Достижение планируемых результатов по истории: обучающие и контрольные задания


Достижение планируемых результатов по истории :обучающие и контрольные задания
Важнейшим средством, способствующим достижению планируемых результатов, служит система учебных и контрольных заданий.
В данной разработке приводятся подборки заданий по основным разделам курса отечественной истории изучаемых 9-11 классов.
Подборки характеризуются следующими чертами:
-задания не охватывают все содержания курса; это главным образом познавательные задачи ориентированные на достижение определенного результата;
-в рамках разделов задания указаны по каждому планируемому результату и по основным умениям;
-задания дифференцированы по сложности, по каждому умению, выделены базовый и повышенный уровни;
-при использовании задания в обучающей функции предполагается работа с информацией учебника, исторических источников и та.д.
Задание 1.
Предложите учебное задание на составление описания артефакта / события / личности на материале одного из курсов истории. (до 2 баллов)
Задание базового уровня для 10класса
Составьте описание личности создателя единого Русского государства - Ивана III.
Планируемый результат: описывать личностьИвана III на основе учебной, научно-популярной литературе, материалов найденных в Интернете.
Умения:разъяснять сущность оценок исторических событий и описывать личность , приводимых в учебной и научно-популярной литературе; высказывать и аргументировать свою оценку событий и личности.
Учитель ,не называя имени личности ,пробуждает к ней простой человеческий интерес. Затем либо тут же на уроке, либо от занятия к занятию напоминает о ней все новыми и новыми описаниями. Наступает время, когда описанной информации накапливается столько, что учащиеся узнают, о ком идет речь
Вариант ответа ученика
«Иван был человек крутого нрава, холодный, рассудительный, с чёрствым сердцем, властолюбивый, неуклонный в преследовании избранной цели, скрытный чрезвычайно осторожный; во всех его действиях видна постепенность, даже медлительность; он не отличался ни отвагою, ни храбростью, зато умел превосходно пользоваться обстоятельствами; он никогда не увлекался, зато поступал решительно, когда видел, что дело созрело до того, что успех несомненен… У Ивана Васильевича, как показывают его поступки, было правилом прикрывать все личною правды и законности, казаться противником насильственного введения новизны; он вел дела свои так, что полезная для него новизна вызывалась не им самим, а другим» (Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. – М., 1993. – С. 136, 137).При описании соблюдается ряд требований: - целенаправленность;- объективность;- недопущение противоречащих утверждений;- простота и ясность языка.Эти требования в исторической литературе выдерживаются далеко не всегда даже одними и теми же авторами об одних и тех же личностях. В только что приведённом описании Ивана Васильевича Н.И. Костомаров показал великого князя человеком, который не отличался «ни отвагою, ни храбростью» (там же. – С. 136). А уже на следующей странице автор характеризует его как «решительного и смелого» правителя (там же. – С. 137) Задание 2.
Предложите учебное задание на составление характеристики артефакта / события / личности (до 5 баллов)
Задание повышенного уровня для 10 класса.
Охарактеризуйте личность и деятельность Ярослава Мудрого. Как вы оцените результаты его деятельности? Аргументируйте своё мнение.
Планируемый результат: составлять характеристику Ярослава Мудрогона основе учебной, научно-популярной литературе, материалов найденных в Интернете.
Умения:разъяснять сущность оценок исторических событий и характеристик личности, приводимых в учебной и научно-популярной литературе; высказывать и аргументировать свою оценку событий и личности.
Вариант ответа ученика
Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.) – великий киевский князь
Направления деятельности.
I. Утверждение на киевском престоле:
- участие в длительной братской междоусобице против Святополка Окаянного;
- месть за убийство Бориса и Глеба;
- 1024 г. – сражение против брата, Мстислава Тмутараканского; поражение Ярослава, договорённость о разделе земель с Мстиславом Владимировичем;
- 1036 г. – смерть бездетного Мстислава, утверждение Ярослава единовластным правителем Руси.
II. Укрепление обороноспособности Руси:
- 1036 г. – окончательный разгром печенегов.
III. Законодательная деятельность:
- ~ кон. 40-х гг. ХI в. – создание «Русской правды» («Правда Ярослава»):
а) закрепление социального расслоения русского общества:
* служилое сословие: тиуны, огнищане, мечники;
* зависимое сословие: закупы, рядовичи, пленники, прощенники, наймиты, холопы;
б) закрепление кровной мести;
в) вопросы наследования имущества.
IV. Укрепление международного авторитета Руси:
- династические браки сыновей и дочерей Ярослава Мудрого.
V. Изменение порядка престолонаследия:
- введение лествичного наследования: переход престола к старшему в роду (не от отца к старшему сыну, а к брату).VI. Распространение культуры:
- строительство Софийского собора и Золотых ворот в Киеве;
- создание великокняжеской библиотеки;
- 1054 г. – первая русская книга «Остромирово Евангелие»;
- основал города Юрьев (ныне Тарту), Ярославль, Новгород-Северский.
Результаты: расцвет Древнерусского государства, укрепление связей внутри страны, внешняя безопасность, расцвет культуры, издание первого письменного свода законов.
Задание представляет собой самые разнообразные формы, выбор которых остаётся за учеником (сочинение, свободный развёрнутый ответ, развёрнутый план, цитатный план). Формулировка этого задания включает в себя практически своеобразный план ответа. Особое внимание следует обратить на формулировку основных направлений деятельности. Они могут носить как самый общий характер (внутренняя политика, внешняя политика), так и более конкретный (реформы государственного управления, законодательная деятельность, и т.д.).
От выбора исторического персонажа зависит и количество направлений его деятельности, но их должно быть не менее двух. Что понимать под словами «краткая характеристика основных направлений деятельности»? В первую очередь должно присутствовать изложение основных фактов деятельности: войны, реформы, , походы, законы и т.д., можно использовать необходимые термины, раскрывать причинно-следственные связи.
Под характеристикой результатов деятельности понимается изложение итогов и раскрытие исторического значения предложенного исторического деятеля для конкретного исторического периода в частности и для всей истории России в целом. Выводы могут не выделяться особо, а содержаться в изложении основных характеристик деятельности.
При написании характеристики могут быть проверены следующие компетенции учащихся:
1. Хронологические знания и умения:
1.1 называть даты важнейших, ключевых событий отечественной истории, определять хронологические рамки исторических периодов и процессов;
1.2. представлять последовательность исторических событий, их место в рамках крупных исторических периодов
1.2 давать характеристики периодов в развитии исторических процессов.
2. Знание фактов:
2.1. называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
2.2. представлять биографию исторической личности.
3. Анализ исторического материала:
3.1. показывать последовательность исторических фактов, явлений и процессов;
3.2. называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений;
3.3. объяснять мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей и социальных групп в истории.
4. Оценки исторических событий через призму личностного подхода:
4.1. знать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;
4.2. формулировать и аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории.
Итак, мы можем видеть, что задание полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и критерии, которые заложены в основу этого задания, нацелены именно на проверку освоения указанных компетенций.
Задание 3.
Предложите учебное задание на сравнение артефактов / событий / личностей на материале (до 5 баллов)
Задание повышенного уровня для 9 класса.
Составьте сравнительный анализ характеристик, качеств однородных в плане деятельности личностей XXв.
Представьте планируемый результат – вариант ответа ученика с вашим комментарием.
Планируемый результат: давать оценку событиям и личности отечественной истории XXвекана основе учебной, научно-популярной литературе, материалов найденных в Интернете.
Умения:составлять отдельные оценки событий и личностей, выявляя их сходство и расхождения.
Вариант ответа ученика в форме таблицы
Качества Личности
НиколайIIЛенин Сталин Хрущев Брежнев Горбачев Ельцин
1.Сильный
характер 2.Стремление к истине 3.Привязанность к идее 4.Умение предвидеть дальнейший ход событий 5.Риск 6.Импровизация, порыв, страсть, эмоции 7.Неперпимость и безапелляционность 8. Русское «авось» Заполнение таблицы вызывает споры о наличии тех или иных качеств у тех или иных личностей, что неизбежно приводит, при хорошей ориентировке со стороны учителя, к изучению дополнительных источников, более внимательному прослушиванию фрагментов сообщений о деятельности предложенных к оценке лиц и более основательному штудированию учебника.
Задание 4.
Выберите учебное понятие, которые предстоит усвоить учащимся на уроке / за время изучения темы. Представьте данное понятие в системе связей: 1) часть – целое, 2) целое – часть, 3) вид – род (обобщение понятия), 4) род – вид (ограничение понятия), 5) причина – следствие, 6) следствие – причина.Напишите методический комментарий к заданию. (до 10 баллов)
Методика предполагает трехэтапный алгоритм работы:1. Вычисление существенных признаков из определения понятия.2. Подбор сходных, родственных понятий для анализа.3. Подведение родственных понятий под признаки изучаемого понятия.
Рассмотрим предложенное правило работы на примере понятия агрессия.1. Выберем из словарей наиболее удачное определение понятия. Агрессия- это «вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие страны с целью захвата их территорий и насильственного подчинения своей власти» (С. Ожегов).Выделим из определения существенные признаки: вооруженное нападение; захват территорий других стран; подчинение своей власти.2. Понятия агрессия может найти применение при анализе следующих исторических событий: Великая Отечественная война (1941-1945 гг.); Русско-японская война (1904-1905 гг.); нашествие Французов на Россию (1812 г.); Первая мировая война (1914-1918 гг.); Русско-турецкая война( 1877-1878 гг.); Война в Афганистане(1979-1889 гг.) и т. дДля последующего удобства в работе с изучаемым понятием, его существенные признаки и родственные понятия разнесем в соответствующей таблице (см. ниже).
Понятия Существенные признаки Факты, события и т.п. для анализа
Агрессия 1.Вооруженное нападение2.Захват территорий других стран.3.Подчинение своей власти. а) Великая Отечественная войнаб) Русско-японская войнав) Нашествие французов на Россиюг) Первая мировая войнад) Русско-турецкая войнае) Война в Афганистане и т.д.
3. Имея такую таблицу , учащийся приступает к подведению понятия, отражающих родственные факты, события и т.п. , под существенные признаки изучаемого понятия агрессия.Первое событие –Великая Отечественная война (1941-1946 гг). Со стороны Германии она характеризуется :- внезапным нападением на Советский союз ; - стремление захватить территорию страны ; - подчинением СССР Германии и установлением на его территории власти захватчиков .Таким образом, все признаки , характеризующие войну со стороны Германии , отчетливо квалифицируются как агрессия .
Задание 5.
Выберите учебное понятие, которое предстоит усвоить учащимся на уроке / за время изучения темы. Представьте данное понятие в системе связей: 1) временных, 2) пространственных, 3) пространственно-временных. Сходство по смыслу понятий национализация, конфискация, экспроприация для многих учащихся девятых классов видно не вооруженным глазом: у кого-то что-то отбирают . А вот у кого, кому во вред, кому на пользу –ответы чаще остаются закрытыми. Предлагаемая методика содержит возможность для учащихся, работать с понятиями , тут же увязывать его с историческими фактами, встречающимися при чтении учебника, пособий и т.п.
Работа по данному алгоритму включает три этапа.
1.Выписка определений изучаемых понятий .2.Выделение исторических рамок(периодов, лет),которые выписываются в реализацию понятий.
3.Запись конкретных фактов, имеющих место в истории и попадающих под сущность определений.
1этап. Нахождение определений изучаемых понятий.
Национализация Конфискация Экспроприация
Переход от частной собственности в собственность государства предприятий и целых отраслей экономики, земель, банков, жилых и общественных зданий и т п.т. Иногда владельцам может выплачиваться компенсация. Принудительное и безвозмездное изъятие денег, имущества и т. п. в собственность государства. Принимается как мера дополнительного наказания. Принудительное (безвозмездное или оплачиваемое) лишение собственности одного общественного класса другим.
2этап. Выделение исторических рамок(периодов, лет),которые выписываются в реализацию понятий.
1901-1917гг.
90-е гг. XXв. На протяжении XXв. 1917-1918гг.
3 этап.Запись конкретных фактов, имеющих место в истории России (XX) и попадающих под сущность определений.
Начало века.( 1917-1918гг.):
-крупная промышленность;
-транспорт;
-внешняя торговля;
-частные банки.
На протяжении века:
-у настоящих преступников;
-1917г.- у имущих слоев населения;
-в годы Гражданской войны -у противников большевиков;
- в сталинские времена – у «врагов народа».
Имущие слои (классы) были лишены собственности в пользу государства.