Организация групповой деятельности студентов на уроках физики


ГБПОУ КК Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум
Организация групповой деятельности студентов на уроках физики
п. Венцы
Предисловие
Цель данной методической разработки - обобщить опыт работы по использованию групповой деятельности студентов на уроках физики.
Среди приемов, существенно повышающих качество обучения физике, особое место занимает организация групповой деятельности студентов.
Использование групповой деятельности студентов позволяет ставить единую познавательную задачу, а для решения этой задачи необходимо объединение усилий всех членов группы (звена) и их тесное взаимодействие.
Эта форма обучения хорошо сочетается с другими формами организации преподавания, в частности, с методикой Шаталова.
Особенность групповой формы обучения в том, что слабо успевающие студенты получают необходимую им помощь от своих товарищей (без снижения общих требований), т.е. обучающую работу ведет не только преподаватель, но и студенты.
Данная методическая разработка адресована молодым преподавателям, желающим углубить свои знания по методике проведения занятий. Написана на основе многолетнего опыта работы автора.
Групповая форма обучения опробована мною в группах 181-и, 182-в, на уроках физики. В группах 281-з и 181-и при проведении уроков информатики.
Для облегчения перехода учащихся от индивидуальной работы к групповой (звеньевой) необходимы некоторые психологические знания, которых обычно ребятам не хватает. Поэтому удобно такие знания предлагать в виде “памяток”. Так, с целью психологической подготовки к взаимоконтролю применяют такую памятку:
Внимательно выслушай и пойми мысли товарища по звену.
Если не понял, спроси еще раз.
Высказывай свои мысли группе кратко и четко.
Если не согласен с ответом товарища, обоснуй, почему.
Если не согласны с тобой, установи, почему.
Если доказали неверность твоих взглядов, признай свою ошибку.
Помни: решение проблемы зависит от каждого члена звена.
Нужно иметь в виду: наилучшие условия для групповой работы - дружеские, благожелательные или нейтральные отношения; решение поставленной учебной задачи должно осуществляться не путем сложения “хаотических” усилий отдельных членов звена, а в результате создания диалоговых ситуаций, включающих постановку вопроса и ответ, выслушивание мнений - согласия или возражения.Такая форма организации обучения использовалась мною на этапе, когда учебная группа полностью прошла период адаптации по отношению к новому учебному заведению (техникуму), новому преподавателю и новому для многих студентов методу обучения. Только после этого я ввожу еще один новый элемент - групповое (звеньевое) обучение.
Комплектование звеньев провожу на принципе добровольности. Группы не бывают постоянными, особенно на первом этапе изучения физики. При групповом изучении нового материала формирую звенья из студентов, имеющих разные учебные возможности. В звене не более четырех человек (2 парты). Лидера звена выбираю я, но впоследствии это делают сами ребята. При изменении учебных возможностей лидером может стать другой студент. При желании студенты могут переходить в другое звено. Но постепенно состав звеньев стабилизируется, ребята привыкают работать в постоянном, неизменном составе звена.
Главная задача преподавателя - организовать учебный процесс, создать атмосферу сотрудничества студентов. Он формирует цель урока, распределяет задания между звеньями, помогает наладить работу в них, регулирует ход выполнения заданий, подводит итоги.
Приведу несколько примеров групповой деятельности студентов на уроках разных типов.
Урок изучения нового материала по теме:
"Электромагнитная индукция"
Создаются группы для выполнения разных экспериментальных заданий. Каждой группе (звену) даю примерно одинаковое оборудование - миллиамперметры (гальванометры), катушки, соединительные провода, выключатели, аккумуляторы, магниты полосовые.Первое задание такое - обнаружить появление индукционного тока в индукционной катушке, замкнутой на гальванометр при следующих условиях:
При вдвигании и выдвигании из катушки (соленоида) постоянного магнита.
При опускании в соленоид катушки с током.
Вставить катушку в соленоид и замыкать и размыкать цепь катушки.
Включить первичную катушку в цепь переменного тока, а вторичную катушку соединить с лампой накаливания. Выяснить, когда горит лампа (при преподавателе).
Группам дается задание сделать вывод по проведенным опытам. Затем сравниваются записи, делается общий вывод. Вывод не случаен, т.к. основывается на серии опытов, кроме того, каждый член группы овладевает техникой эксперимента по теме. Затем студенты знакомятся с §23.4 "Опыты Фарадея". Еще раз сопоставляют свои опыты и опыты, описанные в данном параграфе. Выясняют условия возникновения индукционного тока в замкнутом проводнике.
Второй шаг этого урока: просмотрев опыты Ленца, вывести правило для определения направления индукционного тока.
Третий шаг - звену предлагается изучить 23.5 и 23.6 и ответить на вопросы:
Как формулируется Закон Ленца для электромагнитной индукции?
Превращение каких видов энергии можно наблюдать в явлении электромагнитной индукции? Сравнить принципы превращения энергии в индукционных генераторах и трансформаторах.
Как с помощью явления электромагнитной индукции объяснить диамагнитный эффект?
Как ведет себя сверхпроводник в магнитном поле?
Вывести формулу для э.д.с. индукции, объяснить физический смысл каждой величины, входящей в формулу.
В каких единицах в системе "Си" измеряют величину потокосцепления магнитного потока?
После изучения звеньями данной темы делаю совместно с ними обобщение по изученной теме методом фронтальной беседы.
Следующий этап в работе - звеньям предлагается составить опорные конспекты по изученному материалу. Разрешается пользоваться учебником. Затем обобщаю работу звеньев. Совместно выбираем наилучшие варианты опорных конспектов, берем их за основу.
Опыт показывает высокую эффективность так организованной познавательной деятельности студентов. Она обусловлена наглядностью обучения.
Урок решения задач по теме
"Основные газовые законы"
Задачи для группового решения я подбираю так, чтобы каждая следующая включала в себя составным элементом предыдущую (или предыдущие) и была сложнее. Это позволяет продвигаться вперед постепенно, сделать каждую задачу посильной для слабоуспевающих, обеспечивает полную занятость наиболее подготовленным. На этом уроке применяется методика группового решения задач, имеющих плавно меняющиеся ситуации. Привожу пример такой карточки - задания.
Перевести в Кельвины 20 0 С, -30 0 С, 0 0 С.
Перевести в систему "Си" 2 атм, 730 мм. рт. ст.
При давлении 5 атмосфер объем газа 8 литров. При каком давлении газ займет объем 20 литров?
Найти объем газа при 500 0 С, если при 20 0 С его объем 2 м 3.
Найдите массу молекулы кислорода, углекислого газа, аммиака.
Какой объем занимает 3 грамма водорода при давлении 4 атмосферы и температуре 127 0 С?
В баллоне емкостью 15 литров находится 1,04 кг азота при давлении 760 мм. рт. ст. Определите температуру газа.
Газ массой 32 * 10 -3 кг при давлении 8,31 * 10 6 Па и температуре 200 К занимает объем 3,2 * 10-3 м3. Определить, какой это газ.
Сколько молекул содержится в 14 кг азота?
Начертите в осях P,V графики, выражающие изотермический, изобарический, изохорический процессы.
Студенты приступали к первой задаче; если кто-то из членов группы справлялся с ней, он подавал всем членам звена знак сигнальным квадратиком и сразу переходил к решению второй. Сигнальные квадратики имел каждый (одна сторона, несущая отрицательную информацию, была белой, а другая, "положительная", - зеленой. Если студент выполнил задание, он клал сигнальную карточку-квадратик зеленой стороной вверх на середину стола. Обсуждение решения задачи начиналось при общем зеленом цвете квадратиков. Если время решения данной задачи прошло, а кто-то не смог за это время решить самостоятельную задачу, товарищи по группе оказывали ему помощь, в ходе которой непременно выделялась часть, составляющая суть предыдущей задачи, устанавливалось, в чем заключается разница между данной и предыдущей задачей. При такой методике обеспечивался индивидуальный темп работы, студенты приобретали уверенность в своих силах, оказывали помощь друг другу.
Иногда при закреплении материала по теме я использую другой вариант организации деятельности звеньев на уроке решения задач.
Карточка № 1
Дано:
R1 = R2 = ... = R5 = 4 Ом
R общ = ? R1 R2
R5
R3R4
5 = 0, то

Ответ: 4 Ом.
Каждое звено получает карточку с условием и математической записью "своей задачи". Половина группы исследует ход решения одной задачи, а остальные - другой. В процессе этого исследования нужно (применительно к рисунку) установить сущность изображенного физического процесса, выяснить природу действующих сил, определить связь между характером движения и приложенными силами, составить комментарий к записи решения. Выполнив свою работу, члены звена рассказывают о ней.
Уроки в форме пресс-конференций
Задаче формирования активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно, как нельзя лучше удовлетворяют уроки в форме пресс-конференций. Необычные по форме, они вызывают большой интерес студентов, значительно активизируют их познавательную деятельность, помогают развитию творческих способностей. Особенно важно то, что на таких уроках создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями, делового общения студентов, предоставляется возможность для развития как устной, так и письменной речи студентов; кроме того, здесь могут проявить себя и "физики", и "лирики".Уроки - пресс-конференции удобнее проводить после изучения темы с целью повторения и обобщения материала. За несколько дней до такого урока группу делю на звенья по 6 человек, примерно одинаковых по уровню подготовки. Студенты выбирают пресс-центр - 5 человек. С пресс-центром обсуждаю ход занятия, подбираю литературу, решаю вопросы оформления кабинета. Каждое звено подбирает для пресс-конференции 3 - 4 вопроса. Чтобы не было дублирования, заранее определяем область интересов каждого звена. Например, к пресс-конференции по теме "Рентгеновские лучи" первое звено готовит вопросы об использовании рентгеновских лучей в народном хозяйстве (представители журнала "Наука и жизнь"), вторая группа - об их использовании в науке (она представляет "Журнал теоретической и экспериментальной физики"), третье звено - о рентгеноастрономии (журнал "Земля и Вселенная"), четвертое звено - "Рентген - благородный рыцарь медицины" - об использовании рентгеновских лучей для диагностики заболеваний и их лечения (представляет журнал "Здоровье"), пятое звено - история открытия этих лучей (от журнала "Вопросы истории естествознания и техники").
Столы расставлены так, чтобы каждое звено могло работать самостоятельно. А так как группы превращаются в сотрудников газет и журналов, то на их столах, на специальных подставках устанавливаются флажки с названиями газет или журналов, которые они представляют. За столом пресс-центра - студенты, играющие роли будущих инженеров, физика-теоретика, астронома, врача-рентгенолога, историка физики (готовятся к этому заранее, читают книги, статьи).Начинается пресс-конференция со слов приветствия в адрес участников. Далее сообщается ее тема (для гостей) и общий круг вопросов, которые на ней будут рассматриваться. Затем - знакомство с пресс-центром и планом работы. Он таков:
Ответы пресс-центра на вопросы представителей газет и журналов - 45 минут.
Перерыв - 5 минут.
Просмотр диафильма - 5 минут.
Оформление редакционного задания - 20 минут.
Отчет о проделанной работе (чтение заметок) - 15 минут.
Подведение итогов: выступление жюри - 5 минут.
Группы задают вопросы в порядке очередности. Вопрос обычно начинается словами: "Читателей нашего журнала интересует вопрос..." или "В редакцию нашего журнала поступило письмо с просьбой объяснить следующее явление...".
Отвечают на них специалисты "пресс-центра". Журналисты выслушивают ответы и делают в своих блокнотах записи. Потом тут же, в специально отведенное для этого время ("час выполнения редакционных заданий") они должны написать статьи или заметки в "свой" журнал или газету, а художники их оформить. Каждый из группы занят своим делом: кто-то пишет ответ на первый вопрос, кто-то - на второй. Кто-то подбирает рисунки и т.п. В распоряжении ребят находятся фломастеры, клей, белая и цветная бумага, старые журналы.
Заметка должна точно отражать рассматриваемую тему, правильно и в увлекательной форме передавать содержание полученных ответов и, конечно же, иметь интересное название (например, "Невидимые Х - лучи"). В этот "тихий час" пресс-центр готовит заглавие общей газеты и ее лист. Лучшие материалы (их оценивает тут же жюри из учеников) прикрепляются булавками к этому листу: получается экспресс-выпуск интересной и красивой газеты. Подразумевается, что вторые экземпляры своих статей журналисты вышлют в адрес пославших их редакций.
Уроки - пресс-конференции обладают огромным образовательным и воспитательным потенциалом, так как дают возможность студентам проявить себя всесторонне. Вырабатывают умение выступать перед аудиторией.
Урок - опрос по звеньям
Для закрепления знаний студентов по теме, проверке домашнего задания иногда практикую опрос по звеньям. Звено выслушивает по очереди ответы своих товарищей, затем всеми членами звена каждому отвечавшему выставляется оценка. А предварительно, перед опросом, звеньевой проводит консультацию по тем вопросам, которые учащиеся усвоили недостаточно твердо. В случае, если во время консультаций, которые во всех звеньях проводятся одновременно, появились нерешенными те или иные вопросы, на столе появляется красная карточка.
Тех студентов, которые не усвоили тему, консультирую у доски. Часто консультацию проводят 2 - 3 студента, которые разобрались с вновь изученным вопросом. В то время, когда проводится консультация для отдельных студентов у доски, я провожу индивидуальную работу с остальными.
Заключение
Организация индивидуально - групповой работы студентов на уроке вызывает интерес и стремление разобраться - самостоятельно во всем. На этих уроках имеется возможность помочь каждому лучше усвоить новый материал, полнее использовать свои знания. Все без исключения студенты заняты решением посильной для них познавательной задачи.
Описанная в данной методической разработке система организации учебного процесса оправдала себя на практике. Она доступна преподавателям и служит эффективным средством для повышения качества знаний студентов.
Литература
1. Журнал “Физика в школе” Раздел “Методика. Обмен опытом” за 1997, 1998 год.
2. Журнал “Специалист” Раздел “Учебно - методическая работа” за 1997,1998 год.