Конспект урока истории в 6 классе на тему Тяжелые времена
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
Тема урока
Тяжелые времена
Класс
6к
Учитель
Гайдук С.С.
Тип урока
Урок изучения нового материала
Цель урока
Определять термины: «черная смерть», товарное хозяйство, Жакерия, партизанская война. Получат возможность научиться: называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; причины и последствия чумы и крестьянских восстаний.
План урока
1. Голод и чума.
2. Переход к товарному хозяйству
3. Крестьянские войны
4. Столетняя война
методы и формы обучения
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Основные понятия
Чума, товарное хозяйство, Жакерия, Столетняя война.
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Получат возможность научиться:
определять термины: «черная смерть», товарное хозяйство, Жакерия, партизанская война.
Получат возможность научиться: называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; причины и последствия чумы и крестьянских восстаний.
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
Время
Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы организации взаимодействия
Универсальные
учебные действия
(УУД)
Формы
контроля
I.
Мотивация
к учеб-
ной
деятельности
3
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
Фронтальная
работа
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения
II.
Актуализация
знаний
4
Беседа
Беседа
1. Учитель сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения: Вспомните о чем мы говорили на прошлом занятии. Подводка к уроку: в 14 веке люди впервые заговорили о конце свете из тех событий которые творились вокруг них. Учитывая, что мы сегодня будем изучать события 14-15 столетия: как мы можем назвать сегодняшнюю тему?
Перед вами главная задача, ответить в конце занятия: Почему это время называлось Тяжелые времена?
1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают тему урока, эпиграф в тетради. Слушают.
Фронтальная работа.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы
1. Работа
в тетради
Устные ответы
III.
Изучение
нового
материала
28
2 мин.
Рассказ учителя
Просмотр слайдов
Работа с текстом учебника
Работа в группах
Физминутка
1. Голод и черная смерть. Сопровождаем презентацией. В начале XIV века в Европе вновь возникла угроза голода. Современники замечали, что даже в урожайные годы прокормить сильно выросшее население удавалось не без труда, между тем неурожаи случались чаще. Причина проста: климат в Европе стал более холодным и влажным. Решить проблему снабжения продовольствием за счёт расширения земель под посевы было невозможно: пустующих земель, удобных для обработки, в Западной Европе почти не осталось. Ухудшились условия жизни – остановился прирост населения. Люди, ослабленные недоеданием, легче становились жертвами болезней. В 1347 году на Европу обрушилась жестокая эпидемия чумы, оставшаяся в памяти людей как «Чёрная смерть».
Чума – инфекционное заболевание, протекающее с исключительно тяжёлым общим состоянием. Смертность достигала 95 %. В настоящее время при правильном лечении смертность составляет 5-10 %. Появление этой заразы связывают с экологическими факторами – изменением климата. Эпидемия пришла из Китая и Центральной Азии. Эпидемия быстро охватила поселение. Те, кому удалось спастись, бежали на кораблях и принесли чуму в средиземноморские города.
Первыми пострадали от страшной болезни Сицилия и Северная Африка (1347). Вскоре эпидемия охватила Италию и Испанию, а затем распространилась в Англии и Франции (1348). К 1349-50 она добралась до скандинавских и балтийских стран, Австрии, Венгрии, Швейцарии, Германии, Нидерландов.
2.Переход к товарному хозяйству. Работаем с учебником вопрос: Что такое товарное хозяйство? Каковы причины перехода к нему?
3. Крестьянские войны. Прочитайте текст учебника и назовите мне причины крестьянских восстаний.
Обращаемся к слайдам и записываем в тетрадь даты и понятия.
Деление класса на 3 группы по рядам, для работы с историческими источниками.
1-я группа - Боккаччо «Декамерон»
2-я группа – Хроники Фроссуара
3-я группа – Хроники о восстании Уота Тайлера
3.Столетняя война. Разбираем причины войны, вспоминая прошлую тему.
Начинаем работать с контурными картами и атласами.
Находим и отмечаем на карте французские и английские владения. Важнейшие места сражений: Креси, Реймс, Орлеан, Париж
Слушают учителя
По ходу рассказа записывают план-конспект в тетрадь.
Запись терминов в тетрадь.
Выполнения задания, опираясь на текст учебника
Записывают основные черты товарного хозяйства в тетрадь.
Запись термина Жакерия и даты крестьянских восстаний.
Работа в группах, ответы на вопросы
Индивидуальная работа по контурным картам
Фронтальная
работа.
Индивидуальная работа.
Фронтальная
работа.
Групповая
работа
работа
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.
Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план
Записи в контурной карте
Записи в тетради
Устное задание
Устные ответы
Устные ответы
Повторяют за учителем движения
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного
5
Мозговой штурм
Каждая парта задает другой парте вопрос по пройденному только что материалу.
Если останется время решаем кроссворд по теме.
Так почему же наша тема называлась: Тяжелые времена?
2. Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают друг другу вопросы
1.Индивидуальная работа.
2.Фронтальная работа
3.Работа в парах
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.
V. Итоги урока. Рефлексия
2
Обобщение полученных на уроке сведений
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее задание
1
Конкретизирует домашнее задание
Параграф 21-22, заполнить контурные карты (с. )
По желанию: Составить кроссворд. Оформить его красочно
Записывают домашнее задание
Индивидуальная работа
15