымянный – психологическая атмосфера;
мне здесь не хватало …
Участники рисуют на листах бумаги свою руку, обводя её контур, записывая вопросы возле каждого пальца, и вписывают внутри каждого контура ответы на эти вопросы. Затем листки вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ними.
140208067183000Варианты/ примечания: Листочки могут быть круглой формы. Особо сравниваются результаты с намеченными ожиданиями в начале урока. На доске появляется наглядный итог урока в виде светофора.
Активные методы релаксации
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»Цель – повысить уровень энергии в классе.Проведение:Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.Можно предложить всем пару раз зевнуть. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть вверх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.Вода. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.. Примеры АМ выяснения целей, ожиданий и опасений
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать следующие методы: «Фруктовый сад», «Поляна снежинок», «Разноцветные листья», «Гроза- солнце», «Воздушные шарики», «Цветные ладошки»
Метод «Фруктовый сад»
Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода. Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево».
Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
На яблоках необходимо записать свои ожидания, а опасения на лимонах и прикрепить их к соответствующему дереву
124587016256000.
Активные методы второй фазы образовательного мероприятия: работа над темой
К таким методам относятся: АМ закрепления изученного материала, АМ презентации нового учебного материала и АМ организации самостоятельной работы над темой.
АМ презентации учебного материала:
«Интерактивный опрос», «Инфо-угадайка», «Кластер»
«Инфо-угадайка»
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Группы: все участники.
Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение: Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
АМ организации самостоятельной работы над темой
«Автобусная остановка», «Светофор»
«Автобусная остановка».
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: по числу вопросов.
Численность: весь класс.
Время: 15-20 минут
Материал: листы большого формата, фломастеры.
Проведение: я определяю количество обсуждаемых вопросов новой темы, обычно их 4-5. Участники разделяются на группы по числу вопросов.
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (стене или столе) расположен лист большого формата с записанным на нём вопросом по теме. Я ставлю задачу группам – записать на столе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3х минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой, нельзя. Затем следующий переход к автобусной остановке и ещё 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.
5842003160395Услышишь – забудешь,
Увидишь – запомнишь,
Построишь – поймешь.
Конфуций.
00Услышишь – забудешь,
Увидишь – запомнишь,
Построишь – поймешь.
Конфуций.
535686032556450066382901666875АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
00АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
62744356109335МО регионоведения, 2016г.
00МО регионоведения, 2016г.
5918835150495005775960-270510МКОУ «Уланхольская СОШ»
00МКОУ «Уланхольская СОШ»
5356860-461010005090160-36576000