Конспект Достижение планируемых результатов в начальной школе.
Достижение планируемых результатов на уроках в начальной школе.
Процесс достижения планируемых результатов на уроках в начальной школе требует целенаправленной организации учебной деятельности, создания педагогических условий для развития личности обучающихся на основе освоения УУД при изучении конкретного учебного материала школьных предметов.
Как организовать процесс достижения планируемых результатов? Какие педагогические технологии выступают наиболее эффективными средствами достижения планируемых результатов?
Согласно требованиям ФГОС НОО, при выборе технологии учитель должен руководствоваться системно-деятельностным подходом, в частности, его ведущими принципами, положенными в основу концепции современного урока:
-ориентация на достижение планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);
-деятельностная направленность процессов обучения и учения;
-встроенность оценочной деятельности в учебный процесс;
-индивидуализированный подход к обучающимся на основе дифференциации требований к освоению изучаемого содержания.
Следовательно, в основе современного урока лежат технологии деятельностного типа, обеспечивающие развитие у школьников умение учиться, становление их как субъектов учебной деятельности.
В практике начальной школы широко используются следующие технологии деятельностного типа:
-технология деятельностного метода обучения (Л.Г.Петерсон)
-технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л.Мельникова)
- технология достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы (О.Б.Логинова)
Структура урока, построенного на основе технологии достижения планируемых результатов, конструируется из специально организованных учебных ситуаций.
Учебная ситуация -это особая единица учебного процесса, в которой школьники с помощью учителя осваивают предметное содержание на основе УУД. В зависимости от этапов урока учебные ситуации имеют свои цели, определяющие ведущие действия. При этом изучаемое учебное содержание выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ученик совершает специфичные для данного учебного предмета действия, осваивает характерные для данной области способы действия.
Проектируя урок на основе технологии достижения планируемых результатов, необходимо спланировать:
- результаты учебной деятельности (личностные, метапредметные, предметные)
- учебные ситуации, содержащие действия по достижению планируемых результатов в ходе решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- оценочные ситуации, позволяющие ученикам сделать вывод о достижении планируемых результатов.
На этапе актуализации знаний и мотивации учебная ситуация содержит действия с учебным содержанием, необходимым для изучения нового материала. Здесь важно создать ситуацию успеха при решении практической задачи на знакомом материале и ситуацию затруднения, способствующую пониманию того, что успешному решению практической задачи мешает отсутствие каких-то знаний и умений.
На этапе целеполагания учитель управляет постановкой и принятием учебных задач, помогает понять смысл целеполагания, учит школьников осмысленно совершать его. В диалоге с учениками он способствует их пониманию, что постановка цели осуществляется на основе представления, планирования результатов (цель рассматривается как прогнозируемый , планируемый результат) и действий по их достижению ( полагание – это планирование действий.)
Примерные вопросы учителя при постановке цели могут быть следующими: «Что вы должны узнать? Какое знание надо получить в результате работы? Чему надо научиться? Какое надо получить умение? Что будет результатом работы на уроке?» При этом важно объяснить ученикам, что результатом учебной деятельности на уроке должны быть знания и умения по изучаемой теме.
Далее учитель задаёт вопросы по постановке учебных задач, планированию учебных действий: «Как вы будете достигать результата? Что будете делать? Какие действия будете осуществлять?»
Для повышения развивающего эффекта диалог сопровождается фиксацией ключевых аспектов на доске.
Тема: Неопределённая форма глагола
Цель учебной деятельности на уроке
Планируемые результаты Учебные задачи
(план учебных действий)
1.Знание о неопределённой форме глагола 1. Узнать, что такое неопределённая форма глагола.
2.Умение ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме, определять. 2.Научиться ставить глаголы в неопределённую форму, определять глаголы в неопределённой форме.
3.Умение (опыт) ставить глаголы в неопределённую форму, находить их на практике. 3. Применять на практике умения находить и ставит глагол в неопределённую форму.
Фиксация общей «схемы» целеполагания на доске позволяет ученикам обращаться к поставленным задачам в течение урока, соотносить с ней свои действия и результаты, делать выводы на основе критерия успешности.
При её использовании на различных уроках школьники постепенно присваивают не только общий способ целеполагания - умение принимать учебные задачи, как регулятивное действие, но и развивают такие регулятивные универсальные действия, как умение сохранять учебные задачи, планировать действия, действовать по плану, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Учитель спрашивает учеников:
-Принимаете ли вы учебные задачи?
Итак, мы поставили цель, спланировали результаты, определили учебные задачи, действия и последовательность их выполнения.
Работа по оценочному листу
Оценочный лист
Критерии оценки результатов учебной деятельности на уроке Знаки
(+, -,
1.Знания о неопределённой форме глагола и вопросах её определяющих. 2.Умение ставить глаголы в неопределённую форму. 3.3.Умение (опыт) ставить и находить глаголы в неопределённой форме на практике. Вывод: учебные задачи успешно решены, запланированные результаты достигнуты.
На этапе решения учебных задач учитель организует учебные ситуации в соответствии с планом учебных действий. Сначала школьники получают знания о неопределённой форме глагола и вопросах к ней. Можно прочитать по учебнику, или толковому словарю определения инфинитив (нач. форма) Достижения результата решения этой учебно-познавательной задачи фиксируется в виде знака в оценочном листе.
Затем организуется ситуация по отработке умения ставит глаголы в неопределённую форму. Для этого учитель предлагает выполнить задания из учебника или рабочей тетради. Достижения результата решения этой учебной задачи также фиксируется знаком в оценочном листе.
Завершается этап отработкой умения определять или ставить в начальную форму на практике. Можно организовать групповую работу. Достижения результатов решения этой учебно-познавательной задачи также фиксируется знаком в оценочном листе.
На этапе рефлексии соотносятся поставленная цель и достигнутые результаты, выявляются причины успехов и трудностей, осуществляется итоговая оценка.
Ориентация на достижение планируемых результатов требует реализации критериального и комплексного подходов к оценке. Критериальный подход ориентирует оценочную деятельностьучеников на установление соответствия критериев планируемым результатам. Комплексный подход позволяет ученикам увидеть и оценить не только знания, которые они открыли на уроке, но и осмыслить ценность тех УУД, которые помогли получить эти знания. Таким образом, оценочная деятельность естественным образом встраивается в образовательный процесс и носит формирующий характер. Описанная организация оценивания достигнутых результатов и процесса их достижения способствует формированию у обучающихся таких регулятивных универсальных учебных действий, как самоконтроль и самооценка.
В ходе организации оценочных действий школьников учитель помогает определить объект и критерии оценки; задание, содержащее объект оценки; форму фиксации результатов; шкалу и вид отметки.
В контексте формирующего подхода к оценке шкала отражает уровень достижения результата, а отметка это результат оценивания, количественное выражение оценки достижений обучающихся в цифрах или других условных знаках.
В оценочных ситуациях внимание учеников обращается не только на предметные знания и умения, но и на те регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия, которые ученики осуществляли на уроке. Важно обсудить с учащимися, какие личностные качества они проявляли в учебной деятельности, какими они были учениками на уроке (целеустремлёнными, любознательными, находчивыми, внимательными, старательными, доброжелательными…) Вывод, к которому должен прийти каждый ученик, - это понимание, осознание того, что успешность в достижении планируемых результатов во многом зависит от его личной заинтересованности, желания и умения учиться.
Далее подводится итог. Учащиеся работают с оценочным листом. Делают вывод, что учебные задачи успешно решены, запланированные результаты достигнуты.
Учитель говорит? Подготовьте отчёт о результатах учебной деятельности на уроке. Можно воспользоваться памяткой « Отчёт о результатах учебной деятельности на уроке».
Отчёт о результатах учебной деятельности на уроке
В начале урока я не знал(а)…
Чтобы узнать, я поставил(а) и решил(а) учебные задачи…..
Я достигл(а) следующих результатов: получил(а) знание о …, умение …, опыт…
Учебные задачи решены успешно (или остались вопросы, есть проблемы).
5.На следующих уроках я смогу применить знание о ….(или необходимо закрепить, или нужно вернуться к учебным задачам 1.2 или 3.
Полученные знания о …, умения и опыт мне необходимы, так как имеют для меня значение, потому что… полезны.
В работе я проявил(а) целеустремлённость, любознательность, доброжелательность, поэтому работа была успешной. Мне удалось достичь цели, получить запланированные результаты.
Работа с отчётом о результатах учебной деятельности на уроке – эффективный приём формирования таких личностных учебных действий, как начальные формы рефлекиии личностный смысл , понимание причин успеха в учебной деятельности Самоопределение, ориентация на позицию хорошего ученика.
В целом организация учебной деятельности на основе технологии достижения планируемых результатов выступает эффективным средством формирования УУД и обеспечивает достижение планируемых результатов на уроках в начальной школе.
Используемая литература:
«НШ» № 12 за 2014г .
А.Г.Пачина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования. Институт развития образования Омской области, г.Омск.
Метелёва Г.В.
27.03.2015г.