Презентация Основы рефлексивной деятельности
Основы рефлексивной деятельности Рефлексия Слово «рефлексия» произошло от латинского «reflexio», что значит «обращение назад». Это понятие ввел Рене Декарт, который отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего. Рефлексия - принцип человеческого мышления, направленный на осмысление своих собственных действий и законов, по которым они совершаются; осознание субъектом своих психических актов и состояний; «деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека» Предмет рефлексии Предметом рефлексии может быть все, что содержится в опыте индивида: знания, представления, понятия, чувства, переживания, отношения, желания, ценности, смыслы. Рефлексия Рефлексия - есть наблюдение, направленное не на внешние ощущаемые предметы, а на «внутренние действия нашего ума». Рефлексия всегда есть некоторый «выход из ситуации», то есть, занимая рефлексивную позицию, человек как бы наблюдает за собой со стороны. Значимость рефлексии С помощью рефлексии мы получаем знание не отвлеченное, существующее в культуре, а скорее субъективное, образуем собственные смыслы, то есть понимаем. Рефлексивная деятельность Суть выхода в рефлексию, или в рефлексивную позицию заключается в следующем: индивид прекращает привычный способ деятельности, перестает действовать и как бы "отходит в сторону", выходит за пределы "пространства" этой деятельности … и начинает смотреть на нее со стороны, делает ее объектом рассмотрения, что позволяет ее "увидеть" по-новому (а иногда и вообще впервые увидеть) и начать анализировать. Для вышедшего в рефлексивную позицию индивида все происходящее с ним... подлежит исследованию, анализу, пониманию, обретает статус чего-то непознанного, неизвестного, непонятного, того, что предстоит познать и понять» ( Богин В.Г.) Способы обучения рефлексии Внедрение идеологии сомнения и критики, т.е. поощрение и несогласия, и независимой оценки происходящего или изучаемого со стороны студентов, отказа от принятия на веру чего бы то ни было, сомнения во всем и критики. Способы обучения рефлексии Внедрение идеологии искусственно-технического подхода, то есть приучение учащихся рассматривать окружающий мир не только как естественный, но и как искусственно созданный кем-то в соответствии с каким-то проектом, замыслом, какой-то целью, нормами. Способы обучения рефлексии Внедрение идеологии плюрализма и равнозаконности разных позиций. Необходимо обучать студента умению занимать ту или иную позицию, уметь увидеть объект не с одной единственной точки зрения, а с разных «сторон». Для этого учащийся должен иметь представление о возможных позициях и навыки рассмотрения ситуации с различных позиций, кроме того, у учащегося должна быть установка на отсутствие «правильного ответа». Способы обучения рефлексии Формирование установки на "отчетность", т.е. «готовности ответить в любой момент на вопрос: "Что ты делаешь?", "Зачем ты это делаешь?", "Каким образом ты это делаешь?" и т.д. Внедрение в процесс обучения установки на отчетность весьма способствует не только повышению уровня осмысления учащимся своих действий, но и повышению уровня общего понимания происходящего» Способы обучения рефлексии Обучение студентов задавать вопросы самим себе. Задавая себе вопросы, учащийся может выяснить, что он не знает. Таким образом, он как бы получает знание о своем незнании. Это должны быть именно собственные вопросы, они должны исходить из модели мира, в которой живет и действует сам учащийся Способы обучения рефлексии Обучение умению преодолевать «непреодолимые трудности». Учащиеся должны сталкиваться с такими задачами, которые невозможно решить имеющимся способом. Такая ситуация вынуждает студента прекратить неуспешную деятельность, выйти в рефлексивную позицию, и найти новые способы. Рефлексия При обучении рефлексии есть необходимость демонстрации преподавателем рефлексии своей деятельности. Преподаватель должен: а) давать как можно более точные и искренние формулировки;б) задавать максимально высокую степень абстракций, "навязывать" категориальные и понятийные рамки: в) везде, где это возможно, предварять урок изложением (запись на доске и ее проговаривание и т.п.) его плана в деятельностных формулировках;г) последние несколько минут каждого урока отводить для рефлексии того, что, с точки зрения студентов, на уроке происходило;д) во время урока делать везде, где это возможно, остановки деятельности для ее рефлексии ОЦЕНКА учащимся СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ числопараметры Как я усвоил материал?- получил прочные знания – 9-10 баллов- усвоил учебный материал частично7- 8 баллов- мало что понял, надо поработать еще – 4 - 6 баллов Как я работал? Удовлетворен ли своей работой?- сам справился со всеми заданиями, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов- допустил ошибки – 7-8 баллов- не справился с частью заданий, не удовлетворен работой – 4 – 6 баллов Какие виды деятельности, умения, способы деятельности приобрел или совершенствовал? Схема групповой рефлексии а) рассказчик (Р) – рассказывает «что было», б) строитель (С) - на основе рассказа, дискуссий и др. информации строит представление о том, что было (А)в) объясняющий (О) - выясняет те возможные причины (В1, В2, В3), которые могли бы порождать то, что было (А). г) прогнозист (П) - конструирует то (С1, С2, С3...), что может следовать из того, что было (А).д) игротехник (И) - организует рефлексию, обеспечивает взаимопонимание С О Р И П В группах Сделать рефлексию по содержанию;По окончании – рефлексию по способу работы в группе;Подготовить выступающего по поводу понятого содержания и по поводу используемого способа работы.