Статья на тему: Виды индивидуальной и групповой работы на занятиях иностранного языка
Виды индивидуальной и групповой работы на занятиях иностранного языка
Как известно, цель обучения иностранному языку состоит в овладении коммуникативной компетенцией. Поэтому мои усилия как преподавателя английского языка направлены:
· на формирование коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности с учетом речевых возможностей и потребностей обучающихся,
·на ознакомление с миром зарубежных сверстников, с доступными образцами художественной литературы, приобщение к нравам и обычаям страны изучаемого языка,
· на развитие творческого потенциала студентов через разнообразные виды деятельности,
· на развитие интеллектуальных, речевых, познавательных способностей.
Курс английского языка дает возможность овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики, получить представление об основных грамматических категориях, овладеть техникой чтения, понимать на слух иноязычную речь, освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка, овладеть навыками письма. Во главу угла ставлю гармоничное развитие личности, поэтому программы и методы обучения и воспитания должны формировать осознанную, добровольную мотивацию к изучению. Для достижения этой цели я использую инновационные технологии, которые способствуют повышению уверенности в себе; позволяют видеть в себе способного человека; развивают умение самооценки, развивают коммуникативность и умение сотрудничать. На своих занятиях я применяю иллюстративные рассказы, ассоциограммы. Опорные конспекты и опорные знаки для представления материала в сжатой форме. Они повышают запоминаемость, их можно использовать для взаимоконтроля и взаимопомощи. Обучение английскому языку я строю по спирали, от простого к сложному, с учетом познавательных возможностей обучающихся и на базе уже изученного материала. Изучение глобальных тем и вопросов провожу на социокультурном фоне их возникновения и развития. Учитывая возрастные психологические и физиологические особенности студентов подбираю методы, формы, средства обучения и типы занятий. На занятиях я использую графические средства (таблицы, схемы, кроссворды), видеофильмы, компьютерные обучающие программы, тестирование и ролевые игры. А также такие приемы, как инсценировки, литературные композиции, тематические вечера, конкурсы знатоков, которые позволяют дать каждому обучающемуся посильное и интересное для него задание. Кроме того я использую в работе проектные занятия, занятия-викторины, занятия-зачеты, занятия-путешествия, занятия-соревнования. Одним из самых простых и доступных приемов является использование стихов, песен, рифмовок, запоминалок, когда вместе с развитием коммуникативных умений тренируется память, стимулируется интерес к предмету. Изучение ИЯ станет более доступным и приятным, когда обучающийся сам соприкоснется с изучаемым явлением, поэтому тематика занятий максимально приближена к социально-бытовой, учебно-трудовой, социально-культурной сфере. Для успешного усвоения материала и повышения статуса сильного студента я провожу занятия взаимопомощи и взаимоконтроля. Для представления нового материала в своей работе я использую видеофильмы и компьютерные презентации. На занятиях сочетаю индивидуальную, парную, групповую и коллективную формы работы. Использование различных методов дает хорошие результаты: повысилось качество знаний по предмету, растет интерес к изучению английского языка. развивается креативность студентов. Обучающиеся создают обучающие программы (на правила чтения, например), выполняют рисунки и кроссворды, создают рекламу (реклама отеля или реклама компьютера), ведут исследовательскую деятельность.
Я всегда стараюсь находиться в курсе новинок методической литературы, делюсь опытом с коллегами, даю открытые уроки, участвую в проведении недели иностранных языков в техникуме, прилагаю все усилия для повышения мотивации и интереса к изучению иностранного языка.
Проблема, над которой я работаю – «» Виды индивидуальной и групповой (дифференцированной и единой) работы на занятиях английского языка. В основу методики обучения иностранному языку положен деятельностный подход. Деятельностный подход ориентирован не столько на усвоение знаний, сколько на формирование навыков и умений, развитие творческой деятельности.
Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, при котором они являются не пассивными «приемниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Необходимо, чтобы обучающийся сам активно учился. Задача преподавателя – подобрать необходимую технологию обучения, руководствуясь при этом поставленными целями. Деятельность преподавателя при этом меняется: он является не «транслятором» знаний, а организует деятельность совместно с обучающимся.
Деятельностный подход отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели:
обеспечивает включение детей в деятельность;
создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода;
обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.
создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями,
учение выступает как сотрудничество – совместная работа преподавателя и студентов в ходе овладения знаниями и решения проблем, в связи с этим меняются задачи педагогической деятельности преподавателя.
Ставя перед преподавателем новые задачи, деятельностный подход дает большой стимул для развития творческого потенциала в разных сферах деятельности: будь то форма занятия или мероприятия, будь то планирование всего учебного материала или конкретных этапов занятия, применение новых методик и технологий в учебном и воспитательном процессе или переосмысливание старых классических методик.
В особой степени реализации этого подхода способствует использование групповых технологий.
Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:
взаимное обогащение обучающихся в группе
организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов
распределение начальных действий и операций
коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задачи условия деятельности и выбор соответствующих способов действия
обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения проблемы
взаимопонимание - диктуется характером включения обучающихся в совместную деятельность
рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Групповая работа подразделяется на два вида: дифференциронную и единую. При единой работе все группы выполняют одинаковые задания. При дифференцированной - разные группы выполняют разные задания в рамках общей для всех у темы. В то же время дифференцированная работа видоизменяет индивидуальную и фронтальную работу и способствует повышению их эффективности.
Следует подбирать участников группы по следующим критериям:
уровень обученности;
учебные интересы;
темп работы;
личный опыт;
коммуникабельность;
умение выполнять соответствующие задания;
работоспособность;
эмоциональность;
вне учебные интересы.
Удачной будет та группа, где её члены будут дополнять друг друга. Не рекомендуется создавать постоянные группы. Группа способна трудиться успешно лишь при оптимальном распределении функций между её членами.
Современная групповая работа начинается с фронтальной работы, в ходе которой учитель ставит проблемы и даёт задания группам. Оценка за выполнение общего задания ставится одна на группу. Ответственность каждого возрастает. Он ответственен перед членами своей группы и отчитывается индивидуально перед преподавателем.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.
К материалу для групповой работы предъявляют следующие общие требования:
1. задания должны быть проблемными, способствовать возникновению различных мнений и являться основой для обсуждения;
2. задания имеют относительно высокую степень трудности;
3. материал по своей структуре должен быть таким, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные единицы, над которыми могут работать разные группы или отдельные студенты в рамках одной группы.
Групповое обучение уместно применять не только на занятиях формирования лексических и грамматических навыков, при работе с текстом, при изучении нового материала или при повторении и активизации уже пройденного, но также и при обучении диалогической речи и общению на изученном языке.
Интервью. Общим признаком этой группы приёмов является задача опросить как можно больше членов группы, с тем, чтобы выяснить их мнение, суждение, ответы на поставленные вопросы. Для этого студенты, работая вместе, свободно перемещаются по аудитории, выбирая того, которому адресуют свои вопросы, фиксируя ответы на листе, а затем выбирают другого и т.д. Общие итоги опроса обсуждаются всеми.
Данный прием не имеет возрастных или тематических ограничений. Этот прием является средством интенсивной речевой тренировки, т.к., если в группе пять обучающихся, каждый из них четыре раза формирует свой вопрос и дает четыре ответа на обращенные к нему вопросы.
Интересной формой интервью являются тесты. Вопросы теста (на карточках) распределяются между обучающимися. Каждый студент опрашивает остальных членов группы и записывает их ответы. Индивидуальные результаты собираются вместе и вначале сообщаются каждому конфиденциально, а затем, с его согласия обсуждаются на занятии. Тесты полезны не только в целях обучения иноязычному общению, но и для решения развивающих и воспитательных задач.
Прием "4 угла”. Членам группы предлагается выбрать интересующую их тему. Преподаватель заранее выписывает темы на доске. При этом каждая тема соответствует определённому цвету (например: красному, желтому, зеленому, синему) который, в свою очередь, соответствует одному из углов класса (на каждом из четырех углов помещен лист бумаги с одним из вышеупомянутых цветов). Студенты, прочитав темы и выбрав наиболее подходящий для них вариант, перемещаются в тот угол, который соответствует теме. Таким образом, после озвучивания тем, обучающиеся сами делятся на группы.
Затем в каждой группе идет обсуждение данной темы. Желательно, чтобы в обсуждении участвовали все обучающиеся. Этот этап длится несколько минут в зависимости от динамики обсуждения в группе (можно время изначально ограничить). После группового обсуждения студенты готовы отвечать на вопросы по своей теме, которые им задает или преподаватель, или студенты других групп.
Возможно, что преподаватель предложит обуучающимся рассказать о том, что они узнали из совместной работы в группе. Тогда группа выделяет одного участника, и, он делится той информацией, которая была обсуждена.
Например, преподаватель выписывает фамилии четырех известных писателей страны изучаемого языка. Студенты выбирают того писателя, о котором они имеют наибольшее количество информации. В созданных группах они обмениваются информацией и составляют один общий рассказ о жизни данного писателя.
Возможно преподнесение этой темы следующим образом: преподаватель предлагает обучающимся рассказать об одном писателе, но разбивает его биографию на четыре части. И тогда участники всех групп должны составить свой рассказ таким образом, чтобы все части были логически связаны друг с другом.
Допиши слова. Класс делится на две группы. Каждому члену даётся по 2 предложения из стихотворения с пропущенными словами. Время на выполнение задания 5 минут. После этого дети читают свои варианты сначала в своей группе, затем представители от каждой команды прочитывают свой вариант.
Стихотворение:
Don’t put your elbows on the ________
Don’t stretch your out ______the table
Don’t play with ______ and ______, they aren’t toys;
Try to make little _____
Don’t shovel food into your _______;
Don’t sip ______ from a bowl.
Don’t use a ______ for whatCan be eaten with a ________.
Cut meat into small _______,
Which can be _______ very easy?
Don’t blow on the ______.
Don’t talk with your ______full.
Don’t forget to thank the hostess and say "______”
To the people sitting ______.
Правильный вариант стихотворения:
Don’t put your elbows on the tableDon’t stretch your out under the tableDon’t play with knives and forks, they aren’t toys;Try to make little noiseDon’t shovel food into your mouth;Don’t sip soup from a bowl.Don’t use a spoon for whatCan be eaten with a fork .Cut meat into small pieces,Which can be chewed very easy?Don’t blow on the food.Don’t talk with your mouth full.Don’t forget to thank the hostess and say "good-bye”To the people sitting nearby.
Работа в секторах. Можно провести в форме внеклассного мероприятия, можно использовать на занятиях. Аудитория разделена на 4 сектора. Каждый имеет своё название: первый сектор называется School Subjects; второй- People, третий- School Theatre, четвёртый- Summer Holidays. Каждый из секторов соответствует определённой тематике заданий.
Задания для каждого сектора:
School Subjects. Этот сектор содержит задания, касающиеся школьных предметов и расписания.
It’s a subject where you study the rules of the language you speak in your country, write dictations and do exercises.
It’s a subject where you read a lot, learn poems by heart and discuss the characters of the books.
At this subject you learn how to count, to multiply numbers and so on.
It’s a subject where you learn the language and the culture of another country.
It’s a very interesting subject. In Great Britain pupils sing songs, dance and act out plays. But in Russia we don’t have such a lesson. What similar lesson do we have in Russia?
At this lesson you do gymnastics and play different sport games.
This is the name for Russian lessons of Chemistry and Biology.
You may learn a lot of interesting things about the world, other countries and continents.
Answers: Russian Language, Literature, Maths, Foreign Language, Drama, Music lesson, Drawing, Physical Training, Science, Geography.
People. Этот сектор содержит задания, касающиеся людей.
It’s a person who teaches you at school.
It’s a person who studies at school.
It’s the head of the school.
This is the teacher who is the main teacher of your class.
This is a person who studies history very carefully.
These are famous persons in different sciences.
This is the greatest Russian poet and writer who wrote "Ruslan and Lyudmila”.
This is the greatest Russian chemist.
Answers: teacher, pupil, headmaster, class teacher, historian, scientist, Pushkin, Mendeleyev.
School Theatre. Этот сектор содержит творческие задания
Imagine that you are a teacher. Show some activities which your teacher does.
You are a naughty boy. Show how you would behave at school.
You are an obedient pupil. Show how you would behave at school.
Show some activities pupils do during the break.
Show how you usually behave when you can answer the question.
Imagine that you are not ready for the lesson.
You are at the Physical Training. What are you doing?
You are late for the lesson.
Summer Holidays. Этот сектор содержит вопросы, касающиеся летних каникул.
Name at least three activities you did during your summer holidays.
How is called a house in a village?
Children live there without parents with other children.
When it’s hot in summer you go to the river and do this.
In summer many children visit their _____who live in the country.
Name all summer months.
What is the last day of your summer holidays?
In summer you may go to the forest and look for_________.
Answers: dacha, summer camp, swimming, grandparents, June, July, August, the 31st of August, berries and mushrooms.
Цель дифференцированной работы с группами заключается в том, чтобы развить познавательные и творческие способности обучающихся с различным уровнем подготовки. Основной задачей дифференцированной работы с группами является повышение эффективности учебно-воспитательного процесса путём создания конкретных условий для успешной работы каждой группы, подгруппы, студента. Дифференцировать все этапы урока не обязательно. Я провожу дифференцированную работу с группами на уроках закрепления и повторения ранее изученного материала. Я не делаю секрета из того ,что в каждой группе сидят разноуровневые обучающиеся, поэтому делю группу на минигруппы, состоящие из 3,4,5 студентов с учётом их языковых возможностей. Я их разделяю на А, В, С. Группа «А»- студенты с высшим уровнем владения языком. Группа «В»-средний уровень. Группа «С»-низкий уровень. Даю обучающимся следующие задания: . 1).Составить диалоги. 2).Составить рассказ по первым двум зрительным ситуациям. Для выработки навыков устной речи создаю учащимся ситуацию с помощью картин, учебных наглядностей, карточек, искусственно воспроизводим реальные ситуации. Вы спросите: «Для чего нужны карточки?» Во-первых. Они хорошо развивают память, потому что иллюстрация формирует прочную связь между словом и зрительным образом. Во-вторых, они отрабатывают произношение английского языка, так с помощью транскрипции мы закрепляем фонетически правильное звучание слова. В –третьих, при работе с карточками по английскому языку происходит тренировка внимания. И потом после всего этого можно назвать качественным пополнение активного и пассивного словарного запаса Задания распределяются так: 1 группа должна разобрать четыре-пять ситуаций; 2 группа – три ситуации; 3группа – однуситуацию. При проверке выполнения задания первыми выступают ученики 3 группы, потом ученики 2 группы, и последними 1 группа- самая сильная группа. Слушая друг друга, каждая последующая группа дополняет и обогащает друг друга Всем минигруппам даю задание .Работа проводится в парах, отвечает один из наиболее сильных студентов из каждой пары. Ученик с хорошей подготовкой объясняет товарищу с более слабой подготовкой. Таким образом, первый закрепляет свои задания, а второй расширяет их, то есть упражнение в одинаковой мере полезно всем. Многообразие реплик в диалогах обогащает язык всех обучающихся. Цель такого упражнения - развить речевые умения и навыки всех студентова, обогатив при этом знаниями обучающихся с более слабой подготовкой. Упражнение можно усложнить, предложив различные серии наглядных пособий. Приём « словесного описания» использую в работе с минигруппами. Каждой группе предлагается составить рассказ по данной ситуации. «Словесные ситуации» записываются на доске, либо раздаются в виде наглядных пособий. С помощью упражнений осуществляется разнообразная коммуникативная деятельность. Первый тип речевого упражнения для группы с приблизительно одинаковой языковой подготовкой, в которой предлагается несколько тем. Например: «My сountry.» «London» «At the café” «At the airport» и.т.д. Обучающиеся составляют простые или более сложные диалоги с помощью узловых слов в зависимости от желаний и языковой подготовки. Узловые слова, выражения могут быть следующие: Could you pass…please ? Where to? How many…? How much…? How about…? Таким образом, осуществляется процесс усвоения различного по объёму лексического материала отдельными студентами за одно и то же время в зависимости от их возможностей и способностей. Второй тип речевого упражнения для минигруппы с разной языковой подготовкой. Цель упражнения- оказать помощь обучающимся с более слабой подготовкой в процессе овладения лексикой по теме « My family» Группам предлагается одна тема. Например «My family goes to the café».Используя узловые слова обучающиеся рассказывают о свой семье, постепенно переходя к другой теме «At the café». Студенты работают с большим интересом, проявляя творчество. Все эти виды работ можно использовать, играя « в снежный ком», перекидывая мячик. После каждого задания хвалю студента, чтобы помочь ему чувствовать себя уверенным в общении с товарищами на чужом языке. Проверяя, я проявляю интерес к каждому. Дифференцированная работа с группами вызывает наибольший интерес к изучению иностранного языка. Каждый студент в этом процессе участвует максимально. Атмосфера непринуждённости и участие каждого способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса. Взаимопомощь в процессе работы по группам содействует повышению и языкового уровня обучающихся. Студент, который объясняет своим товарищам какое-либо языковое явление, лучше вникает в его суть Дифференцированная работа с группами на занятиях английского языка способствует успешному усвоению материала, развитию самостоятельности, развитию творческого мышления, устраняет пробелы в знаниях, выявляет и развивает индивидуальные способности, вовлекает всех в учебный процесс, повышает уровень знаний.
Наверное, каждый из нас понимает, что индивидуальный подход - один из ведущих принципов педагогической работы. Вопрос в том, как его практически реализовать в условиях одного занятия на 12 - 15 обучающихся и жестких требований одинаковой для всех программы.
В данных условиях первым шагом в этом направлении должна быть система индивидуальных заданий. Удачным опытом работы можно считать разработанную систему карточек, которые к каждому используемому УМК могут применяться по-разному.
Во-первых, в качестве дополнительных заданий для обучающихся с высоким уровнем знаний и темпом усвоения материала, которым зачастую бывает скучно на занятии, предназначенном «средним» ребятам.
Во-вторых, они могут быть предложены как замена общего задания обучающимся с более низким уровнем знаний или замедленным темпом усвоения материала: с этим заданием студент может справиться, и получает столь необходимое чувство успешности в учебной работе. Таким образом, карточки оказываются совершенно незаменимы при работе в неоднородных по уровню знаний группах любого возраста.
В-третьих, они могут послужить дополнительным домашним заданием.
Кроме того, обучающийся, пропустивший ту или иную тему по болезни, может после ее самостоятельного освоения или консультации с преподавателем выполнить ряд индивидуальных заданий по пропущенной теме в качестве закрепления и проверки знаний. И, наконец, еще один вариант - мини-зачеты для желающих улучшить итоговую отметку или просто получить дополнительную отметку в журнал.
Часть заданий на карточках непосредственно связана с содержанием учебников и методических разработок, другие предназначены для отработки изучаемого лексического и грамматического материала, и, наконец, третьи направлены на развитие навыков письменной речи или представляют собой задания на сообразительность.
Хочется отметить, что в ряде случаев использование индивидуального режима работы по карточкам оказывается единственным способом установления контакта с обучающимся и вовлечения его в учебную деятельность. Следующая форма индивидуализации обучения в рамках традиционного занятия - уровневая дифференциация. Практически на каждом занятии ребята выполняют задания на отработку одного и того же материала, но разного уровня сложности, в зависимости от их знаний по данной теме на сегодня.
Безусловно, им не сообщается, что задание зависит от уровня знаний. Уровни не закреплены за обучающимися жестко, они меняются в зависимости от актуального уровня знаний. Помимо уже упомянутого соответствия задания уровню знаний конкретного студента, фронтальная проверка таких работ (один из выполнявших задание отвечает, остальные слушают и помогают) позволяет «уплотнить» время занятия - каждый студент фактически прорабатывает все три задания.
Хочется упомянуть о такой возможности развития мышления обучающихся и индивидуализации учебного процесса, как многовариантность ответа. Сегодня особенно важно с самых начальных этапов приучать ребят, что их задача - не «угадать» единственный верный ответ, известный учителю, а составить и аргументировать свое мнение (причем не только в дискуссии, но даже и при выполнении, например, лексико-грамматических упражнений), и обсуждать эти мнения учащихся в классе - только так мы можем противостоять унифицированному мышлению, развиваемому компьютерами и техногенной цивилизацией в целом. К сожалению, очень редко обращают внимание на такую немаловажную индивидуальную особенность каждого ребенка, как ведущий канал восприятия: аудиальный, визуальный или кинестетический. В лучшем случае, модель предъявления нового материала зависит от ведущего канала восприятия педагога, в худшем - от такового у авторов поурочных планов в книге для учителя. Наверное, совсем избежать такой подстройки урока «под себя» невозможно, но стремиться к этому необходимо. При объяснении нового материала необходимо по возможности задействовать все каналы восприятия (например: грамматический материал открывается самими обучающимися с использованием карточек схемы - опоры, после чего предъявляется в презентации, одновременно с этим проговаривается и преподавателем, и обучающимися, а затем записывается в конспекты).
Еще один путь реализации индивидуального подхода - разнообразие форм работы. В своей практике использую аналитическое чтение, работу в парах и группах, различные групповые соревнования, уроки-зачеты (проверяющие, в том числе, и умение сформулировать теоретические знания по грамматике), уроки - «забеги» (кто за отведенное время выполнит -верно! - наибольшее количество упражнений), Интернет - уроки, творческие мастерские, выполнение индивидуальных и групповых творческих проектов (как предусмотренных УМК, так и внепрограммных) и т.д.. Таким образом, каждый обучающийся получает возможность проявить себя в том, что наиболее близко, интересно и посильно именно ему и пережить такое ценное для становления учебной мотивации и личности в целом чувство успеха. Кроме того, такие работы реализуют и психолого-диагностическую функцию. Пользуются успехом занятия с объяснением нового материала подготовленными обучающимися. «Сильные» студенты, особенно при соответствующем складе характера, могут в некоторых случаях быть ассистентами преподавателя: привести подходящий пример, проверить выполнение упражнения, еще раз объяснить материал тому, кто его пока не понял. Важно только следить, чтобы у них не развивалось чувства собственного превосходства и снисходительно-пренебрежительного отношения к товарищам.
Пожалуй, наиболее интересным и непростым способом индивидуализации учебного процесса является исследовательская деятельность. Это тот достаточно редкий случай, когда студент имеет возможность достаточно длительное время заниматься тем, что ему действительно интересно. И качество исследовательской работы во многом зависит от того, насколько руководитель сумеет дать обучающемуся проявить в полной мере именно себя каков он есть, не оценивая и не вгоняя в рамки собственных представлений или работы, выполненной ранее на сходную тему. Это должна быть от начала до конца, от выбора темы до настройки анимации на слайдах, его собственная работа - мастерство руководителя в том и состоит, чтобы указать на недочеты и помочь в их исправлении, не нивелируя индивидуальности автора и уникальности работы. Иногда то, что кажется руководителю ненужным, неуместным или даже представляется недочетом, именно в данной ситуации и именно в интерпретации данного обучающегося обретает неожиданное звучание и становится своеобразной «изюминкой» работы. В качестве формы обратной связи наиболее органично смотрится защита работ на уровне учебного заведения, и вот к этому этапу можно и, наверное, нужно подключить - в разных качествах - практически всех обучающихся.
В завершение хотелось бы упомянуть о том, как могут быть поставлены на службу индивидуализации учебного процесса информационно-коммуникационные технологии. Практически по каждой изучаемой теме можно подготовить презентацию и небольшой интерактивный тест. Любой студент, пропустивший урок или испытывающий трудности в освоении материала, всегда может взять эти материалы домой, поработать с презентацией в индивидуальном режиме и самостоятельно проверить качество усвоения темы с помощью интерактивного теста.
Естественно, если у него и после этой работы остаются вопросы, он всегда может задать их преподавателю, поскольку - в этом мое глубокое убеждение личный контакт преподавателя со студентом ничто не заменит. Для сильных же учащихся Интернет может стать неисчерпаемым источником информации, а ИКТ - средствами ее грамотной и эффектной передачи одноклассникам.
Удачным опытом работы можно считать проведение индивидуальных консультаций путём реализации программы дистанционного обучения. Преподаватель отправляет задания по электронной почте с указанием даты отправки ответа, обучающиеся выполняют тестирование, отсылают обратно ответы, которые после проверки с рекомендациями представляют собой дополнительную тренировку по определённым лексико-грамматическим темам. Задания могут быть размещены и на сайте.
Однако очень важно понимать глубинный смысл и конечную цель применения как индивидуального подхода, так и всех других педагогических методов, приемов и методических систем, которая состоит не в передаче определенной суммы знаний и даже не в обучении приемам добывания этих знаний, а в формировании ценностных оснований личности. Е. А. Ямбург[9] говорит об этом так: «Слов нет, современные сложнейшие информационные, технологические, финансовые и другие системы для своего успешного функционирования требуют мастерства, быстроты реакций, вышколенности и точности. Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что в конечном итоге, даже прагматические доблести зиждутся на глубоких ценностных основаниях, без которых при любой обученности мы рискуем многим - вплоть до технологических катастроф типа Чернобыля, ибо элементарная безответственность, приводящая к ним, не что иное, как сигнал, говорящий о несформированности ценностных оснований личности»