Мастер-класс по теме «Организация рефлексивной деятельности на заключительном этапе урока»
Мастер-класс по теме
«Организация рефлексивной деятельности на заключительном этапе урока»
«Кто чувствует в себе силу сделать лучше,
тот не испытывает страха перед признанием своей ошибки»
Т.Бильроту.
Теоретическая часть
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Виды учебной рефлексии:
физическая (успел – не успел, легко – тяжело);
сенсорная (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Некоторые приѐмы рефлексии:
1. Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос:
«Наш урок (мероприятие) подошел к концу, и я хочу сказать…»
«Мне больше всего удалось… (не удалось?) Почему?»
«Что я получил от этого урока (праздника)…»
«Для меня было открытием то, что…»
«Мне было интересно…»
«Мне было трудно…»4
- За что ты можешь себя похвалить?
- За что ты можешь похвалить одноклассников?
- За что ты можешь поблагодарить учителя?
- Что думал?
- Что чувствовал?
- Что приобрел?
- Что удивило?
2. Лист рефлексии заполняется первый вариант на заключительном этапе урока, второй вариант в начале урока и в конце.
3. Лестница состояний: ребѐнок помещает изображение человечка на соответ-
ствующую ступеньку лесенки.
4. Светофор: дети сигналят карточками:
• Зелѐной – побольше таких дел, поучительно;
• Жѐлтой – понравилось, но не всѐ, интересно;
• Красной – дело не понравилось, скучно.
5. Выбери верное утверждение:
1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
6. ВЫБОР Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением
« Плюс-минус-интересно».
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет
осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Лучше всего это проходит в 5-6 классах (физич, сенсорная)
7. Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия взаимосвязями.
8. При изучении нового материала вы должны составить Опорный конспект по представленному образцу. Используется материал текста учебника.
9. Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на
полях возле текста или в самом тексте:
«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать.
10. Архивариус – вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобио-
графии или сообщения о «себе» (об образе).
11. «Цепочка пожеланий» - предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.
12. Комплимент-похвала Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
13. Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).
14. «Дерево творчества». По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют
на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелѐный листик – не совсем удовлетворѐн днѐм;
Жѐлтый листик – «пропащий день», неудовлетворѐнность.
15. Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде
16. Тестирование
17. Синквейн- малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок участников обучения
2. Практическая часть
Работая в микрогруппах на основе конспекта урока необходимо подобрать приём рефлексии.
Выступления микрогруппОбсуждение приемов, выбранных микрогруппами для конкретного урока
РефлекияПриём «Светофор»
Приложения
Конспекты уроков для работы микрогруппТема урока
« Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки»
I. Организационный момент
Контроль знаний учащихся
Сегодня мы с вами продолжим изучение Северной Америки. Что вы уже знаете об этом материке? Ученики выходят к карте и перечисляют то, что уже узнали о Северной Америке.
III. Целеполагание Мы закрепили пройденный материал, а теперь переходим к изучению новой темы. Вспомните план изучения каждого материка. Вы видите его на слайде. Как вы думаете, какова будет тема урока?
IV. Изучение нового материала
Откроем карту атласа "Строение земной коры" на странице 4 и посмотрим на тектоническую карту. Итак, весь материк можно условно разделить на две части: Какие? Какова особенность строения земной коры материка? Западная часть материка относится к средней и новой складчатости. Кроме того, эта область находится на границе двух литосферных плит, а значит, она подвижна. Обратите внимание на восточную часть материка. Центральная часть находится на древней платформе. Может ли в пределах древней платформы быть землетрясение, как вы думаете? Не может (Почему не может?), значит, платформа – устойчивый участок земной коры. А восточная окраина Северной Америки к чему относится? Верно, к области древней складчатости.
Сопоставьте карту "Строение земной коры" с "Физической картой Северной Америки". Какие формы рельефа соответствуют средней и новой складчатости? Это горная цепь Кордильер.
А теперь, давайте определим формы рельефа, пользуясь схемой на экране. Для этого у вас на партах лежат схемы, которые вы самостоятельно заполняете до конца, приводя свои примеры. Запишите названия форм рельефа в листочках. Какие формы рельефа соответствуют древней платформе?
Ученики заполняют схему в тетради, и такая же схема находится на слайде как образец.
Заносят в схемы формы рельефа относящиеся к древней, новой и средней складчатости, платформе.
V. Закрепление.Согласны ли вы с утверждением, что – рельеф Северной Америки уникален и разнообразен. Если да, то почему?
Выполнение теста.
VI. Домашнее задание: прочитать §52, с.208-210;
нанести на контурную карту Северной Америки формы и объекты рельефа, полезные ископаемые.
Тема урока « Природные зоны Земли»
Организационный момент.
Целеполагание.
Актуализация знаний.
Вспомните, что такое зональность? Назовите причины зональности. Назовите пояса освещенности Земли. В каком из них мы живем?
4. Изучение нового материала.
а) Постановка познавательной задачи.
Как размещаются природные комплексы на Земле?
б) Решение познавательной задачи.
Размещение большинства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной зональности. Формируется понятие широтная зональность.
В тропических, умеренных, и даже в полярных поясах на разных территориях неодинаково сочетание тепла и влаги. Это создает разные условие для живых организмов.
Учащиеся знакомятся с картой природных зон, каким цветом изображены природные зоны, выясняют, как от экватора к полюсам сменяются зональные природные комплексы – природные зоны. Формируется понятие природная зона.
Природные комплексы закономерно сменяться не только от экватора к полюсам, но и в горах - от подножья к вершине. Формируется понятие высотная поясность.
Как вы думаете почему это происходит?
Вопрос к учащимся.
Как меняется температура воздуха и атмосферное давление в тропосфере с высотой?
Высотная поясность существует в горах любой природной зоны. Это хорошо заметно по изменению растительности.
Природные зоны – зональные комплексы, они сочетаются с азональными.
Вывод: природные комплексы размещаются на Земле в соответствии с широтной зональностью, высотной поясностью, особенностями земной поверхности.
а) Постановка познавательной задачи.
Как сменяются природные зоны от экватора к полюсам?
б) Решение познавательной задачи.
Внешней облик нашей планеты складывается благодаря смене разных природных зон. Не случайно они получили свои названия от характера преобладающей растительности.
Изучаются особенности природных зон на Земле и их размещение. Учитель последовательно характеризует природные зоны Земли (территорию, особенности климата, растительный и животный мир). Учащиеся работают с картой природных зон Земли. Влажные экваториальные леса.Саванны.Пустыни. Степи.Смешанные и широколиственные леса..Тайга.Тундра.Арктические пустыни.
5.Обобщение.
На земном шаре обитает огромное число видов растений и животных, распространение которых зависит от многих факторов, но важнейшим из них является распределение тепла и влаги, что создает в разных широтах неодинаковые условия для жизни организмов. Территории, имеющие сходные климатические условия, образуют природные зоны.
6.Закрепление. Ответить на вопросы после параграфа 47.
7.Домашнее задание. Изучить §47. Подготовить сообщение о животных или растениях одной из природных зон Земли. Закончить работу по контурным картам.
Тема урока: Значение воды в жизни растений
I. Организационный момент.II. Актуализация знаний.
Фронтальная беседа по вопросам:
1) Какое значение в жизни растений имеет дыхание?
2) Как взаимосвязаны процессы дыхания и фотосинтеза? В чем их различие?
3) Как в процессе обмена веществ осуществляется связь организма со средой?
4) Откуда в растении берутся вещества, участвующие в процессе обмена веществ?
III. Изучение нового материала.
1. Значение воды в жизни растений. Вода составляет от 70 до 95% сырой массы тела растения. У растений все процессы жизнедеятельности протекают с использованием воды. Поглощение воды из внешней среды – обязательное условие существования растительного организма. Беседа.
2. Транспирация и её значение в жизни растений. Этапы водного обмена.
Осмос – это способность воды поступать из окружающей среды в клеточные растворы. Сила осмотического поглощения, с которой вода входит в клетку, называется сосущей силой. Этапы водного обмена. Демонстрация опытов, беседа с использованием слайда презентации «Этапы водного обмена растений».
-13652515240Этапы водного обмена растений
1. Поглощение воды корнями
2. Передвижение воды по сосудам древесины
3. Испарение воды листьями
00Этапы водного обмена растений
1. Поглощение воды корнями
2. Передвижение воды по сосудам древесины
3. Испарение воды листьями
Схема 1. Этапы водного обмена растений
3. Экологические группы растений по отношению к воде: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты.
Гидатофиты – полностью погружены в воду. Стебли почти не имеют механических тканей и поддерживаются водой. В тканях растений имеется много крупных межклетников, заполненных воздухом (элодея, лотос, кувшинки).
Гидрофиты – растения, частично погруженные в воду (стрелолист, камыш, рогоз).
Гигрофиты – растения влажных мест с высокой влажностью воздуха (калужница, осоки, ситник).
Мезофиты – растения, живущие в условиях умеренного увлажнения (земляника, одуванчик, яблоня).
Ксерофиты – растения сухих мест обитания, где воды в почве мало, а воздух сухой. Запасают воду в своих тканях (кактусы, алоэ, толстянки). Приспособлены к жесткой экономии воды (ковыль, саксаул, верблюжья колючка).
Работа с учебником, демонстрация комнатных растений, беседа с использованием слайда презентации «Экологические группы растений по отношению к воде».
4. Листопад и его значение для растений: удаление ненужных растению веществ, уменьшение испарения, предотвращение поломки кроны под тяжестью снега.
Беседа, демонстрация таблицы.
IV. Закрепление знаний.
1. Работа с биологическими терминами.
2. Построение в тетради схемы «Экологические группы растений по отношению к воде» с примерами.
V. Задание на дом: §30.
ПРИЁМЫ РЕФЛЕКСИИ
1. Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос:
«Наш урок (мероприятие) подошел к концу, и я хочу сказать…»
«Мне больше всего удалось… (не удалось?) Почему?»
«Что я получил от этого урока (праздника)…»
«Для меня было открытием то, что…»
«Мне было интересно…»
«Мне было трудно…»
- За что ты можешь себя похвалить?
- За что ты можешь похвалить одноклассников?
- За что ты можешь поблагодарить учителя?
- Что думал?
- Что чувствовал?
- Что приобрел?
- Что удивило?
2. Лист рефлексии заполняется первый вариант на заключительном этапе урока, второй вариант в начале урока и в конце.
3. Лестница состояний: ребѐнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.
4. Светофор: дети сигналят карточками:
• Зелѐной – побольше таких дел, поучительно;
• Жѐлтой – понравилось, но не всѐ, интересно;
• Красной – дело не понравилось, скучно.
5. Выбери верное утверждение:
1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
6. ВЫБОР Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением
« Плюс-минус-интересно».
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет
осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Лучше всего это проходит в 5-6 классах (физич, сенсорная)
7. Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия взаимосвязями.
8. При изучении нового материала вы должны составить Опорный конспект по представленному образцу. Используется материал текста учебника.
9. Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать.
10. Архивариус – вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе).
11. «Цепочка пожеланий» - предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.
12. Комплимент-похвала Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
13. Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).
14. «Дерево творчества». По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют
на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелѐный листик – не совсем удовлетворѐн днѐм;
Жѐлтый листик – «пропащий день», неудовлетворѐнность.
15. Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде
16. Тестирование
17. Синквейн- малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок участников обучения
18. Бортовой журнал:
Положительное (понятное) + Отрицательное (непонятное) -
Определи критерий
Детям предлагается перед началом работы определить критерии, по которым будет выставляться оценка. А по завершении работы поставить себе оценку прокомментировав её, опираясь на критерии.