Презентация: Организация рефлексивной деятельности на уроках
«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед » Евгений Доманский Технология организации рефлексивной деятельности на уроке . любимыми нужными успешными Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Reflexio – обращение назад.Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Физическую (успел – не успел);Сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);Духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие есть затруднения) По типу урока рефлексия бывает:• После усвоения зун• Промежуточная рефлексия • Контрольная рефлексия • Итоговая рефлексия. По способам проведения: • Анкета • Вопрос • Символ • Таблица • Ситуация • Рисунок. Индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной путь)Групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)Фронтальная (выборочное оценивание)Коллективная (оценивание группой) Функции рефлексии в педагогическом процессе:1. Диагностическая 2. Проектировочная 3. Организаторская 4. Коммуникативная 5. Смыслотворческая6. Мотивационная 7. Коррекционная. Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека. Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».Эмоционально-художественное оформление.Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Лесенка успеха 3-4 ошибки Нет ошибок 1-2 ошибки «Яблоня» На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё наотлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение. «Пантомима» Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. «Мишень»Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая 1. свою деятельность 2. деятельность учителя 3. деятельность учащихся. Словарнаяработа Фонетический разбор Изучение нового материала Работа вгруппах 1. сегодня я узнал…2. было интересно…3. было трудно…4. я выполнял задания…5. я понял, что…6. теперь я могу…7. я почувствовал, что…8. я приобрел…9. я научился…10. у меня получилось …11. я смог…12. я попробую…13. меня удивило…14. урок дал мне для жизни…15. мне захотелось… «Карта настроения» В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии. «Дело в шляпе» Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее. Плюс Минус Интересно «Светофор»- Карточка красного цвета: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»- Карточка желтого цвета: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно»- Карточка зеленого цвета: « Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов» Разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России дидактический синквейн используется с 1997 года как заключительное задание по пройденному материалу.первая строка – название темы (одно существительное);- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;- третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. Понятие Знал Узнал Хочу узнать Например: Опасные места на месте безударных гласных Гласные буквы Опасные безударные гласные а,о, и,е. Как выбрать нужную гласную букву при написании слов. Комплимент- похвала Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.(Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) «Кластеры» (гроздь, пучок, созвездие) «Кластеры» Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наш урок, вокруг нее планеты – части урока или задания, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники – результаты работы. По готовому кластеру можно видеть всю картину урока и сделать соответствующие выводы. Звездой может быть тема, работа учащихся по группам, контрольная работа, учитель на уроке. В качестве результатов могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи. Прием «Запрет» Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п. В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную рефлексию над своим опытом. Если моё выступление было полезным, интересным, актуальным – покажите зеленую карточку.Если вас всё сказанное не тронуло – покажите желтую. «Чем больше мы знаем о том, что уже сделано, тем больше в наших силах понять, что нужно делать дальше». Б.Дизраэли