Статья на тему: Организация урока с использованием групповой работы


Организация урока с использованием групповой работы
Современный ученик на сегодняшний день должен обладать рядом компетенций, т. е. наиболее общими и универсальными умениями, помогающими ему найти себе достойное место в обществе.
Информационная компетенция – это способность, которая помогает определять и осуществлять поиск необходимой информации.
Компетенция в решении личностно значимых проблем, т. е. наличие у человека хорошо развитого творческого мышления с опорой на рефлексию.
Коммуникативная компетенция предполагает, что у ребёнка сложился необходимый для жизни в современном обществе социальный опыт.
Эти важные цели могут быть легко реализованы на уроке при работе в малых группах. Перечислю преимущества такого подхода:
Роль групповой работы в реализации принципа комфортности.
Не секрет, что каждый ребёнок, выслушивая огромное количество информации, сталкивается с рядом затруднений:
-низкая речевая активность;
-спад интереса к обсуждаемым проблемам;
-быстрая утомляемость;
-высокий темп;
-эгоцентризм товарищей (крайняя форма проявления эгоизма, выпячивания своего «Я»).
Работа в группах снимает эти напряжения. Вместе с тем дети учатся взаимодействовать друг с другом в учебном процессе, преодолевая межличностные трения, устанавливают правила взаимодействия и стараются им следовать.
При подготовке выступления группы принято учитывать сопричастность к общему делу. Это поможет им научиться вносить максимальный индивидуальный вклад в совместную деятельность, не уменьшая роли других участников.
Такая работа снижает стрессы при проведении проверочных и контрольных работ. То, что ребёнок смог сделать в группе в совместном обсуждении, помогло ему боле глубоко освоить данный материал.
Роль групповой работы в реализации принципа минимакса.
Каждый ученик во время урока может выполнить те задания, которые ему по силам, самостоятельно, а при помощи группы справится с заданиями повышенной трудности.
Роль групповой работы в реализации принципа деятельности.
Ребёнок самостоятельно учится ставить цель, достигать её и оценивать свою деятельность. На каждое направление на уроке отводится специальный отрезок времени, но легче осуществлять поиск необходимой информации и экспериментировать вместе. Самое проблемное для ученика – выяснить суть затруднения в своей деятельности. Оптимизировать этот процесс поможет обсуждение внутри группы.Определённая технология, лежащая в основе ОС «Школа 2100», позволяет более успешно организовать работу в малых группах, хорошо сочетается с технологией проблемного диалога.
Этапы урока открытия нового знания
Орг. момент
Проверка готовности к уроку.
Создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность.
Выяснение правил взаимодействия внутри группы и между группами.
Определение содержательных рамок предстоящего обсуждения и их связь с предыдущими уроками.
Актуализация знаний и постановка проблемы
Деятельность в группе на основе имеющихся способностей.
Согласование вариантов.
Создание проблемной ситуации, вызывающей у детей:
-затруднение в деятельности;
-затруднение в коммуникации.
Выявление причины затруднения в группе и формулирование вопросов, направляющих деятельность учащихся к «открытию» нового знания.
Согласование причин затруднения между группами, фиксация вопросов и темы урока.
Совместное «открытие» знаний
1. Исследовательская деятельность.
2. Согласование результатов исследовательской деятельности.
3. Выполнение задания, вызвавшего затруднения.
4. Резюме (краткое изложение сути).
Самостоятельное применение знания
1. Выполнение задания из учебника:
-выбор его группой;
-обсуждение;
-выполнение;
-взаимопроверка между группами.
2. Индивидуальная работа с последующей самопроверкой:
-выполнение задания;
-самопроверка;
-самокоррекция.
3. Развитие познавательного интереса
4.Выбор домашнего задания
Возможные приёмы организации групповой работы
Орг. момент.
1. Детям предлагается пожелать друг другу удачи на уроке. Они хлопают по ладоням соседа, говоря при этом своё пожелание ему.
2. Учитель предлагает подумать, что пригодится для успешной работы на уроке. Дети высказываются по этому поводу.
Выяснение правил взаимодействия.
В результате обсуждения рождается согласованный вариант:
Во время работы каждый должен стараться для всей группы.
Никто не должен забывать, что в группе он не один. Каждый хочет высказать своё мнение, хочет принять участие в работе. Важно быть внимательным к своим товарищам.
Есть время обсуждения в группе, когда бывает рабочий шум. Не забывайте, что в других группах тоже идёт обсуждение. Важно понимать, что в большом шуме не очень хорошо думается.
Существует время межгруппового обсуждения, где все предельно внимательно выслушивают друг друга. Важно суметь выслушать другого и понять, а потом уже высказаться самому.
(правила установлены)
Чтобы каждый смог высказаться, распределим роли выступающих. Первый будет зачитывать задание, второй расскажет, как работали в группе, третий – о том, что в результате получилось и почему. От группы могут выступать все, кто хочет. Желательно в разных ролях.
Актуализация знаний и постановка проблемы.
деятельность в группе на основе имеющихся способностей
Этот процесс тесно связан с типом проблемной ситуации, возникающей на уроке.
Новое знание предполагает внесение детьми изменения в алгоритм действия, в одну из его частей, а остальные шаги остаются неизменными.
При «открытии» нового знания дети описывают с помощью известных терминов новый объект (название, суть явления, причина). Нужно вспомнить все известные понятия, необходимые для объяснения данной ситуации.
Иногда возникает случай, когда применение прежнего алгоритма приводит к нерациональному подходу (поиск другого алгоритма, когда в деятельности нет затруднений).
Бывает ситуация, когда проблемы возникают на этапе согласования нескольких мнений. Тогда выбираются задания, предполагающие разные или ошибочные точки зрения. Важно зафиксировать эти мнения и не давать им оценку.
согласование причин затруднения между группами, фиксация вопросов и темы
урока на доске
Ученики подсчитывают количество возникших мнений и фиксируют их содержание.
Совместное «открытие» нового знания.
исследовательская деятельность
(проводится наблюдение за предметами, возможна демонстрация опытов, идёт работа с текстом учебника или дополнительной литературой)
согласование результатов исследовательской деятельности
Дети вспоминают мнения, которые у них возникали ранее или представляют выход из затруднения. Далее следует проверка версий с помощью материалов учебника, опытов, выбирается верный подход из перечисленных ранее.
выполнение задания, вызвавшего затруднения
После этого следует вернуться к проблеме, вызвавшей затруднение, и разрешить её с опорой на новое знание.
резюме
Для того, чтобы осуществить закрепление знания, необходимо оформить его в громкой речи, в виде правила или алгоритма.
Самостоятельное применение знаний: выполнение задания по выбору из учебника или рабочей тетради. Сначала можно поработать в группе. Другие группы оценивают выполнение.
Индивидуальная работа с последующей самопроверкой: сделав, сверяют с образцом, находят и анализируют свои ошибки. Далее выявляются ошибки, продумывается система мер по их предотвращению.
расширение кругозора
Предлагается каждой группе найти дополнительную информацию по данной теме из рубрики «Это интересно».
Итог урока. Рефлексия.
-Что нового узнали?
-Как узнали, что помогло?
-Где пригодятся знания?
-Кто из ребят больше всех помог в «открытии» знаний?
-Как работал ты?